Чёрный жемчуг Братеевограда. Быличка. Сказка. Реко

Олег Данкир
В Братеево дело было.

Две женщины вечером через мост Братеевский проходили с сумками, покупали в Марьино на рынке что-то. Лето было, погода тёплая, чего же не прогуляться. Идут разговаривают. Вечерело.

Стали спускаться с моста по лестнице, и слышат, как в заводи под мостом, смешок такой да хихиканье. Там по вечерам девчонки да ребята школьники музыку заводили и знакомились. А по дням рыбаки время проводили всегда.

Прислушались женщины, музыки нет, а потешается кто-то. Одной прямо любопытно стало, захотелось приглядеть, что там деется. Она и вторую тянет. А вторая солидная, два образования. Одета хорошо, всё ей нет, да нет. А эта тянет и всё. Давай, мол, посмотрим, кто там с кем, потом обсудим.

Ну подошли всё-таки к обрывчику. Там такой есть небольшой. Сумки поставили, приглядываются. Что по моложе туда стала спускаться, к воде поближе, что-то там углядела, старшую зовёт. Присмотрелись они, а там в воде прямо девка стоит по пояс, волоса у неё спускаются прямо в воду и вокруг по воде опали. А по волосам бусинки блестящие скатываются.

А эта девка ими трясёт и похохатывает. Только как тряснет ими вокруг, так волосы-то с воды вздынутся и вокруг неё окинутся, кругом брызги по воде волнышки колышутся, бусинки обсыплются и назад волосьями подхватываются. Девке видать это интересно, вот она и хохочет, да прямо гогочет. Да ещё лунка на небе стала уже поблёскивать.

Хохот её страх навёл на женщин. Так и онемели они. Тут девка эта вдруг взглянула наверх, женщин увидала, перестала гыкать, выдернула с волос бусинки горстью прямо и кинулась в них, в женщин этих.

Женщины взвизгнули, кинулись бежать, за сумки сполохнулись, попадали, кое-как похватали, что по земле развалилось, в сумки обратно запихали и бегом по домам.

Вот та женщина, которая сначала не хотела идти смотреть, поднялась на лифте в дом, забежала в квартиру. Сумку второпях бросила и делами занялась.

Что-то там моет, постирушки затеяла, полы скребёт. Так она немного забылась, песенки уже напевает.

А нынче семьи ранее двенадцати, то есть полуночи, спать не ложатся. Дебаты про Украину всё слушают. Двенадцать прошло, тут вдруг в окошко на куфне, то, что на Москва-реку, стук да стук. Что такое, птица что ли, голубь. Опять стучит что-то, да так раздельно, определённо.

Женщина, хоть и грамотная, но бабушкой воспитанная в детстве. Перекрестилась и мужа позвала, иди, мол, глянь-кась, что это там. Отец семейства идёт недовольный, на интересном месте прервали, про Порошенко что-то давали, приходит к окну, а там в темноте девка та с речки под мостом которая, прямо на жести стоит вприсядку и на них смотрит.

Муж за стул хватается, что такое. Тут женщина взяла и перекрестила окно с девкой, та и исчезла. Видать воспитание бабушкино впрок пошло, сразу-то всё и вспомнилось, что делать надо в таких случаях.

Муж её тогда и говорит, а он тоже поученный был:

-- Водяница похоже это. Волосатиха. Вот ведь шутовка растрепаиха. Только она по следам пришла, так она не ходит. Ты, жена, глянька, что ты там принесла вечером, сумку какую-то. Может там что есть из её добра.

Пошли разбирать сумку, а там бусинка чёренькая, а от неё капельки по полу, через коридор и в лифт, а там на улицу. По тем следам водяница и пришла за своим добром.

Стали смотреть на свет, что за бусинка такая, а то оказывается жемчуг речной, чёрный. А муж историей занимался Братеевограда. Вот сразу и вспомнил, что тут сыстари жемчуг находили чёрный. Ещё Баженов Екатерине Второй несколько сот таких бусинок подарил, когда она в Царицынский дворец приезжала.

Только это на Городне-реке находили скорлупки с жемчужинками. Потом это место забыли и осталась эта история как выдумка историческая.

А когда мост стали строить Братеевский, то геологи шурфы бурили, чтобы узнать, какие в этом месте грунты. И часто им в бурах попадались раковинки с этими бусинками. Потом мост построили, да только вот ямы с дырками в глубь остались под водой. Видать Волосяницы место это облюбовали себе, из ямок бусинки черпают и шалят при первой луне по вечерам.

Взяли эту бусинку муж с женой, нарядились на ночь и с фонариками пошли под мост. Принесли бусинку. Жена взяла его и положила, где сумки были:

— На бери, говорит, добро своё, не надо с нами шутить, и твоего нам ничего не надобно.

Только положила, а жемчуг пропал тут же. Пропал во мгновение ока. На воде под берегом показалась тень водяницы и исчезла она, только следы необычные на воде от её волос остались.