Улица Рубинштейна...

Александр Игнатенко 2
Улица эта,названная так в честь знаменитого пианиста,композитора,основателя Санкт-Петербургской Консерватории и друга П.И.Чайковского, находилась и сейчас находится в Санкт-Петербурге и простирается от Невского проспекта до Загородного,образуя с ним,ул.Ломоносова и Разъезжей знаковое для всякого петербуржца место-площадь "Пяти углов".В мое время между ними ходило поверье,гласившее,что настоящим коренным жителем Питера может считаться лишь тот,кто родился в роддоме им.Снегирева,что на ул.Маяковского,5,а в народе просто"Снегиревка" или проживал хотя бы некоторое время на этой площади или близ ее.Это все,конечно,досужие домыслы,но ул.Рубинштейна действительно отличается тем,что на ней,кроме упомянутого выше А.Г.Рубинштейна в разные времена проживали и творили такие выдающиеся люди как В.Э.Мейерхольд,блокадная поэтесса О.Ф.Бертггольц,сатирик и юморист А.Райкин,писатель С.Довлатов и ваш покорный слуга.Правда, я здесь хотя и некоторое время и проживал,но не творил,а если уж и творил,то уж совсем не праведные дела.
Время моего дальнейшего повествования относится к 1968-1974 годам,когда я, студент четвертого курса политехнического института,юноша полный сил и энергии,в метро познакомился с очаровательной  блондинкой по имени Наташа.Я со свойственной мне "правдивостью" представился кандидатом  наук и сотрудником одной из кафедр института.В те времена звание кандидата любых существующих на земле наук приводило  девушек в восхищение.Мои очки с дымчатыми стеклами и важный вид окончательно заставили Наташу,обыкновенную фабричную девчонку,безоговорочно мне поверить.Поэтому она с радостью согласилась на мое предложение  проводить ее до дома.Так я очутился на славной улице Рубинштейна,где на шестом этаже дома номера-не помню какого, и проживала моя вожделенная красавица.Когда у двери квартиры она сказала,что проживает одна,то я настолько восхитился,что чуть не повысил себя до профессорского звания,но вовремя спохватился и только вскользь заметил,что уже пишу докторскую диссертацию.Что и говорить,Наташа настолько расслабилась от моего бессовестного вранья,что позволила себя поцеловать и не один раз.За поцелуями последовали мои уверения в любви с первого взгляда и убедительные просьбы забыть все условности и пригласить меня хотя бы на чашечку кофе или чая.Наташа окончательно растаяла и через не очень продолжительное время я уже сидел за столом и ,закинув ногу за ногу, прихлебывал кофе из чашечки,продолжая вдохновенно врать.Врал я настолько убедительно и ,не побоюсь сказать, талантливо,что не пришлось применять особенных усилий,чтобы уложить Наташу в постель.

Одна за другой замелькали белые ночи, полные обоюдной страсти.Мы, как оказалось,идеально подходили друг к другу-оба были ненасытны в любви и думали,что это будет продолжаться вечно.Часто,устав от ласк, мы, полностью обнаженные ,белыми ночами стояли у окна,крепко обнявшись, и любовались причудливыми крышами ленинградских домов.В результате этих безумных ночей я даже похудел килограммов на пять,а под глазами Наташи появились непреходящие синие круги,вызывавшие у подруг понимающие улыбки и некоторую зависть.
