Вий Николая Гоголя или Где сейчас Хома Брут?

Ива Столярова
    Николай Васильевич Гоголь - уникальнейший писатель. Он стоит особняком даже в ряду самых ярких русских классиков и не теряет интереса   читателей, несмотря на то что со дня его смерти прошло более ста пятидесяти лет. Читая Гоголя, ты попадаешь в мир, где покойники бродят рядом с живыми, где в ночь цветения папоротника из воды выходят русалки, а перед Рождеством, поймав черта за хвост, можно слетать в столицу за черевичками. Сказка и реальность, мифология и обыденность не просто существуют рядом на страницах произведений, они тесно переплетены, равноправны и так естественны, что абсолютно веришь, что так оно и было. Мифология, легенды - живая часть родного писателю малороссийского народа. Мистика отправилась вслед за Гоголем и прочно поселилась в северной столице. То  ковалевский нос оставил хозяина и как ни в чем не бывало принялся разгуливать по Невскому, то тень несчастного Акакия Акакиевича примерещится запоздалому прохожему.

      Я очень люблю повесть Николая Васильевича "Вий" из сборника "Миргород". Опубликована она была в 1835 году, значит, и великий Пушкин успел ею насладиться. Может, он, как мы в детстве, нагонял на себя  побольше колорита и страху. Помню, как  читали  повесть в темноте при свете фонариков.  Все хорошо знают красочный советский фильм. Помнят, как дрожало сердце, когда с постамента поднимался  и принимался летать по церкви гроб. Все помнят, как с ужасом ждали Вия ( это "колоссальное создание простонародного воображения" НГ)как, замирая, слышали   его  роковые «вот он!», лишившие героя последнего шанса . Но, если даже исключить фильм и просто почитать книгу, не единожды почувствуешь ледяные струйки страха, так живо писаны картинки: то слезинка покойницы превратится в капельку крови, а то вдруг словно из-под твоих ног со страниц выскочат черные кошки.

     Что это? Первый русский ужастик? Многие так и думают. Но нет и еще раз нет. Хотя сам автор говорил о "Вие", что "вся эта повесть есть народное предание", "Вий"  - глубокое социально-философское и очень современное нам произведение.

     Давайте попробуем разобраться.

     Хома Брут   – старший студент   духовного учебного заведения,  его называют философом, как  слушателя четвертого курса, как другие курсы называют грамматиками («эти еще слишком малы»), риторами и богословами.   Он   бурсак, то есть живет в бурсе, общежитии при монастыре.  Студентов, приходящих из дома, называют семинаристами. В любом  случае, Хома готовится во священнослужители.  «В торжественные дни и праздники семинаристы и бурсаки отправлялись по домам». Подразумеваются православные праздники, а они, как правило, связаны с постом. Действие повести начинается в июне. На него выпадает Петров пост.

    Пост – это особое время для верующих. Время очищения, воздержания, аскетизма, молитвы.  Ректор семинарии,  благословляя бурсаков на каникулы, наставляет их не сквернословить, не воровать, не прелюбодействовать, «не творить бесчинств». Голодные во всех смыслах слушатели дают клятву и тут же поступают с точностью до наоборот: чертыхаются, пьют горилку, обворовывают базарные ряды, гоняются за девицами.     Хома всего лишь один из них. Может быть, более веселый, бесшабашный и циничный. Волею случая оказывается он на одиноком хуторе и попадает в лапы ведьмы. Та ведь не случайно из троих прибившихся путников выбрала именно его. «Ведьма оседлала философа», и они полетели в мир, где «земля спит с открытыми глазами», где хохочут русалки и стонут лешие – в мир язычества. Один за другим совершает Хома грехи: от невинного невоздержания до убийства. Избивал  костлявую старуху, а убил молодую красавицу.

     Три ночи предстоит Хоме отпевать мертвую панночку в церкви. Отец ее уверен, что то честь за святые дела, а Хома знает, что это наказание за грехи. Выбор прост: или деньги, или батоги.

     Как приступает Хома к священному таинству? Вкусно и сыто обедает, запивая страх горилкою (даром, что пост на дворе). Да и в самой церкви слова молитвы сначала звучат не очень убедительно. Нет в них веры. И почему бы табачок не понюхать?  На чих просыпается ведьма и слепыми глазами начинает искать Брута. Только страх заставляет Хому душу вкладывать в молитвы. Только страх, доведенный до состояния животного, пробуждает истинную веру. Чем жутче страх, тем сильнее упование.

     Но пропели петухи. Страх ушел. Вместе с ним ушла и вера. Хома снимает стресс обильным возлиянием, безумными плясками. А вместе с ним пирует и ликует все село.
Так прошло три ночи. После второй Хома поседел. А на третью был убит.  Нежить все-таки победила его.

     Как такое могло случиться? Как ведьма могла попасть в церковь? Как нечистая сила там оказалась?. Нечистая сила в церкви!!! Только при условии, что не было настоящей святости ни у священников, служивших в ней службы, ни у прихожан молящихся.

     Говорят, бог не в здании. Он в душах людей.  И не будет место намоленным, если молитвы были без веры.

     Хома всего лишь один из тех, кто воспринимает веру, как свод законов и правил, способ бытия. Это религия. А вера – это способ сознания.  Друзья Хомы, будущие священники, уверены, что Хома погиб, потому что посмотрел в глаза Вию, а не потому что слаб был духом. Какое ж это христианство?

     Можно ли считать, что «Вий» - устаревшее произведение? Нет. Сегодня каждый второй ходит в храм и осеняет себя крестом. Каждый второй называет себя христианином (мусульманином, иудеем). Но истинной веры, истинной чистоты и святости помыслов в людях нет.

При написании данного текста мы опирались на труды известного исследователя творчества Н.В. Гоголя Ю.В. Манна

16.12.2017