Психическая самозащита 3

Виктор Сорокин
/Окончание/

Здесь я рассмотрю вопрос о психической самозащите людей, обладающих способностью оскорбляться. И главный момент состоит в следующем: если оскорбляющийся является человеком честным, не глупым и ответственным, то, прежде чем оскорбиться, ему следовало бы получить веские аргументы в пользу того, что оскорбитель действительно хочет его оскорбить. Так вот, в зависимости от того, согласны оскорбляемые с приведенным мною утверждением или нет, дальнейшие их поведения различаются кардинально! (Я не говорю еще о том, что стоит спросить и у себя: «А хочу ли я оскорбиться?», но это уже высший пилотаж.)

Ранее я говорил, что если оскорбляемый страдает манией преследования, то в любом поведении другого человека он всегда может усмотреть намерение его оскорбить. Я таких людей встречал, и моя заметка им вряд ли окажется полезной – им лучше пойти к психиатру. Но нормальный, ответственный человек все же должен задуматься о наличии злого умысла у оскорбителя, ибо – такова моя система ценностей – лучше пропустить мимо ушей реальное оскорбление, чем резко и незаслуженно обидеть другого человека за мнимое оскорбление.

Богатейший материал для анализа ложных оскорблений дают социальные форумы. Я диву даюсь, с какой прытью люди ничтоже сумняшеся готовы наброситься на «обидчика» и растерзать его чуть ли не физически за малейшее несогласие с его мнением! Личо я не буду воевать с оскорбителем даже в случае злонамеренного оскорбления – я просто прекращаю общение. Но факт злонамеренности меня, конечно, интересует – чтобы не попасть впросак при будущих контактах, особенно в реале. Но ни после первого случая, ни даже после второго видимого оскорбления я резко реагировать не буду, ибо считаю для себя большим грехом обидеть человека ошибочно. Ну а дальше видно будет...

Широкое оскорбительное пространство возникает при неосознанном, а то и сознательном отождествлении оскорбления и характеристики. Если холуя назвать холуем, то он безусловно обидится. Ну и какова тут степень вины оскорбителя? Можно ли унизить «низкого» человека? И тут я задал бы вопрос: а ЗАЧЕМ холую говорить, что он холуй?

(В этом месте я хотел бы сделать важное отступление от темы. На последний вопрос существуют два принципиально разных ответа: «Мне хочется!» и «Я хочу!». Ответы вроде бы похожие, но они отражают, по сути, два разных уровня цивилизации. В первом случае решение за человека неосознанно принимает его подсознание, во втором случае – осознанно и целенаправленно САМ человек. Разница почти такая же как: в первом случае человек делает, а потом думает, а во втором, сначала думает, а потом делает...)

Но вернемся к нашим баранам. Если вам хочется оскорбить или охарактеризовать человека прямо ему в лицо, то и анализировать тут нечего – вы это сделаете. А вот если вы зададитесь вопросом: «А для чего?», то тут открывается простор для разных вариантов. Вот неполный спискок возможных целей:
- чтобы сделать человеку больно (если у вас есть садистская потребность),
- чтобы наказать, по вашему убеждению, негодяя (жажда мести),
- чтобы помочь человеку исправить какой-то нравственный дефект,
- просто пошутить,
- чтобы пробудить порыв к действию,
- чтобы заставить человека работать...

И вот пока вы будете думать и выбирать, подсознательное желание оскорбить куда-то исчезнет, а вместо него появится повод для небезынтересных рассуждений и размышлений. А со временем потребность кого бы то ни было оскорблять, глядь, и вовсе исчезнет...

***
Мы с моей Соней прожили более полувека БЕЗ ЕДИНОГО оскорбления друг друга. Дело это нехитрое, если принять презумпцию невиновности: «Другой человек не желает вам зла ни в какой форме!». Это положение принимается раз в жизни и навсегда. Так что в случае, если поведение другого человека имеет внешние признаки предательства или оскорбления, то нужно не радоваться подвернувшейся возможности расправиться с «негодяем», а приложить ВСЕ силы для опровержения этой гипотезы. Можно бесконечно приводить случаи мнимого предательства и оскорбления, окончившиеся поспешным и НЕОБРАТИМЫМ разрывом отношений, но вы и сами можете разыскать их повсюду.

Но вообще-то мне кажется, что способность оскорбляться противоречит духу демократичности и провоцирует к принятию массы нелепых законов (на чем и спекулирует сегодняшняя Госдумра). Нам с Соней приходилось жить в обществах, в которых речь состояла по существу из одних оскорбительных слов и выражений, но где никому и в голову не приходило в связи с этим оскорбляться, ибо никому в голову не приходило оскорблять! В первый момент Соня приходила в ужас, но на другой день принимала дух чужого монастыря. Так что суть оскорбления – не слова и жесты, а недружелюбное отношение.

На этом я и закончу небольшое введение в небезынтересную тему «оскорбления».