Конец восьмидесятых. Слава и его друзья

Ирина Качалова
Слава с детства увлекался историей, войнами, перерисовывал с помощью кальки из  атласов и учебников планы крупнейших сражений и хотел быть  военным.
 После окончания десятилетки Славу повесткой вызвали в военкомат,  чтобы,  как  и других  юношей,  поставить на военный учёт. Но он  был близоруким, и мать, которая как огня боялась призыва сыновей в армию, попросила у врача направление на обследование.
Юношу на два дня положили в офтальмологическое отделение больницы, в результате он получил на руки документ, свидетельствующий о близорукости минус семь диоптрий. Теперь конечно,  о  призыве  в армию не могло быть и речи.

***

Слава ехал  в Цекуле навестить  деда.  Откинувшись на спинку сидения автобуса, он созерцал проплывающий за окном пейзаж. Пестрое пространство то распадалось на вертикали деревьев, то уплотнялось в сплошную зеленую ткань полей. Вибрировали мысли  о последних событиях.
В обществе все кипело и бродило, люди словно с цепи сорвались, сталкивались, ругаясь не только в общественных местах, но и на трибунах съездов и собраний, на страницах периодики, в телевизионных передачах. Отец Перестройки пал жертвой своего же детища, Горбачева не очень успешно защищал грозный ОМОН. Новый латвийский парламент росчерком пера уничтожил пятьдесят лет советской власти и восстановил независимое государство, с надеждой ожидая от Запада признания и материальную помощь.
Русские в Латвии, почувствовав себя преданными и отторгнутыми, не знали, куда податься, у кого защиты искать - у Ельцина или местных коммунистов.
Законодатели, разрабатывая одним из первых закон о приватизации, ломали голову над тем, как бы смягчить удар по жителям домов,  у которых вдруг появились хозяева. Пока парламентарии спорили, местные толстосумы рвались на аукционы или биржу, чтобы приобрести магазины, рестораны, парикмахерские, купить обанкротившуюся фирму, открыть свое дело.
Слава  отогнал от себя тяжелые  мрачные мысли.

Прибыв  в пансионат, он поговорил с  полуслепым дедушкой,  выслушал его воспоминания, рассказал  о  себе,  передал дедушке письмо и кулёк с гостинцами  от  матери,  пожелал дедушке всего самого лучшего и  отбыл  в Ригу, обещав в не столь отдалённое  время появиться.
В городе  Слава  встретился с Юрой,  друзья  отправились  на выставку  собак,  где Юра хотел присмотреть себе терьера.


***
          
 Шли      вступительные экзамены в университет. 
Когда математика  и сочинение были сданы, и  абитуриенты экономического факультета уже мысленно видели себя на скамьях аудиторий, перед ними    встал последний барьер – география.   
Невысокий  паренек с круглым лицом  суетливо перемещался по коридору, подходил то к одному, то к другому  человеку и остановился возле  Славы.
- Ох, провалюсь,  ничего не помню, всё из головы вылетело, – верещал  паренёк. Слава невольно  улыбнулся,  паренек чем-то  напомнил ему молодого терьера.
Паникёр  скрылся за дверью экзаменационной,  вскоре он вышел оттуда с совсем  другим выражением лица.
-  Ну как?- спросили остальные.
- Все нормально,  сдал! Но там сидит девушка,   она не знает билета.
- По какой теме?
- По Африке.
     Слава вырвал лист из  тетради и быстро,  чётко заполнил  его.    В аудитории  он     взял с экзаменационного  стола билет и  когда  пошёл  готовиться, то незаметно сунул девушке,  полулежащей   на парте, шпаргалку. Экзамен по географии был сдан,    Слава   не подкачал,  получил заслуженную  пятёрку,   спасённая  им   девица сдала  на  «четыре».

Первокурсники  окунулись в полнокровную   студенческую жизнь.  Рок концерты, длительные  вечеринки с просмотром  видеокассет  стали неотъемлемой частью их быта.  Эрудированные  независимые девушки,  вид которых говорил, « мы сюда пришли не шуры-муры крутить»,  тоже поддались  общей тенденции к развлечениям. 
Таня,  студентка,  «рождённая  шпаргалкой», охотно разговаривала со Славой  о  книгах, лекциях,  очередном коллоквиуме, а  когда  отходила к подругам, то  там  речь у них    шла  о модных ансамблях   «Абба»,  «Куин»,  «Секрет», а он  ничего  этого не знал: у  него в доме  иной музыки,  нежели  классика,  не звучало.
Слава осознавал свои недостатки:    он не бойкий  в коллективе,  одевался серо, не мог пригласить девушку  в ресторан  из- за отсутствия средств. Приходилось  ждать лучших  времен. 
Учившийся  в параллельной группе Юра  приходил  к ним  в аудиторию; высокий, с модной  стрижкой,  в новом свитере, он  срывал девичьи  улыбки.  Таня  таяла при виде  Славиного  друга.

