Перестройка в РПЦ МП ч. 6

Владимир Бровко
ч.6
МОНАСТЫРИ в РПЦ МП
(данная  работа имеет 19 редких фото посмотреть которые можно тут:
http://h.ua/story/441891/  )

     В этой части нашего очерка о реформах, проведенных в 2017 г. в РПЦ МП мы с вами уважаемый читатель займёмся выяснением вопросов связанных с созданием и функционированием в РПЦ МП православных  общин (монастырей).
    Юридически же   сам  «вопрос»  о существовании и функционирования  в составе  РПЦ МП монастырей  урегулирован «Уставом  Русской православной церкви»» http://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html .  Но о его существовании мало кто знает и еще меньше тех кто его читал.  В связи с чем чтобы не уводить вас от сути вопроса я и предлагаю ознакомится с той частью Устава РПЦ МП которая посвящена –монастырям. Итак, внимательно читаем:
                XII. Монастыри
1. Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры.
2. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея.
В порядке, установленном законодательством соответствующей страны, монастырь может быть зарегистрирован как юридическое лицо.
3. Ставропигиальными монастыри провозглашаются решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с соблюдением канонической процедуры.
4. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.
5. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев.
6. В случае выхода одного, нескольких или всех насельников монастыря из его состава, они не имеют права и не могут заявлять никаких претензий на имущество и средства монастыря.
7. Зачисление в монастырь и увольнение из монастыря производится распоряжениями епархиального архиерея по представлению настоятеля (настоятельницы) или наместника.
8. Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, «Положения о монастырях и монашествующих» и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем.
9. Монастыри могут иметь подворья.
 Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским Уставом.
Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.
10. В случае принятия монастырем решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, монастырь лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности монастыря как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало монастырю на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
  Прочитали? Поняли?  Не знаю, как вам, но вот лично для меня остались непонятными вот такие вопросы:
1. Что это за такой «монашеский образ жизни» который нужно вести «для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры»?
   О это очень интересный вопрос! Ибо знание ответа, является залогом того, что вы уважаемый читатель поймете, о чем говорит и Устав РПЦ и «Положение и монастырях и монашествующих»!
   И тут я начну издалека. Ибо предполагаю, что большинство из вас уважаемые читатели, ну очень смутно приставляют себе кто такие монахи, когда и где они впервые появились, как они делятся и каким образом монашество утвердилось вначале в Московском царстве, а затем уже распространилось и по всей Российской империи. А также сумело дожить до того времени, когда Россия стала называться «Российской федерацией».
  Итак, строго по-научному: Мона;шество (монахи, монастыри — от греч. ;;;;; — один, одинокий, ;;;;;;;; — быть одному, жить уединённо, ;;;;;;;, ;;;;;;;; — живущий уединённо, ;;;;;;;;;;; — уединённое жилище), также и;ночество — буквально «уединённое, одинокое жительство».
     Термин монашество применяется не только к отдельным лицам, но и к сообществам, обрекающим себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющимся обычно определённому уставу и имеющим своей целью служение идеалам, достижимым лишь путём самоотречения и удаления от мира!
   Вот по сути мы и ответили на вопрос о том, что такое монашеский образ жизни!
    Но тут есть и другая сторона этого вопроса! Которая состоит в том, что это верный и единственно верный путь спасения ДУШИ верующего в Христа и его учения человека если эта церковная доктрина является истиной!
   А вы ведь уважаемый читатель должны всегда помнить, что на планете Земля есть сотни миллионов других людей верующих с той же целью (СПАСЕНИЯ) в Буду, Аллаха и даже иудейского Бога Иегову!!!
     И тут давайте на минутку предположим, что будет с теми христианскими верующими что жили ранее и что сейчас живут (а история монашества в России насчитывает более 1000 лет) если окажется что истинным Богом является Великий и всемогущий Аллах?
   А тогда окажется что все эти «поиски духовного пути, добровольное самоотречение от жизненных благ и радостей, заключения себя в монастырские кельи ничем не отличающиеся по режиму от пожизненного тюремного заключения явились ОШИБКОЙ вызванное распространением заведомо ложных религиозных догм, и никто ни от чего не спас свою ДУШУ!? 
      Но это будет еще хорошо, если же для жителей планеты Земля окончательно проясниться вопрос: ЧТО ЕСТЬ БОГ и какая из четырех мировых религий является истиной?!!!
    Так появится хоть какой-то логических выход из сегодняшней тупиковой ситуации разделивший население планеты Земля на 4 враждебных друг к другу религиозных лагеря!
     А если случится и такое почти НЕВЕРОЯТНОЕ СОБЫТИЕ! что в нашу Солнечную систему все же прилетит 10 планета - НИБИРУ и инопланетян с НИБИРУ окажутся в реальности нашими настоящими  «Богами» которые собственно и создали около 200-150 000 лет до н. э. методами генной инженерии СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА!
    Что тогда?  Опять как во времена СССР все пишем в ИСТОРИЧЕСКИЕ АРХИВЫ!
