Случай в университете

Ольга Толопило
Мне было далеко за двадцать, когда моя мечта закончить и получить образование клинического психолога преодолела верх над неловкостью и страхами. Как представлю, что я буду учиться со студентами моложе меня в полтора - два раза, так  неловко становилось.  У меня был опыт прохождения тренингов с молодёжью.  Как бы хорошо они ко мне ни относились, но своей я для них не была. И это меня несколько смущало.  Их дружеское, тёплое расположение ко мне и слова: «Ты у нас как мамочка»,  «старшая сестра»,  и.т.д., не придавало мне радости и веселия.
  В то время, когда мои одногодки занимались домашними делами, мужем, разговорами о политике, о необходимости очередного ремонта на даче или воспитании отроков, я интенсивно преодолевала  свои комплексы на всевозможных тренингах , активно организовывала образовательные  фестивали, познавала основы командообразования  или постигала тайны Вселенной, искала свою Миссию и Предназначение, открывала  свои таланты и возможности  с великими учителями современности ( по своей личной версии).
 В общем была хоть не белой вороной, но чем- то близким к этому определению, белым воробьем, наверное, уж точно.  Муж, сын, работа вплетались в  мою жизнь более или менее гармонично. Мои мужчины даже периодически помогали мне, участвуя в организации очередного фестиваля, или вкладывая личные сбережения на моё образование, отложенные на новый шкаф или подарок мне в виде шубки. Ведь только любимый и любящий мог меня понять, что никакие новые шубки и драгоценности не заменят мне участие и обучение в очередном волшебном семинаре или  тренинге.  Так и текла моя жизнь.
  И вот я решила ещё и клиническим психологом стать. Найдя самую удобную для себя форму обучения, а именно заочную, я приезжала раз в два месяца чтобы сдать очередные домашние задания своему куратору  и получить новые. Мне повезло. Моим куратором был декан нашего факультета, чудо-профессионал и замечательный человек.
 В это время уже вышла моя очередная книга, где участниками событий были и домовые и драконы,  где почти в каждом рассказе происходило погружение в иные параллели и пространства.  В деканате книгу мою уж точно если не прочли, то хотя бы просмотрели, так как я с торжественным видом подарила несколько экземпляров без ложной скромности своему обожаемому куратору. 
 Однажды, приехав в университет  с новой порцией   тщательно выполненных мной курсовых, я бодро шагала по коридорам старинного здания  альма- матер. Вдруг неожиданно почувствовала некое волнение, словно за дверью кабинета декана нашего факультета меня ждал сюрприз…   А он и ждал. 
  Со словами приветствия я открыла дверь приёмной. Секретарь меня встретила,  как-то уж слишком радостно и одновременно напряженно. Оторвавшись от печатания документов и с несвойственной ей  живостью, и каким- то напряжением, которое заполняло всю комнату, молча проводила меня к профессору.
     Всё было на месте.  Огромный письменный стол и множество стеллажей книжных и могучие шкафы с прозрачными стёклами, сквозь которые гордо просвечивалось множество книг, статуэток, премий и грамот.  Огромные  тёмно-зеленые  бархатные шторы на высоких окнах и декоративные крючки с развешенными сменным пиджаком декана, пуховичками трех его обожаемых сокровищ, и их же сменной одеждой. Всё как всегда и  в то же время я почувствовала,что произошло что-то очень важное, чего пока еще не понимаю.
