Легенда о Коловрате, 2017

Савелий Грамматик
  Вторая половина 2017 года отметилась необычно большим количеством выпущенных в прокат крупных и действительно заметных, амбициозных российских фильмов, при этом почти все они вышли в прокат в октябре. "Салют - 7" был перенесён с космического апреля на 12 октября, чтобы он не конкурировал с "Временем первых" (при этом "Времени первых" это не то чтобы очень помогло, а вот сам "Салют - 7" выступил очень хорошо), окружённая скандальным ореолом "Матильда" и "Последний богатырь" были выпущены на одной дате (26 октября), и если "Матильде" такая скандальная реклама в целом не очень помогла, а конкуренция с "Последним богатырём" даже помешала, несмотря на разную целевую аудиторию (сыграло роль количество залов и сеансов), то "Богатырю" его грамотный PR,  удачная дата релиза (уикэнд перед осенними каникулами, что возволило охватить, в целом, 8 школьных выходных дней) и сдвиг общим прокатчиком (WDSSPR) полноценного релиза триквела "Тора" со 2 ноября (четверг) на 6 (понедельник, первый день второй четверти в школах) позволило стать самым кассовым российским фильмом за всю историю...

  Но вернёмся к главному фильму этого обзора. "Легенда о Коловрате" - ещё один крупный заметный российский проект этой осени (релиз в последний день осени, 30 ноября), и лента эта оказалась по исполнению своего рода "Матильдой". Сюжет, описывающий отрывок из российской истории (в данном случае фильм построен вокруг полумифического персонажа, своего рода короля Артура российской истории) и его реализация оказались несколько отрывочны, как будто фильм представляет собой сокращённый для кинопроката сериал (или мини-сериал). Выражается это в присутствии белых пятен и недосказонностей (как в случае с общающимся с медведем отшельником, совершенно нераскрытым), а также местами чисто сериального уровня постановке (как в открывающем эпизоде с маленьким
Коловратом, например); время от времени присутствуют излишняя пафосность или глупость персонажей и нелогичные, притянутые за уши фрагменты (например, в эпизоде с отрядом монголов, пришедших за Коловратом, и растрелянных его соратниками, стоящими там, где эти монголы прошли минуту назад), что, конечно, не улучшает впечатления о фильме. Герои оказались поделены на 2 лагеря - одни из них были хорошо раскрыты (хотя и не всегда хорошо сыграны), другие (как Лада) сыграны были хорошо, но не очень хорошо раскрыты сценарием... Местами неестественные, неживые, искусственные диалоги не идут ленте в плюс. Актёры, в целом, отыгрывают на уровне, но не более, но есть и очень удачные роли - Александр Ильин-мл. в роли Каркуна очень хорош, а Батый в исполнении Александра Цоя просто великолепен.

  При этом техническая сторона ленты, её стилистика, этакая комиксовость, уклон в стилистику "300 спартанцев", оставляет хорошее впечатление - и костюмы, и декорации (там, где они были), и спецэффекты (в том числе 3D), рисующие нам мир этой истории, выполнены на очень высоком уровне, и только последний эпизод в техническом плане выглядит несколько недоделанным, излишне мультяшным.

  Таким образом, "Легенда о Коловрате" оказалась довольно крепкой и качественной лентой; для российского кино это ещё один шаг вперёд. И хотя фильм не лишён очевидных минусов, характерных для отечественного кинопродукта, видна хорошая работа и продвижение вперёд. Эта попытка уйти на более высокий, более качественный уровень вполне удалась и говорит о том, что, хотя нам ещё много над чем надо работать, у нашего кино есть определённые перспективы. Не вполне ясно,зачем было нааолнять фильм столь многочисленными и очевидными отсылками к "300", но это уже детали...

7 из 10