   Превратим ХРАМЫ, СОБОРЫ МОНАСТЫРИ В МУЗЕИ культуры нашей Цивилизации? А все служители культа переквалифицируются в жрецов «Нибируанских Богов»?
Так это уже в нашей истории было! Стоить тут только вспомнить шумерского жреца Фару из Ура Халдейского и его сына Авраама тоже служившего при  главном  городском  языческом храме в г. Ура и занимавшегося там изготовлением глиняных изображений вавилонских богов!
   И вот тут, самое время и поговорить нам и о том, что побуждает человека стать МОНАХОМ? Какие психологические мотивы у него появляются для принятия такого решения?
  А если к этому вопросу подойти принципиально честно!
  И занять беспристрастную позицию как бы стороннего наблюдателя, то у нас получается, что сам пресловутый «уход ИЗ МИРА» в «МИР МОНАШЕСТВА» это ЕСТЬ ничто иное  как - ПРОЯВЛЕНИЕ  РАССТРОЙСТВА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, квалифицируемого современными психологами как одна из разновидностей: СОЦИОФОБИИ!
   И раз мы упомянули о СОЦИОФОБИИ то вот ее научное определение и это надо точно знать!
   Социофо;бия (от лат. socius – общий, совместный + др.-греч. ;;;;; – страх), социа;льная фо;бия, социа;льное трево;жное расстро;йство — упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц: боязнь взглядов прохожих на улице, боязнь находиться в обществе, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п.
Причины
Исследования, касающиеся причин социофобии, ведутся в широком диапазоне теорий и областей знания — от нейробиологии до социологии. Однако учёным ещё только предстоит выяснить точные причины возникновения социальной тревожности. Текущие данные позволяют говорить о том, что основную роль играет наследственная предрасположенность в комбинации с социальными факторами и факторами окружающей среды.
Генетические и семейные факторы
   Исследователями было продемонстрировано, что риск оказаться в состоянии социальной тревожности увеличивается в 2-3 раза, если кто-либо из ближайших родственников также испытывал или испытывает это же расстройство.
    Возможно из-за генетического наследования и/или из-за того, что дети перенимают социальные страхи своих родителей в процессе наблюдения за ними. Исследования с участием близнецов, усыновленных разными семьями, показывают, что если один из них заболевает социофобией, то для другого риск также приобрести это расстройство на 30-50 % выше, чем в среднем в популяции.[32] Исследователи предполагают[прояснить], что родители детей с социофобией сами страдают социальной тревожностью, (Bruch and Heimberg, 1994; Caster et al., 1999), и застенчивость, обнаруженная у приёмных родителей, в значительной степени коррелировала с застенчивостью у усыновленных детей (Daniels and Plomin, 1985).
Чрезмерная опека или критика детей в семье также повышает риск развития социофобии.
    Параллельно с этими данными имеются результаты исследований поведенческого ингибирования у новорожденных. Поведенческое ингибирование — не патология, а скорее особенность функционирования нервной системы, при которой индивид более сконцентрирован на себе и опасается окружающего мира. Примерно 10-15 % людей обнаруживают этот темперамент при рождении и это является фактором риска развития социально-тревожного расстройства (социофобии) в последующей жизни
Влияние прошлых эпизодов отрицательного опыта общения
    Исследователями было показано, что предыдущий отрицательный опыт социализации может провоцировать развитие социофобии,в особенности у людей с повышенной чувствительностью. У примерно половины страдающих социофобией была обнаружена чёткая взаимосвязь между психологической травмой, связанной с унизительным или травмирующим социальным событием, и ухудшением симптомов социофобии.
   Имеет значение не только личный социальный опыт: просто наблюдение отрицательного опыта других делает развитие социофобии более вероятным.
    Социальная тревожность также может быть кумулятивным эффектом: невозможность «влиться» в коллектив, неприятие или отвержение сверстниками, долгие годы психологической травли (Beidel and Turner, 1998). Застенчивые подростки и тревожные взрослые в своих резюме особенно подчёркивали, что часто в своей жизни сталкивались с неприятием сверстниками,выраженным в различных формах психологического и физического насилия (Gilmartin, 1987).
   Одно из проведённых исследований показало, что популярность отрицательно коррелирует с социальной тревожностью, и дети, непопулярные у сверстников, сообщили о более высоких уровнях тревоги и страха быть отрицательно оценёнными, чем контрольная группа.
   Очевидно, что дети с социофобией имеют тенденцию получать меньше положительных реакций от сверстников,и это может приводить к появлению избегающего поведения
Связь с другими расстройствами
   Существует высокая степень коморбидности между социофобией и другими психическими расстройствами. Обычно социофобии аккомпанируют заниженная самооценка и депрессия, возможно из-за дефицита личных взаимоотношений и длительных периодов изоляции, связанных со страхом общения с другими людьми. Пытаясь избавиться от тревоги и депрессии человек может прибегать к употреблению алкоголя и наркотических веществ, что, в свою очередь, может привести к формированию зависимости. Есть данные, что примерно 20 % больных социофобией страдает также и от алкоголизма.
   Одно из наиболее часто встречающееся сопутствующих расстройств — это депрессия. В одном исследовании из 14 263 человек, у 2,4 % диагностировали социофобию и из них у 16,6 % выявили также депрессию.