   
Наш профессор был прекрасным  добрым и несколько рассеянным отцом семейства. И все это семейство находилось где- то поблизости от здания нашего университета.  Младшая - в детском саду через дорогу; средняя - в физико-математической школе, находившейся на одной территории с университетом; старшая - обучалась в нашем учебном заведении .  Кабинет декана был перевалочной базой для всех трёх девочек.  Там они переодевались, собирались, пили чай, ждали очередных кружков и секций. Порой кабинет напоминал живую и веселую квартиру рассеянного и заботливого папаши. Одна играла в паровозик, ожидая конца рабочего дня папы, другая что-то в спешном порядке скачивала с интернета, готовя очередную лабораторную, а третья мирно ожидала начало очередного кружка, полёживая на мягком кожаном диванчике, или прожёвывала очередную булочку с чаем, сидя в кресле. В это время их обожаемый папаша умудрялся  готовить материал для  очередной лекции, решать важные финансовые и не только вопросы, вести  телефонные переговоры и даже принимать посетителей. Никого уже не смущала такое положение дел. Потому что любили своего декана за гениальные решения, добрые отношения к коллегам и студентам и увлекательнейшие лекции, которые он читал с таким потрясающим энтузиазмом, что студенты, раскрыв рты, как  маленькие дети внимали каждому его слову.  Надо ли говорить о том, что  его предмет был самым рейтинговым и успешным,  судя по достижениям студентов  в университете.  На многих  олимпиадах, конкурсах  не только  российских, но  и международных, его студенты всегда становились призёрами и возвращались с очередными грандами, кубками, премиями  в родные пенаты.  Вот такой был этот профессор. Молодой стройный, немного худощав, в очках, всегда умудрявшийся выглядеть с иголочки.  Думаю, поэтому несколько костюмов украшали большой платяной шкаф кабинета. Активный, бодрый, всегда улыбающийся, внимательно выслушивающий любого, кто с ним заговорит, и всегда помнящий ,что и кто ему сказал, попросил и не оставляющий без внимания ничего и никого. Правда в его взгляде всегда была искорка юмора, сдобренная изюминкой  усталости и здоровой самоиронией.  Но живой интерес к жизни перевешивал все остальное.
  Так вот в один из дней я приехала в университет,  чтобы сдать очередную кипу работ на проверку и получить  очередное задание.  И теперь стояла на пороге кабинета декана.  Профессор более чем обычно растерянный, сидел в своём вертящемся на колесиках кресле за великолепным старинным  огромным столом, заваленным документами.  Я, прорвавшись сквозь гору висящих пуховиков и пуховичков, сквозь строй обуви разных размеров, оказалась перед его взором.  Секретарь молча встала у стола, и ее глаза сквозь очки в золотой оправе, вся ее фигура,  в темно-синем дорогом костюме, даже ее папка под мышкой,  выразительно сосредоточились на декане.
 - Ах, добрый день.  Рад Вас видеть,-  произнёс профессор, привстав с кресла.  Присаживайтесь  поудобнее.  Он жестом
 указал мне на диван
 - Может кофе или чай?
 - Нет, благодарю, что-нибудь случилось?- вырвалось у меня.
Профессор несколько замялся.
 - Да  как вам сказать, - тихо промолвил он. Видите ли, вот какое дело ...  И его взгляд устремился на стол.
 Я посмотрела туда же. Среди бумаг лежала моя книга, открытая на одной из страниц.
 – Видите ли, тут какое дело,- снова заговорил профессор,- как бы Вам лучше объяснить…
Тут в разговор вмешалась секретарь.
 - Дело в том, что в кабинете профессора в последнее время стали происходить необъяснимые события.  И мы решили, сразу  не придавать делу большой огласки, а сначала  обратиться к Вам,возможно, с несколько неожиданной для Вас просьбой.  Не могли бы Вы нам помочь?
 Я ответила, что для начала мне нужно знать хотя бы в общих чертах что произошло.
Профессор оживился.
 -  Как Вам сказать…  Каждое утро, в течение  примерно двух недель, заходя в кабинет, я нахожу, что  что-то поменяно местами.  То шкаф с диваном. То книги оказываются в платяном шкафу, то сувениры расставлены у меня на столе.  Зайти в кабинет никто не может. Всюду видеокамеры и охрана ничего подозрительного не замечала и видеозаписи ничего не показывают.
 – Видеокамера есть в самом кабинете? – спросила я.
 - Нет что Вы, это запрещено,- ответила секретарь.
Я видела волнение и рассеянность профессора и его верного секретаря, и мне очень захотелось быть полезной им.  Но прежде я спросила: скажите, а почему именно я?