На первой же сессии началась драма  с математикой, когда  сей монстр стал заглатывать безалаберных студентов.  Предмет им преподавала кандидат наук Татьяна Жданок. Темноволосая, с живыми искрящимися глазами, требовательная, она  обладала даром интересно преподнести  материал, а также    великим  терпением. Некоторые студенты сдавали у нее предмет по четыре-пять раз.

Леша,  провалив  экзамен по математике,   подошёл  к другу,  который сдал «вышку» на пятерку. Куда девались Лёшины бесшабашность, веселье. Перед Славой стоял ссутулившийся человек, который  воззвал к другу ; «помоги!».  Слава вздохнул:
-  Перестань психовать, пойдём ко мне    заниматься.
Слава привел  Лёшу  домой,  достал из ящика тетради за девятый-десятый классы и стал гонять друга по уравнениям и задачам,  как их гоняли в физматклассе.
В эти часы Славина мама  исправно подавала мальчикам  чай  с бутербродами или   пирожками.
Повторный  экзамен -   и   снова провал. Лишь с третьей  попытки  удалось  заткнуть глотку монстру троечкой.  Лёша был горд,  словно генерал, одержавший крупную победу.

***
Друзья   часто  ходили  в кино,  ездили     за город, так  как Юрины  родители - врачи настаивали,  чтобы «дети»   дышали   свежим  воздухом.
На  каникулах  Слава с Лёшей  приняли  участие в мероприятии по продаже  газет в подземном  переходе. Они взяли две большие пачки  и честно выстояли несколько часов на холоде,  продали  газет  мало,  зато могли гордиться своей  причастностью к общественной  жизни.

Однажды Юра сказал, что теперь  им  не надо будет маяться в городском транспорте -  в перспективе покупка машины.
- Где возьмешь деньги?- поинтересовались  Слава и Леша.
- Часть  суммы я заработал   на почте,  когда летом клеил марки на конверты и  паковал  бандероли,  половину  мне подарили  родители за хорошо сданные  экзамены.
Юноши купили  рекламную  газету по продажам и стали её изучать. 
Юра выбрал автомобиль с десятилетним сроком  проката,  с неплохим  экстерьером, правда, мотор оказался слабоват. Во дворе Юриного дома  троица обхаживала  приобретённую  машину. Отец Юры, у которого был «опель»,  принципиально не помогал сыну, считая, что юноше надо самому приобретать навыки.
Получивший права Юра сел за руль, Слава и Леша заняли места, машина  поехала.  Да здравствует автомобиль, лучшее изобретение человечества!


***
Весна  для двух  парней  ознаменовалась  знакомством с двоюродной сестрой Славы  Лерой.   Она  пригласила кузена    на открытие выставки графика Соколова, Слава в свою очередь  позвал Юру и Лёшу.
 Лера появилась в черном платье, с яркими бусами и такими же клипсами. Стоя  посереди галереи с  высоко поднятой головой,  улыбаясь светской  улыбкой,  она была  похожа  на  модель.  Парни раскрыли рот. Висящие  вдоль  стен,  выполненные в современной манере офорты и гравюры занимали их гораздо меньше, чем натуральная блондинка Лера. А она поглядывала на друзей искоса, улыбалась,  демонстрируя  ямочки  на щеках.   Слава только диву дался, откуда у нее такая  стать.
Он  считал её,  выпускницу  английской специальной школы,  заумной, не от мира  сего,  витающей в облаках.  А  она, оказалось,  скрывала в себе иные  таланты.
      После мероприятия  друзья пошли провожать Леру, парни наперебой рассказывали что-то весёлое. Лера звонко смеялась, ей нравилось быть в центре внимания. Славу немного коробили  неестественно высокие  нотки в  голосе   кузины.
Леша на следующий день подошёл к Вячеславу:
 - Что же ты скрывал такую  сестру, - глаза у паренька  блестели.
- Между прочим, у Леры много поклонников. - Слава попытался спустить друга  на  землю. Но тот был во власти  своих  грёз:
- Надо пригласить Леру на прогулку или  в кино, ты согласен?
Идею о прогулке, причём  обязательно  к морю,  подхватил Юра,  благо  наступили погожие майские  дни.