    Помимо депрессии у страдающих социофобией часто выявляют: паническое расстройство (33 %), генерализованное тревожное расстройство (19 %), посттравматическое стрессовое расстройство (36 %), злоупотребление веществами (18 %), попытки суицида у 23 %.
     В одном из исследований отмечено, что, у пациентов с коморбидными алкоголизмом, паническим расстройством или депрессией социофобия предшествовала становлению соответствующего расстройства в 75 %, 61 % и 90 % случаях соответственно.
    Хотя в руководстве DSM-IV и говорится, что человек не может быть признан больным социофобией, если его симптомы лучше описываются критериями для расстройств аутистического спектра, таких как синдром Аспергера или аутизм, некоторые люди страдают от обоих недугов одновременно. Одно исследование выявило коморбидность в 28 % между аутизмом и социофобией.
    Есть данные, указывающие на взаимосвязь социофобии с биполярным расстройством и расстройством дефицита внимания.
     Вдобавок исследования показали, что больные социофобией чаще подвержены развитию гипомании, на фоне приёма антидепрессантов, чем не страдающие социофобией.
     Вот такое сложное для «среднего ума»!  научное пояснение тех психологических причин, что на самом деле толкают «человека» на принятия решения» об уходе из мира» в МОНАСТЫРЬ для спасения ДУШИ!
   Но это научное пояснение, а мне удалось найти более понятное описание психологического состояния людей, находясь в  котором они и  принимают решение об уходе из грешного мира!
Вот отрывок из статьи (https://drevniy-daos.livejournal.com/153910.html )
   «Давайте вернемся к вопросу - от чего уходили люди, что они оставляли? Оставляли семью и родственников, богатство и имущество, войны и привычные занятия.
   Для богатых постриг был событием, для бедных - зачастую переход к лучшей в материальном положении жизни. Про любовь я не умолчал - уходящий в монастырь человек редко её имеет, чаще это случается, как раз после смерти супруга или жениха/невесты, или при отсутствии привязанности к семье.
   Бывало, что дожидались смерти престарелой матери или отца, и только потом постригались. В принципе, считалось, что если в миру остались родители, то они для человека уже больше не существуют.
  Наступало как бы забвение старого мира, человек начинал новую жизнь не только на словах, но и на деле. Он оставлял мир треволнений, мир страстей и суеты и посвящал себя служению богу.
     Высшая ступень монашества - схима - и означала ангельский образ, человек как бы становился подобным ангелам при жизни. Всё это показывает, что люди не могли и не хотели ждать обещанного "будущего века" и рая на земле, а стремились убежать от тревог и забот в монастырь, где всё тихо, чинно, неспешно, определенно.
    Они отказывались и от многих радостей жизни - ради блага покоя.
   Наибольший расцвет монашества приходится не на времена процветания и благоденствия страны (любой страны), а на наиболее тёмные времена, эпоху смут, войн, голода. на Руси это 14-16 века, отчасти 17-й.
   Думаю, эти факты говорят сами за себя. Люди бежали не от лучшей жизни, и не просто из-за религиозного внушения. Монастырь был прибежищем, местом, где можно было забыть о тягостях жизни. Помимо того, что было множество монахов, отношение к ним в обществе в целом было уважительным. Это показывает, что быть монахом во времена смут было делом привлекательным.
   Даже защищены монастыри были часто лучше, чем иные города. Это и для Европы справедливо, и для Руси. Известна история обороны Троице-Сергиевой лавры от поляков.
    А Соловецкий монастырь выдерживал в 17-м веке осаду царских войск с применением артиллерии в течении трех лет (о чём повествует старообрядческая повесть). Так что монастырский покой - совсем не метафора. В некоторых странах монашеские ордена, насколько я помню, были неплохо вооружены и имели свои воинские отряды.
     Итак, монастырь был альтернативной формой общественного устройства, не церковь, а именно монастырь.
    Человека толкали в монастырь отчаяние, нежелание жить, разочарование, потери и прочие беды. Он шел в монастырь за утешением - и нередко получал его. Люди в прежние времена были менее требовательны к жизни, чем сейчас.
   Отсутствие горя уже казалось высшим счастьем. Не стоит забывать о том, что многие искренне верили. А православные и католики, в отличие от баптистов, вовсе не считали, что им гарантировано спасение.
    На западных стенах храмов, где обычно на фресках изображался апокалипсис, часто можно было увидеть в адском пламени священников и епископов прямо в церковных облачениях. А вот монашество считалось лучшим способом замаливания грехов.
    Так что человек не только приобретал сравнительно спокойную с внешней стороны жизнь, но ещё и успокаивал свою совесть, свои нервы. Здесь он, конечно, обманывался, но равным образом он обманывался и тогда, когда считал себя грешником согласно церковным канонам. Так что "психотерапевтический" эффект налицо.
Все эти мотивы были сильными, некоторые работают и сейчас, хотя уже реже и не так убедительно…»
Так же нужно сказать и о том, что человек (с кучей психологических проблем) принявший решении «уйти в монастырь» увы изначально мало знал о том, что кто и что его там ждет!