 - Анна Ивановна  (так звали секретаря) прочла с интересом Вашу книгу и принесла мне.   Я некоторым образом понимаю, что то, что там написано, не всё вымысел, есть и реальные события умело вплетенные Вами в сюжет. Вот мы и решили  эту историю рассказать сначала Вам . А уж потом выносить на обсуждение соответствующих органов.  Я поблагодарила за понимание и за доверие этих людей к моим способностям и согласилась помочь, если это будет в моих силах. Услышав такой мой ответ, они вдвоем в резонанс облегчённо выдохнули.
 - Скажите, а что сегодня поменялось?  - спросила я.
 - Да вот знаете, как ни странно, ничего. Всё на своих местах.
Я ,удобно разместившись на диване напротив профессора и Анны Ивановны и включилась в процесс.
 -  А Вы в этом уверены?
  - Да.  Ответил профессор с долей волнения в голосе.
  - Скажите, а что  позади Вас стоит вот в этом большом шкафу за средней дверцей?
 Профессор улыбнулся и даже расслабился.
 -Это сейф, но он такой древний, тяжелый и большой что его и с места-то никто не сдвинет. Ему очень много лет. И профессор не поворачивая головы, отточенным движением ловко  повернул ключик в двери шкафа и чуть  приоткрыл его.   
Я сказала:
 - Думаю, что сейфа в шкафу нет.
 Профессор как- то странно посмотрел мне в глаза и, не отрывая взгляда от меня, оттолкнулся ногами от пола, подъехал спиной на своем кресле на колесиках к шкафу. Он  привычным движением протянул руку к сейфу.  Его лицо постепенно приобрело серый оттенок, и я услышала его хриплый голос:
- Его там нет. Там пусто.
Он умоляющими глазами посмотрел на секретаря, не в силах повернуться и удостовериться лично.  Анна Ивановна сохраняя внешнее спокойствие, заглянула в шкаф.
 -Шкаф пуст, - отчеканила она.
Что стало с лицом профессора трудно передать. Я подумала, что пора вызывать «скорую». Но он собрался с духом, замотал головой и спросил меня :
 - Где же он? Куда он мог деться?
Я спокойно ответила.
 - Посмотрите в платяном шкафу.
 Профессор встал,    как иногда показывают в фильмах, на дрожащих ногах с полусогнутыми  коленями, осторожно и  медленно, словно преодолевая невыносимое сопротивление, приблизился к платяному шкафу, открыл его и воскликнул радостно и испуганно одновременно:
- ВОТ ОН!!!! 
И словно с него свалился непосильный груз, быстро открыл его. – Все документы целы! Ещё бодрее сказал он.
 -Вот и хорошо,-  подхватила радостный тон и секретарь.
 - Но как он мог там оказаться!? Каким образом?
 И они вдвоём уставились на меня, словно я сейчас им расскажу, как все произошло.  Я выдержала паузу, сосредоточившись на пространстве кабинета.  Потом сказала.
 - Вы будете смеяться, но мне кажется, что это Кабинетный.
 - КТО?,- в один голос переспросили меня .
 -Ка- бинет-ный.  В домах есть Домовые, а это Кабинетный. Такое ощущение, что ему очень плохо и он хочет вас о чём то попросить
 - ЧТО?,- снова в один голос произнесли они.
 -Мне сложно сказать что именно, но давайте спросим об этом у него самого.
В их глазах я прочла немой вопрос.   Я взяла лист бумаги, не зная, что именно я сейчас на нем напишу и произнесла.
 - Чем может быть не доволен Кабинетный старейшего учреждения страны? Тем, что у него что-то забрали?  Тем, что он хочет о чём- то предупредить? Тем, что ему чего- то не хватает?
  Произнося фразы, я их записывала на лист бумаги, оставляя после каждого варианта свободное место. Написав пять или шесть, я положила ручку на лист бумаги, отошла от стола и села на диван. Профессор стоял рядом с нашедшимся сейфом, словно боясь еще раз его потерять. Секретарь застыла  у края стола. Я не понимала, на что я надеялась, но тут произошло что-то уж совсем невероятное.