Шло время,белые ночи постепенно превращались в черные,днем на голубое небо набегали тучи и все чаще в пожелтевших листьях деревьев шелестел осенний дождь.И чем прохладней становился ветер,дующий со стороны протекающей неподалеку Фонтанки,тем прохладней становились наши отношения.И если у Наташи пылкая страсть сменилась почти материнской нежностью,в мою душу постепенно вползала змея холодного безразличия.Я все чаще уходил ночевать в общежитие,где  находил милую моему сердцу атмосферу раскованности и непреходящего веселья.В моей четырехместной комнате на шкафу или даже на полу ночевали разные личности,чаще всего из числа отчисленных за неуспеваемость студентов,не пожелавших возвращаться на родину.Почти каждый день за полночь резались в карты на деньги заядлые картежники.Рекой лилось из пластиковых бочонков пиво,купленное проигравшими в ближайшем ларьке.Во многих комнатах собирались веселые компании,отмечавших дни рождения,окончание сессии или ее начало-предлог для веселье всегда нетрудно было найти,были бы деньги.А они появлялись обычно в день получения стипендии или переводов от родителей.Эта жизнь влекла меня ,как наркотик.А поскольку отношения с Наташей близились к тому моменту, когда уже надо было решить,связывать ли с ней дальнейшую свою судьбу или порвать с ней и уходить в родное общежитие.Я больше всего склонялся к последнему,но никак не решался объявить ей об этом.У меня уже был опыт совместного проживания с одной молодой женщиной,но это было на втором курсе и совсем в другом районе города.Тогда мы с ней расстались по обоюдному  согласию,исчерпав до дна все возникшие поначалу нежные чувства друг к другу.Я в глубине души надеялся, что подобный исход будет у меня и в отношениях с Наташей.

Но объясняться все-таки пришлось.В один из вечеров я сидел в кресле,а Наташа застилала постель, с тревогой посматривая на меня.Я же сидел неподвижно с безучастным видом и  не спешил раздеваться.Должно быть,она женским чутьем угадала ,что мне до смерти хочется уйти.И действительно,я уже длительное время старался как можно реже приходить в эту квартиру, а тем более оставаться на ночь.Сам не знаю отчего так случилось,но уже одна мысль,что мне придется покинуть полубогемный мир родного общежития и по морозу добираться до некогда вожделенной цели приводила меня в состояние глубокой тоски и скуки.Здесь не было физического отвращения,которое испытывают некоторые мужчина после обладания женщиной.Просто в какой-то момент я понял,что нахожусь не там, где мне надлежит быть и что я должен немедленно покинуть это место и эту пусть даже очень привлекательную девушку.Трудно все это объяснить,но я думаю, что многие мужчины меня поймут.
Наташа прекратила свое занятие,села на кровать и опустила руки на колени.
-Хочешь уйти?-подняв на меня свои зеленые глаза, полные неподдельной скорби,-спросила она.
Я решил не резать правду -матку в глаза ,а расстаться так,чтобы хотя бы часть вины переложить на нее,поэтому ответил,скроив скорбную гримасу:
-Совсем нет.Но когда ты узнаешь,кто я на самом деле,то сама укажешь мне на дверь.
-Продолжай,-еле слышно сказала она ,-интересно,что ты соврешь на этот раз.
-Да,я врал,врал!Но врал потому что боялся потерять тебя.Никакой я не кандидат наук,а обыкновенный студент,которому предстоит вскоре распределение.И я не знаю,в какую глушь я попаду.Разве тебе,коренной ленинградке, место в какой-нибудь дыре ,да еще жить на мою скромную зарплату?
Наступило продолжительное молчание.
Я было уже встал,чтобы уйти,удовлетворенный тем,что тягостно выяснение отношений прекратилось.Но Наташа меня остановила вопросом:
-Ты действительно решил уйти?
-А что остается?Я все сказал.
-Тогда послушай меня.Думаешь,я не догадывалась,что ты мне постоянно врешь?Взгляни на подкладку своего пальто.Я давно зашила огромные дыры,а ты даже не заметил.Разве так ходят солидные люди?К тому же из пальто выпал твой студенческий билет, и я его прочитала.Но не в этом дело.Я даже гордилась тобой и пропускала мимо ушей твои басни.Главное в том,что ты меня больше не любишь,а потому бросаешь ,как ненужную вещь.
-Ты не совсем права,-ответил я смущенно.-Я действительно ухожу,но только потому,что у нас нет будущего.
Наташа ответила,глотая слезы:
-Нет,это потому,что ты сам не веришь в него.Где бы мы не были, рано или поздно я бы в конце концов осталась одна,да ,может быть,и с ребенком на руках.
-Это почему же?-продолжал упорствовать я.
-Хочешь скажу?
-Скажи.