Но вы уважаемый читатель можете подсмотреть краем глаза на этот монашеский мир через вот эти фото:
   А человек решивший стать монахом не понимает, что обратной дороги назад нет!
   И что особенно для него будет неприятным так то, что к его старым психологическим проблемам добавятся сотни других не менее тяжких и болезненных!
   И истории христианского монашества к тому есть энциклопедия ярчайших примеров….
    А раз мы заговорили об истории монашества то тут надо прямо заявить, что «монахи» это не «христианское изобретение»!
    А далее я подаю очень краткий исторический обзор развития «монашества» как особой формы социального поведения людей. Но тут надо прежде всего отметить, что само «монашеское движение» началось задолго до Христа, а монахи   как таковые уже существовали в Древней Индии!
    Монашеский путь занимает центральное место в буддизме и джайнизме. С монашеского устава начинается буддийский канон Типитака.
   Идея обособления, осуществляемого в тех или иных формах, встречается как в древнем иудаизме (например, в библейские назореи, а также такие пророки как Илия и Иоанн Креститель), так и в других религиях: в египетском культе Сераписа, и в греческой философии (см., например, Неоплатонизм).
В самой же Библии само греческое слово «монах» не встречается!
 Есть версия, что возможно впервые с монашеским образом жизни греки познакомились после походов Александра Македонского и во время существования греко-индийских царств.      На зарождение же христианского монашества огромное влияние оказало два религиозных течения в иудейской религии, проповедующих строгий образ жизни — ессеи и ферапевты.
     С первых же веков христианства появляются люди, отказывающиеся от имущества и целиком посвящающие себя христианскому служению. Монашество как учреждение появляется в IV веке, когда после легализации церкви размылись её внешние границы. Как учреждение, созданное с сознательной целью и имеющее приспособленную к этой цели организацию, христианское монашество непрерывно развивало свои идеи с первых же времён христианства.
Монашество по своему замыслу — своеобразный путь к совершенству подражанием образу жизни Христа.
Евангельский Христос по мнению христианских богословов «……открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо!»
    Отшельничество среди монахов уже развивалось под влиянием Антония Великого и Илариона.
   Основателем другой формы монашества, общежительной, или киновитной, считается Пахомий Великий. В Верхнем Египте, в Табенне, около 340 г. возник монастырь по уставу Пахомия, быстро распространившемуся в христианском мире. При таком уставе монахи жили в отдельных кельях (по 1-3 монаха на келью).
   Первоначально у монастырей не было определённых отношений к церковной иерархии, затем стали ставить священников из числа монахов для богослужения в монастыре.
   Среди мужских монастырей Табенны по инициативе Пахомия его сестрой был основан женский монастырь. На Востоке родоначальником общежительного монашества был Феодосий Великий, основавший первую киновию в окрестностях Вифлеема, в ней был принят устав Василия Великого, более мягкий по сравнению с уставом Пахомия.
   Те аскеты, которые считали необходимым более крайнее отречение от мира, создавали новые формы монашества, такие как затворничество, молчальничество, столпничество. Также существовали формы подвижничества, осуждавшиеся церковью. Они превращали подвижничество в профессию или прикрывали полное одичание. Вкрадывались искажения и в киновитное монашество: появлялась частная собственность, возникла практика насильного пострига. Светская власть постоянно вмешивалась в церковные вопросы, церковная иерархия вмешивалась в политику, вследствие чего монашество стало принимать большое участие в общественной жизни.
     Начиная с конца V в. на Востоке замечается сравнительный упадок монашества, несмотря на его внешние успехи. Число монастырей и иноков умножалось, особенно в Палестине, где монахи считались тысячами в лавре святого Саввы, святого Феодосия и других обителях. Открывались новые территории для монашества, например, в Синайской и Раифской пустынях. Монастырское имущество увеличивалось щедротами благотворителей. Права и преимущества монашеского сословия обеспечивались особыми законами.
   Появление в VII в. ислама и завоевания арабов оказали сильное влияние на монашество. Первая отчизна его, Египет, стал неудобен для тихого и безмятежного жития, как и вторая отчизна, Палестина, где в предыдущие века монашество достигло особого развития. Множество монастырей было разграблено и уничтожено, а постановление Омара I запрещало постройку новых. Зато число монахов в пределах все уменьшавшейся Византийской империи возрастало в VII в. с каждым годом. В это же время выдвигается впервые Афон).
     VIII в. со вступлением на престол Исаврийской династии открыл эпоху сильного гонения на монашества. Иноки были главнейшими сторонниками иконопочитания и представили целый ряд лиц, стяжавших славу святых мучеников в борьбе с иконоборством.
        «Торжество Православия» (окончательное восстановление иконопочитания) в 842 году открыло новую блестящую эпоху в истории византийского монашества. Изгнанные иноки массами вернулись в Константинополь, были построены новые монастыри.
      Монашество прочно утвердилось вновь на Олимпе, в Латре, в Афинах, в Фессалонике и многих других местах. Оживление коснулось и Южной Италии, где в предыдущем веке поселилось много греческих монахов: около 733 г. лишь у Бари высадилось до 1000 греческих монахов, а с 726 по 742 г. в Калабрии построено было до 200 православных монастырей.