  От листа бумаги и ручки вдруг появилось сияние такое яркое, золотистое, и вдруг ручка встала вертикально, словно кто- то невидимый собрался что-то написать. Ручка  перечеркнула предложенные мной варианты. Профессор тихо опустился на пол рядом с сейфом, Анна Ивановна замерла в немой сцене. Я сидела неподвижно на диване и наблюдала за происходящим.  Рядом со столом, ближе к окну стояло кожаное кресло как раз напротив дивана и меня, на нем сидящей.  Я четко увидела, как сияние перешло на мощную спинку кресла, и на ней появилась старинная с потрёпанными страницами очень толстая, но небольшая по размеру книга, внешне похожая   на  словарь,  только страницы были намного толще, из пергамента или из кожи. Эта книга вся в сиянии  открылась, и листы стали переворачиваться на наших изумлённых глазах.  Остановились на странице, почти в середине книги,  ручка переместилась  на книгу и там подчеркнула несколько строк.  В конце словно тот, невидимый, кто ее держал,  поставил жирную точку. Ручка упала.  Я продолжала сидеть на месте. Передо мной в золотом сиянии, идущем от книги, раскрылось  пространство, и  мы все увидели, возможно параллельную реальность. Словно в кинотеатре  началась демонстрация старинного беззвучного фильма.
 Мы увидели молодого, немного нелепого мужчину среднего роста в лаптях, шароварах, русской рубахе и копной соломенных волос на голове.  «Как у Куклачева-старшего или Олега Попова»,- невольно отметила я.  А рядом с ним молодая крестьянская девушка в сарафане. Русая коса ниже пояса с вплетённой в нее ленточкой .  ОН и ОНА влюблёнными глазами смотрят друг на друга, улыбаются и радостно вприпрыжку бегут по поляне. Вдруг появляется что-то тёмное и неоформленное, окутывает Его и растворяется, оставив  одну влюбленную девушку испуганной, плачущей горючими слезами.   Постепенно пространство закрывается, сияние уменьшается и совсем исчезает. Книга остается лежать на кресле.  Я произношу фразу. Обращаясь больше к профессору.
 - Вашего Кабинетного пора отпустить на волю. Он честно отслужил свой срок, как в армии,  и теперь ему пора назад, к любимой, которая его до сей поры ждёт.  Сидящий на полу профессор полуживой  непонимающими глазами смотрит на меня и говорит:
 - И что же для этого необходимо сделать?
 - Просто отпустить.  Вашего разрешения не хватает. Вы хозяин кабинета, Вы и скажите ему.
 - Сказать? ,- встрепенулся профессор,-  Так пускай уже идёт! 
И тут же комнате появился человек с соломенными волосами, прям как из только что просмотренного немого кино, правда, с  немного поседевшими волосами, с узелком в руках в новых  лаптях. Казалось он весь  светился радостью.  Человек  молча поклонился по очереди сначала профессору, потом секретарю, потом и мне и … исчез.
  В комнате словно включили свет. Всё встало на свои места. Профессор медленно поднялся с пола. Переместился на кресло. Дверь открылась и с шумом и радостными воплями  в кабинет вошли его любимые девочки,  давай его обнимать и наперебой рассказывать, что у кого произошло.  Это и спасло их отца  от полного упадка сил. Переключившись на своих любимых и родных малышек, он тут же забыл о произошедшем.  « А может это был просто сон?- пронеслось у него в голове, - Пусть это будет волшебный сон!».  Декан  радостно улыбаясь подмигнул мне, и я прочла огромную благодарность в его глазах. Встав с дивана, и осторожно, стараясь не нарушать семейную идиллию, я удалилась из кабинета, взяв под руку Анну Ивановну.
- И то правда,- сказала она,- У меня столько дел накопилось.
- Давайте свои курсовые , -сказала она, когда мы вышли в приёмную  и принялась активно что-то искать у себя на столе.
Я открыла принесенную папку…
Всё  вернулось к  обычному ритму человеческого земного бытия.