Слава  позвонил Лере  и рассказал про  планы  друзей на  предстоящий пикник.
- Юра просил, чтобы ты поехала. Между прочим, у него машина есть.
   Слава знал, что у кузины бывают «заскоки» упрямства, но  к его удивлению Лера приняла приглашение  сразу, без колебаний,  только  спросила,  будут  ли еще  девушки.
Слава позвал Таню в поездку,  Лёша  - однокурсницу Надю,   получилось  шесть  человек.  Но в машину помещаются только  пять.   Конечно, можно набиться в салон автомобиля как сельди в бочке, но их завернет  первый  же  постовой.
 Юра сказал, что до Слоки ходит электричка. Бросили жребий,   почетное право ехать  электричкой   досталось Лёше с Надей.  Однако в последний  момент Надя отказалась, сославшись на   неотложные  дела. 
Юра вел машину аккуратно, не смотрел по сторонам, не разговаривал,  помнил  наказ отца - ни в коем случае не превышать скорость,

В  Яундубулты они припарковались,  пошли к морю  через дюны, мимо  живописных сосен. На пляже,  раздевшись,  они упали на широкое покрывало, а когда солнце стало припекать,   побежали, увязая в  песке, к   морю, однако купаться никто не захотел, лишь вошли по щиколотку в  воду, обрызгивая  друг  друга.  Лера  в зеленом  цельном купальнике держалась так,  словно выступала  на конкурсе  красоты, Таня в темно-красном купальнике    уступала ей  по росту и стати.
 Девушки достали провизию, пакеты с соком. Поев,  Лёша присоединился ненадолго к группе мужчин, играющих  в  пляжный волейбол.  Юра не отходил  от Леры,  между ними явно протянулись невидимые нити.   
Когда  солнце начало  клониться вниз,  компания собралась  в обратный    путь.
 Сидя на заднем сидении   рядом с молчаливыми    Таней и Лёшей,  Слава думал о сегодняшнем дне, о том,  что  они с Таней совсем  отдалились,   а  Лера и Юра, кажется,  нашли   друг  друга. 

 Весенняя  сессия  прошла для  друзей  благополучно,  даже Лёша  сдал математику с первого раза.   

2

Летом Слава был приглашен на свадьбу  бывшего одноклассника. Свадьбу  проводили в загородном  ресторане. Изящная, тоненькая   подружка невесты выделялась среди шумной молодежи каким-то неучастием в происходящем. Девушка то ли скучала,  то ли  грустила.   Когда при очередном дружном восклицании «горько» она выскользнула из зала, Слава сделал то же самое.
 Они сидели в вестибюле возле журнального столика. 
- Вам плохо? -
- Спасибо! У меня слегка закружилась голова, но уже прошло.
Он узнал, что её зовут Валентина.
Между ними завязалась легкая непринужденная беседа.  Слава заметил, что девушка  одна,  без партнера,  он тоже  пришёл  один, значит, может  получиться  пара.
-  Пойдём  танцевать, - пригласил Слава.
Невысокая, с  массой пушистых волос Валя  отличалась гибкостью  фигуры,   танцевала  отлично.  Слава  чувствовал всё большую  тягу  к девушке,  в глазах которой вспыхивали азартные огоньки.
Свадьба  тем  временем  подошла к концу, распорядитель объявил, что пора разъезжаться. Слава попросил у Вали номер  телефона, и она торопливо   продиктовала его.
 Слава и опомниться не успел, как Валентина уехала.

Ночью он плохо спал,  ворочался с боку на бок.  Это  был эмоциональный  взрыв.   Он готов был  броситься за  Валей на край  света,    встать перед ней на колени, признаться в любви,   просить, чтобы она стала его невестой,  женой.
 Утро выдалось   хмурым. С трудом  дождавшись  полдня, он позвонил.
Валя  взяла трубку сразу, словно сидела возле аппарата. Голос у нее был глухой, усталый. Она  ответила, что может встретиться  с ним  около кинотеатра. Поскольку   билетов на текущий сеанс не было,  Слава  и Валя  сидели   в сквере. Как себя вести, Слава не знал.  Он путано  говорил что-то  о  планах на будущее, она ответила, что поступает  на работу.  Внезапно  она посмотрела на часы,   заторопилась и сказала, что ей надо позвонить мужу.  Слава подумал, что ослышался.
- У тебя есть муж?
Она невесело  кивнула.
- Но почему на свадьбе его не было?
- Он в другом городе  живет,  мы  звоним и ездим друг к другу.
Слава  проводил Валю до дома.
- Как  насчёт  завтра? –  повис  в воздухе  вопрос.
- Мне нужно в поликлинику, сдать анализы. Может быть, вечером…
- Понятно.   
Настроение у Славы  было на нуле, он был  опустошён,  потерян.