      Особенно блестящим для монашества было время конца X — начала XI вв. в отвоёванной византийцами Южной Италии, в монастырях на горах Латре и Олимпе Вифинском и в самом Константинополе.
 Монастыри Византийской империи делились на мужские, женские и двойные. Женских было меньше, чем мужских. В зависимости от устроителя и типа управления они были:
царские,
ставропигиальные или патриаршие,
 епархиальные, ктиторские, то есть частных строителей,
харистикарные, или жалованные, и
независимые.
Уставы их, или типики, нормировали всю жизнь монахов, начиная с обязательных для них богослужебных обрядов и кончая временем сна, принятия пищи и т. д.
 Число подвижников, спасавшихся в пустынях и не подчинявшихся правильной дисциплине, было ещё велико, но преобладающим типом монахов были киновиты. Во главе отдельных киновий стояли, смотря по важности их, игумен, архимандрит (иногда прот) или протосинкелл. Они назначались по выбору монахов (иногда жребием) и утверждались высшей духовной властью.
Всякий монастырь имел эконома для контроля за хозяйственной частью, дохиара, или казначея, и экклесиарха, или блюстителя храма.
Фото:
Примерно в то же время в Византии бытовала традиция исповедоваться только у монашествующих священников (духовников).
Среди поступающих в византийские монастыри различались:
послушники (;;;;;;;;, ;;;;;;;;;), находящиеся на попечении какого-либо старшего монаха;
монахи малой схимы (;;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;;) и
схимники (греч. ;;;;;;;;;;;;), по уставу они никогда не оставляют монастыря.
  И вот вся эта византийская монашеская структура с ее плюсами и минусами была как бы автоматически перенесена сначала на Киевскую Русь, а затем распространилась и на той части Восточной Европы что стала называться Московское царство. На Руси монастыри стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства.
    Из Константинополя прибыли многочисленные монахи, которые просто не могли прокормиться на родине. Сохранилось предание об основании греческими монахами Спасского монастыря близ Вышгорода. Супрасльская летопись упоминает о монастыре при основанной Владимиром Десятинной церкви в Киеве.
    В 1051 году, при участии вернувшегося с Афона Антония Печерского, был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь!
    В XII в. монастырей в Киеве было до 17, в Чернигове и Переяславле по 4, в Галиче и Полоцке по 3, в Смоленскe 5.
     В Новгороде в XII в. было около 20 монастырей, на территории Новгородской области — около 10, в Ростове 2, в Суздале 4, во Владимире 5 и т. д.
     До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей.
  Но в это время русское монашество отличалось от византийского своего образца!
  Общежительное устройство монастырей не было господствующим; в значительной их части каждый монах имел своё хозяйство, жил отдельно, и только для богослужения они сходились вместе. Таким характером отличались преимущественно северные небольшие монастыри, имевшие от 2 до 10 братии!
В XV—XVI веках насчитывают до 300 вновь основанных монастырей. Монах свободно мог уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия, избирал себе уединённое место, строил келью, собирал несколько душ братии — и образовывался монастырь, на который не стоило уже большого труда выхлопотать пожертвования от людей благочестивых.
Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие обители высылали от себя как бы монастыри-колонии — приписные монастыри, которые и оставались в их заведовании. Иногда одни монастыри приписывались к другим по распоряжению своего основателя или правительства.
Во главе монастырской общины стоял настоятель (строитель в монастрях приписанных к более крупным обителям; игумен; архимандрит в наиболее крупных монастырях; в женских монастырях — строительница, игуменья) и собор из лучших братий.
 Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел.
 Настоятели знатнейших монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царём. Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято монастырём, но он должен был совещаться с собором.
Хозяйственная часть была сосредоточена в руках келаря, который ведал монастырские вотчины, все доходы, расходы и сборы и для этого имел многих помощников; казной монастыря заведовал казначей.
Для управления сёлами посылались особые лица. Все должностные лица выбирались монастырской общиной. Письменные дела монастыря ведал дьяк или подьячий, по судебным делам монастыря ходатайствовал его стряпчий.
А вот вторая особенность русских монастырей!
Приём в монастыри был свободный, но от поступающего требовалось внесение известной суммы «вклада» деньгами или же другим имуществом.
 Только лица, внёсшие вклад, считались действительными членами монастырской общины; принятые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастырской жизни и составляли бродячий монашеский элемент, который был так силён в древней Руси и с которым так упорно и напрасно боролась духовная иерархия.
   Но затем окрепшее Московское царство решило установить над монастырями свой контроль и был принят сборник церковных законов «Стоглав» и уже согласно его предписаниям  предписал принимать в монастыри и без вклада «приходящих с верой и страхом Божиим».
    Тот же Стоглав уничтожил было несудимые грамоты монастырей, освобождавшие последние от суда епархиального архиерея; но на практике это уничтожение не имело значения. Подчиняясь в духовных делах своему архиерею, большая часть привилегированных монастырей находилась под покровительством князей, царя, митрополита или архиереев из других епархий.