-Да потому что ты кобель,Саша.
Это уже был повод обидеться и уйти,чем я и воспользовался безжалостно.Если бы я начал руководствоваться чувством жалости к явно страдавшей Наташе,то мог бы в нагрузку получить тяжесть,которую жалко бросить,но невыносимо нести.Поэтому я решительно встал и пошел к выходу,бросив на ходу:
-Ну,знаешь,это уже слишком!Прощай.Провожать не надо.
В ответ услышал только приглушенные рыдания.
Я быстро сбежал по лестнице и, ежась от пронзительно холодного ветра,злобно бросавшего мне в лицо ледяные и мелкие снежинки,пошел в сторону Невского проспекта.В ушах еще звучал жалобный голос Наташи в пролете лестницы,призывавший меня вернуться.Но я твердо решил перелистнуть пройденную страницу жизни и начать новую.Казалось,впереди еще уйма времени.

Прошло более сорока лет.Жизнь промчалась, как локомотив, в окне которого я мысленно наблюдаю за событиями-веселыми,грустными или вовсе трагическими, в которых я некогда участвовал;лица друзей и подруг,живых и мертвых;родителей,уже давно покоящихся на кладбище,и еще многое другое,а иногда и то, о чем  не хочется вспоминать.Я стар и болен.С остановками,переводя дух на на каждой площадке,добираюсь до третьего этажа,где находится моя квартира,за дверью которой уже с нетерпением  ждет единственное преданное и любящее меня существо-кот Кусаня. Этот красавец,величиной почти с детеныша тигра, только не рыжего,а серого окраса, выжидающе смотрит на меня большими зелеными глазами,зная, что сейчас непременно угощу  его лакомством.Достаю пакетик любимого  им кошачьего корма,кряхтя наклоняюсь на его  чашкой, выдавливаю из него содержимое и с умилением наблюдаю,как Кусаня принимается за еду,склонив над чашкой  свою крупную голову.Он достался мне уже взрослым от уехавшего куда-то соседа по площадке и долго не мог ко мне привыкнуть,кусая или делая вид, что кусает мою руку,при попытке его погладить.Но постепенно мы подружились и нам стало уже друг друга не хватать.Когда я ухожу,он непременно провожает меня до двери и встречает,заслышав мои приближающие шаги.Когда я ложусь спать,он устраивается у моих ног,а под утро,перебирается поближе к моей голове и сладко сопит в ухо.
Все,казалось,шло хорошо,но в последнее время стали мне сниться очень тревожные сны.Будто я в Ленинграде,ныне Санкт-Петербурге,на улице Рубинштейна,юный и сильный, стремительно взбегаю по лестнице шестиэтажного дома и звоню в знакомую дверь.Мне открывает Наташа,еще болей красивая, чем много лет назад, и с загадочной улыбкой приглашает  в комнату,откуда струится голубое, какое-то потустороннее и завораживающие сияние.Она заходит туда и опять манит  к себе.Я шагаю в прихожую и тут же проваливаюсь в черную дыру.Страшно долго лечу вниз,вопя от ужаса и цепляясь за стены,как мне кажется,очень глубокого колодца.Просыпаюсь в поту от собственного крика и нестерпимого давления на грудь.На до мной стоит,изогнувшись дугой и вздыбленной шерстью, Кусаня.Его глаза испуганы и светятся изумрудным светом.По моему лицу катятся крупные слезы. Вытираю их ладонью и встаю,боясь снова заснуть и увидеть тот же сон.Но он с завидной регулярностью посещает меня каждую ночь.Просыпаюсь весь в слезах и шепотом спрашиваю:
-Что,Наташа,совсем заждалась,милая?Тогда зачем мучаешь?
И в одну из ночей она ответила из темноты :
-Заждалась,вся душенька моя измаялась.Приходи,когда еще позову,ничего теперь не бойся и смело иди за мной.Твои испытания закончились,Бог тебя простил. Только, не обманывай  меня больше никогда,пожалуйста.
С этого момента устрашающие сны прекратились.Теперь с нетерпением жду встречи с Наташей.