3

Жизнь  стремительно менялась. В Латвии всех жителей  разделили  на граждан и неграждан по следующему  принципу: те, кто родился до 40-го года в Латвии, были  записаны в   граждане, те, кто родился вне Латвии  или после 40-го года  - не получали  гражданства.   Владение  латышским  языком ценилось  превыше  всего. Слава и кузина Лера попали в первую  категорию, Юра и Лёша проснулись без  гражданства, однако понимали, что жизнь на этом не кончается. 

Юра  теперь  жил с Лерой в маленькой съемной  квартире, к великому огорчению  Лериной мамы, которая конечно хотела приютить  молодых  у себя.  С начала учебного  года Юрий  бросил неперспективный РПИ и поступил в институт международных связей  при  ЛГУ.
 - Учеба длится один год, и хотя занятия идут на латышском языке, огромное значение придается английскому, - рассказывал Юра. –
- Кем ты будешь по   профессии? - спросил Слава.
- Я буду банковским специалистом, с ориентировкой работать за границей, -  гордо ответил Юра. – Приходи к нам учиться.
Но Слава,  поразмыслив,  не последовал Юриному  примеру, он будет работать экономистом здесь,  уехать за границу, бросить мать, бабушку, жить среди чужих людей -  это не для него, к такому  он был   не готов.   
Слава  записался на солидные курсы английского языка.  И латышским серьезно  занялся.


***
Юра сообщил, что хочет познакомить Славу с  однокурсницей,   для этого  надо прийти  в латышский  театр,   поскольку  сейчас  в моде  все  латышское. 
- Рина  - девушка эрудированная, особенная,  приходи, обязательно.
В положенное время Слава    вошёл  в фойе  театра. Юру он увидел  издалека,  рядом с ним была    Лера  и невысокая блондинка, должно быть, та самая, эрудитка.
Рина оказалась далеко не красавицей, но ее большие серые глаза приковывали  внимание, она говорила живо и остроумно.  Славе понравилось, как  она держится -  уверенно, без  стеснения.
Когда Рина, попрощавшись с друзьями и поблагодарив за отличный  вечер,  уехала на   троллейбусе,  Юра спросил:
- А  телефон у нее  ты взял?
- Нет, не успел, - смутился  Слава.
- Не беда,   у меня  есть, - успокоил друг, - она ценная девушка, смотри не упусти.

Слава каждый  вечер  разговаривал с Риной по телефону,  они обсуждали самые разные   темы:  от педагогики и  философии, до литературы и поэзии,   даже в геологии -   школьном увлечении  Славы -   она знала толк. 
Слава был приятно  взволнован, собираясь на  первое  свидание,  наконец-то  он понравился   девушке,   оценившей его как личность, закрыв глаза   на   прыщи,  не дающие парню  покоя.

Во время  прогулки  Рина была предельно открыта,  прислушивалась  к словам  Славы, бурно  отвечала и   замолкала,  когда он говорил, большие  серые  глаза  ловили каждое движение  спутника.
Сравнивая прежнее  увлечение   Валей  с   тягой  к Рине,  Слава сознавал, что    новое   чувство  глубже,  стабильнее.   
 Дома однако он не распространялся о своей дружбе,  боялся услышать критику в адрес Рины.

Но вот однажды девушка сказала, что хочет познакомиться со Славиной семьей. Слава поведал о своем брате, типичном маменькином сынке,   который может нагрубить и нахамить, Тогда Рина призналась, что у нее тоже характер  - не сахар, она поздний ребенок, родители ни в чем ей не отказывали, она очень  независима и  своенравна. Ее откровения смутили Славу. 
        На  судьбоносной  встрече мама и бабушка  Славы  благосклонно приняли    эмоциональную  девушку, которая  честно  говорила о  своих  недостатках.
Рина  уверила,  что будет работать над собой. Слава поддержал ее  и сказал, что в свою очередь хочет  познакомиться  с её  родителями.

Через  год они поженились. Через такой же промежуток  времени  у пары  родилась дочь.