    Покровительство это доходило иногда до злоупотреблений, так как патроны смотрели на монастыри как на доходную статью.
   Монастыри, находившиеся под покровительством царя, ведались в Приказе Большого дворца, где давался им суд и велась опись их имуществу. Цари, митрополиты и архиереи, как патроны, наблюдали иногда за благочинием монастырей, писали им послания (например, послание Ивана Грозного в Кириллов Белозерский монастырь), требовали соблюдения уставов и т. п.
Такой приблизительно строй жизни русских монастырей существовал и в XVII веке, когда вновь возникло свыше 220 обителей.  Т.е. по сути мы видим что русские монастыри это  было своеобразные  религиозные  вассалы  светских правителей!
Монастыри были также деятельными распространителями религиозного просвещения в древней Руси. В первое время в монастырях занимались главным образом переводами с греческого языка и перепиской книг с болгарских переводов. Оригинальными русскими произведениями являются по преимуществу проповедь и поучения, встречаются сказания и в повествовательном духе, а с начала XII в. — и летопись.
Влияли монастыри и своим примером, как проводники в жизнь без компромиссов известных нравственных требований.
Но справедливости ради тут надо отметить, что далеко не все иноки были, однако, таковы. Уже Феодосий Печерский в своих поучениях обличает иноков в лености к богослужению, в несоблюдении правил воздержания, в собирании имения, в недовольстве одеждой и пищей, в ропоте на игумена за то, что он на монастырские средства содержал сирот и бедных.
 С увеличением числа монастырей и с ростом их льгот увеличивалось и количество монахов, шедших в монастырь не по призванию, искавших в нём лишь более спокойной, беззаботной жизни. Само стремление к отшельничеству вело иногда к бродяжничеству и подрывало монастырскую дисциплину.
Вотчинные владения монастырей также немало способствовали порче монастырских нравов: монахи становились во враждебные отношения с крестьянами, тягались по судам и т. п.
А вот и третья особенность русского монашества!
Обычай насильственного пострижения, развывшийся на Руси в XIV и в особенности в XV вв., противоречил самой идее монастыря и ещё более способствовал упадку монастырской жизни.
А со времени восшествия на престол царя    Пётра I для РПЦ (лишившейся должности Патриарха) и особенно монастырей настали трудные времена. Новый царь смотрел на монахов как на людей, которые «поедают чужие труды», от которых являются, сверх того, «забобоны, ереси и суеверия».
 Регламент Духовной коллегии содержит в себе постановление не строить без разрешения государя и Св. Синода новых монастырей, старые сводить вместе, а церкви их обращать в приходские.
 Синод должен был искоренять предрассудок русских людей, будто можно было спастись только через пострижение!!!
 В 1723 г. был издан указ, вовсе запрещавший пострижение монахов; на убылые места было повелено помещать в монастыри инвалидов, нищих, калек. Указ этот, грозивший уничтожением монашества, был, впрочем, скоро отменён.
   Чтобы прекратить бродяжничество монахов, запрещён был переход из одного монастыря в другой;
Архиереи, принося присягу, обещались не допускать бродяжничества монахов; священники должны были ловить бродячих монахов и представлять их в архиерейский дом; для поимки их наряжались особые сыщики из Монастырского приказа, из чиновников гражданских и военных.
    Настоятелями монастырей могли быть назначаемы только лица, известные правительству, причём они обязывались не держать в монастырях «затворников-ханжей» и других распространителей суеверий.
    Монахам запрещалось держать чернила и писать что-нибудь без ведома настоятеля!!!
     Монах мог отлучаться из монастыря не более четырёх раз в год и то с особого каждый раз разрешения!!!
      Если при Петре монастыри не были окончательно уничтожены, то при царице Анне Иоанновне был возобновлён закон об уменьшении числа монахов. Было запрещено постригать кого бы то ни было, кроме вдовых священников и отставных солдат; наличных монахов велено было переписать.
    Перепись эта, произведённая в 1732 г., открыла массу постригшихся вопреки указам: их велено было расстригать и отдавать в солдаты. По свидетельству Синода, в 1740 году в монастырях оставались только дряхлые и старики, ни к какому богослужению не способные. Синод опасался, как бы монашество и вовсе не прекратилось на Руси.
    Законы Петра I были несколько смягчены при Елизавете Петровне. В 1760 году было разрешено постригаться в монахи лицам всех сословий. Всех монастырей, пустыней и скитов в одних только великороссийских губерниях в 1762 году состояло 881, из них мужских 678 и женских 203.
    Но все вернулось на круги своя в 1764 году, когда в ходе секуляризационной реформы были введены штаты, и число монастырей значительно уменьшилось.
   Упразднено было 496 монастырей (56,3 %), из них мужских 360 (53,1 %) и женских 136 (67 %).
    Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 года, все монастыри, владевшие вотчинами и не упразднённые, за исключением лавр (Троице-Сергиевская и Киево-Печерская) и тех из них, которые сделаны были кафедральными, то есть предназначены для архиереев (Александро-Невский, Чудов, Рождественский-Владимирский, Ипатиевский, Спасо-Преображенский, Новгород-Северский), были разделены на три класса и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь.
В мужских монастырях I класса полагалось 33 монаха, во второклассных — по 17, а в третьеклассных — по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было, по штату, от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях монахинь положено по 17.
    После того, как штаты, в 1786 года, были введены в наместничествах Киевском, Черниговском и Новгород-Северском, а в 1793—1795 г. — во вновь присоединённых губерниях Минской, Подольской, Волынской, Ковенской и Гродненской действию штатов подверглось всего 1052 монастыря. По изысканиям В. В. Зверинского, в России в разное время существовало, но ещё до воцарения Екатерины II закрылось ещё 910 монастырей.
Здания закрытых монастырей обращались в казармы, госпитали и т. п. Новые монастыри строились только с высочайшего разрешения. Число монахов во многих монастырях вследствие скудности их средств не увеличивалось и даже уменьшалось, часто не достигая цифры, положенной по штатам. Во всех монастырях Синод старался вводить общежитие с целью способствовать поднятию монастырской нравственности.
     При Александре I, относившемся вообще с большими симпатиями к монашеству, положение последнего значительно улучшилось.
    Городские имущества монастырей освобождены от платежей и повинностей (кроме фонарной и мостовой), а недвижимые имущества вне городов — от платежа оброчных денег в казну. В 1812 года монастырские имущества были освобождены от сборов, установленных манифестом 11 февраля в момент самой настоятельной нужды государства в деньгах. Все это вело к увеличению числа монахов.
    В XIX веке штатных монастырей, в смысле штатов 1764 года, то есть с определённым содержанием от казны, учреждалось весьма немного, но общее число монастырей сильно возросло.
   Прежде всего значение в этом отношении имело присоединение новых областей (Грузия, Бессарабия), в которых уже раньше существовали православный монастыри, затем обращение старообрядческих скитов в единоверческие монастыри, а греко-униатских монастырей — в православные.
     Всех монастырей, пустыней, скитов и женских общин (не считая немногочисленных приписных м-рей, в которых жило только несколько монахов для отправления богослужения) в России к 1 июля 1896 г. существовало 789, из них 495 мужских, в том числе 4 лавры, 64 архиерейских дома, 7 ставропигиальных, 54 первоклассных, 67 второклассных, 115 третьеклассных и 184 неклассных. Из 294 женских м-рей 19 первоклассных, 33 второкл., 76 третьеклассных и 166 неклассных.
    В это общее число входит и 15 единоверческих монастырей (8 мужских и 7 женских), именно: 3 иргизских, 3 керженских, 2 в Новозыбковском уезде Черниговской губернии (Покровский мужской I кл. и Малино-Островский женский заштат.) и по одному в губерниях: Костромской (Высоковский-Успенский мужской III кл.), Могилевской (Чонско-Макарьев-Успенский мужской III кл., к нему один м-рь приписан), Уфимской (Воскресенский мужск. в Златоустовском уезде). Таврической (Корсунский мужской), Владимирской (Всехсвятский женский общежительный в Шуе), Московской (Кладбищенский женский общежительный в Москве) и области Уральской (Покровский женский общежительный в Уральске). Первые 11 (кроме Воскресенского) обращены в единоверческие м-ри в первой половине текущего столетия из раскольничьих скитов, последние три возникли самостоятельно во второй половине столетия.
      К концу XIX века из 725 монастырей на Европейскую Россию приходилось 653, или 90 %, на Кавказ — 36, или 5 %, на Царство Польское — 3, или 0,4 %, на Финляндию — 3, или 0,4, на азиатские владения — 30, или 4,1 %.
В 1892 года все население монастырей составляло 42940 чел.
 (7464 монаха, 6152 послушника, 7566 монахинь и 21758 послушниц). Монастыри составляют 0,06 % всего православного населения России (0,04 % мжск. и 0,08 % жён. населения). С 1840 по 1892 года число монахов возросло на 40,50 %, послушников на 47 %, монахинь на 227,55 %, послушниц на 299,61 %. В 1840 г. на 1 муж. м-рь приходилось средним числом по 13 монахов и по 9 послушников, в 1892 г. — по 15 монахов и по 12 послушников. Отношение между штатным и наличным числом монахов и монахинь в разные периоды видно из нижеследующих данных:
После октябрьской революции 1917 года для монашества наступили тяжёлые времена.
 Монастыри подвергались разорению и закрытию. Многие сельские монастыри перерегистрировались как сельскохозяйственные артели, что позволило многим из них просуществовать ещё несколько лет. Ещё одним ударом для монашества был обновленческий раскол, идеологи которого высказывались за ликвидацию монастырей.
Итогом деятельности советской власти стало то, что к началу 1930-х годов монастырей в СССР практически не осталось. Причём власть стремилась ликвидировать не только легальные, но и тайные монастыри.
      С 1988 года в СССР начинается массовое открытие новых монастырей. Но стремительный рост числа монастырей и монашесвующих имел и свою оборотную сторону. Так, по словам митрополита Варсонофия (Судакова)
У нас в России за годы богоборчества и атеизма традиция монашества была утрачена, были разрушены практически все монастыри. А когда начался процесс возрождения монашеской жизни и стали открываться сотни обителей, они наполнились несколькими тысячами монашествующих. Если говорить в цифрах, (на 2014 г) то только официально у нас числятся порядка 7 тысяч монашествующих по мужским и женским монастырям. Это без учёта послушников и трудников
А вот традиционного воспитания для монашествующих у нас нет.
 Раньше как было? Приходит послушник — и только через определенные годы может стать монахом. Сейчас же как? Где-то в монастыре нужен срочно батюшка, и полгода не прошло, а на послушника уже надевают мантию, его рукополагают, вот он уже иеромонах, хотя ни одной ступеньки не прошёл. То же самое и в женских монастырях.
 А потом через полгода человек понимает, что это совсем не его. Мы же в семь лет ребёнка не пошлем в университет? Он сначала идет в школу, потом только в университет. А у нас в монастырях зачастую человек, ещё не поняв наш быт, тут же получает постриг. Чтобы такого не было, надо наладить правильную духовную жизнь. Поэтому мы и разрабатываем такой документ — нужны какие-то ориентиры.
Еще одна особое отличие русского монашества: сестричество!
Сестричество, как одна из форм монашества
В предреволюционное время будущей преподобномученицей Елизаветой Фёдоровной в Москве была создана особая полу-монашеская Марфо-Мариинская обитель православных медицинских сестёр милосердия. При советской власти она была упразднена, и возобновила свою деятельность только в начале XXI века.
Крестовые сёстры имеют особое посвящение, носят соответствующие своему чину одежды, выполняют возложенные на них послушания.
Белые сестры живут в обители по уставу и, в основном, несут послушания социальной направленности.
Сестры могут быть посвящены по собственному желанию и благословению настоятельницы на 1 год, 3 года или на 6 и более лет.
В отличие от монахинь, у них есть выходные и отпуск.
После истечения срока данного обета сестра посвящается на следующий срок или становится послушницей, а при желании может покинуть обитель.
Следующей особенностью русского монашества есть Монашество в миру
Монашество в миру носит спорный характер.
 Сам термин, вероятно, возник вследствие политических или государственных репрессий по отношению к церкви, подобное явление, наблюдалось в СССР с начала 20-х годов по личному распоряжению В. И. Ленина, когда церкви тотально разрушались, а сами церковнослужители подвергались гонениям вплоть до расстрела.
 Как результат духовные отцы благословляли братию покидать монастыри и идти жить в мир, не прибегая к расстрижению, втайне оставаясь при этом монахами.
Примером могут служить монахи и монахини Зосимовой пустыни, Дивеево и пр.
Максимальное количество «мирских монахов» наблюдалось вовремя т. н. (Безбожной Пятилетки 1937—1941 годов), когда сама Православная Церковь была под угрозой полного исчезновения с территории СССР, полному развертыванию этой программы помешала только война.
Сам термин «мирское монашество» подразумевает высокорелигиозных людей ведущих полумонашеский образ жизни, выбравших «Третий Путь» — девство и чистоту духовную (по православной традиции у христианина есть два пути — либо семья, либо монастырь) соблюдающих определенный устав вне стен монастыря, подражая монахам, которые ввиду особых обстоятельств (отказ родителей, замужество или семья) не могут поступить на служение.
Согласно Прп. Ефрему Сирину «Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие».
В настоящее время православное монашество призвано не только уходить от мира и его соблазнов, но и просвещать, — спасать этот мир.
Поэтому некоторые монахи живут в миру, когда они прикреплены не к какому-либо монастырю, а к какому-либо приходу или другой церковной организации.
Мирское монашество иногда называют тайным постригом.
В связи с вышеизложенным я бы хотел обратить внимание читателя на одну возможно авантюристическую версию!
   А ее суть сводится к тому что если судить об отношениях между Президентом РФ В. Путиным и Патриархом Кириллом как они освещаются в СМИ РФ, то вполне можно допустить и тот факт, что Владимир Путин принял «ТАЙНЫЙ ПОСТРИГ»!
Фото:
И случилось это в 2013 г.  когда было официально объявлено о его разводе с женой.
Так, что возможно с большой долей вероятности! Россией ныне управляет «ТАЙНЫЙ МОНАХ» и отсюда вытекает и обязательное следствие, что управлять он будет ПОЖИЗНЕННО!!!
              А все ВЫБОРЫ — это имитация ВЫБОРОВ без ВЫБОРА!

  Но, и чтобы повести черту в исторической справке о РПЦ и монашеском движении я напомню читателю последние точные статистические данные: В настоящее время штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов.
    В Русской Православной Церкви так же имеется: 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия
    Кроме того, насчитывается 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем годом ранее! То есть растет число монахов в РОССИИ!
    Но и это еще не все! Ведь в «дальнем зарубежье» странах, не входивших в свое время в СССР, действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви!!!
На этом я заканчиваю первую часть данной главы. Далее мы уже перейдём к изучению устройства и функционирования самих монастырей и положении монахов…
                (конец ч.6-1)