Тайна Сикстинской Мадонны

Вадим Гукало
            Тайна Сикстинской Мадонны.

Я помню чудное мгновение
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.

"Гений чистой красоты" - оказывается эти слова принадлежат не Пушкину, а его другу Жуковскому. Они были посвящены Сикстинской мадонне, гениальному шедевру Рафаэля. Жуковский путешествовал по Европе. Он заехал в Дрезден и посетил Дрезденскую художественную галерею. 
Гений чистой красоты!  Вдумайтесь в эти слова - Чистота, Красота, Гениальность,Божество женского образа. Какой женщине не польстит такая оценка и не возвысит её самооценку?! По авторскому праву эта восторженная оценка может принадлежать Жуковскому, который посвятил их Сикстинской Мадонне.
 Когда  я ехал в Дрезден, чтобы своими глазами увидеть Сикстинскую Мадонну, я предчувствовал встречу с чудом. И я не ошибся. Эта Картина с большой буквы -  непревзойденный шедевр Рафаэля; чудо, которое потрясает; чудо, перед которым замирает ошеломленный человек. Красота и тайна Сикстинской Мадонны как духовный магнит притягивает к себе. Однажды коснувшись к огню, вы никогда не забудете это чувство. Прикоснувшись к духовному огню, человек также будет его помнить всегда.   Эта картина заставляет на минуту забыть нас о грешной земле, земной суете и прикоснуться к Божественному, чистому и возвышенному.
 В 1512 году Рафаэль создал гениальный образ Пресвятой Девы Марии с младенцем Христом на руках на полотне. Когда смотришь на картину, возникает чувство, что Богородица смотрит тебе в глаза и прямо идет к тебе. Это непередаваемое пространственное ощущение в Дрезденской галерее не может передать ни одна репродукция и копия картины. Но копия может напомнить об этом чувстве, которое возникает перед образом Сикстинской Мадонны. Именно поэтому, копии картины Сикстинской Мадонны были в кабинете у всемирноизвестных русских писателей Фёдора Достоевского и Льва Толстого, которые в свое время посетили Дрезденскую картинную галерею. Огонь красоты зажигает Огонь в душе. Первое впечатление: замирание перед картинной, возрастающее восхищение красотой и тайной Сикстинской Мадонны Рафаэля невозможно забыть!
До визита в Дрезден я  не знал, что великая формула великого русского писателя Ф.М. Достоевского: "Красота спасет мир" были сказаны именно после того как он  увидел и был восхищен Сикстинской Мадонной. Сила красоты Сикстинской Мадонны удивительно возвышает и воздействует на души разных людей.
Как сказала наша замечательная великая актриса Фаина Раневская: " Красота - это страшная сила".
 В период Хрущевской оттепели в 1954 году Советское правительство решило возвратить Дрездену её картинную галерею, которую вывезли из Германии в 1945 году. Перед отправкой картин в Москве проходила выставка  Дрезденской картинной галереи. Москвичи ходили толпами смотреть на Сикстинскую Мадонну. Фаина Раневская услышала разговор двух чиновников из Министерства  культуры о Сикстинской Мадонне. Один из них сказал, что эта картина  не произвела на него впечатление. Раневская остроумно заметила:
- Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать на кого ей производить впечатление, а на кого нет!
 Тайна Сикстинской Мадонны также заключена в так называемом "шестом"пальце папы Сикса.  Действительно, внимательный человек сразу заметит "шестой" палец на правой руке папы. Но искусствоведы будут внушать нам: Не верьте глазам своим. Это не шестой палец, а ребро ладони. А я вам скажу: Не верьте искусствоведам. Верьте глазам своим. Но первое впечатление также обманчиво. Если увеличить и внимательно  посмотреть, то можно предположить, что это не шестой палец, но это и не ребро ладони! Сожмите руку и посмотрите на нее. Разве ваша рука выглядит так картине мастера? Значит, не правы умники искусствоведы! Далеки они от авторского замысла. Тогда что это значит?  Рафаэль тщательно все продумал и зашифровал. Истина за пределами нашего грубого и материального сознания. Левой рукой папа остается авторской тайной, что он имел ввиду, когда он изобразил на картине так называемый шестой палец. Рафаэль писал картину, которая помещалась в апсиду алтаря церкви. За апсидой расположен алтарь и крест. Значит, рука папы  указывала на алтарный крест.   
Мадонна сходит вниз еле касаясь пальцами стоп облаков. Он сходит с небес к нам на грешную землю.  Мадонна нежно, бережно, легко несет на руках своего сына. Иисус глядит на нас не по-детски серьезно и печально. Он указывает указательным пальцем вниз на землю. Иисус должен сойти с рук матери и  пойти на крест.
 Также как на других своих работах, в окружении Мадонны с младенцем на голубом фоне Рафаэль изобразил множество непроявленных ликов.
Взгляд зрителя опускается вниз, а там он видит два милых и задумчивых ангела, которые смотрят вверх, и вновь  взгляд зрителя направлен к Мадонне с младенцем. Рафаэль очаровательно изобразил двух ангелов. Это настоящий шедевр в шедевре. Это также еще одна тайна картины. Один ангел задумчиво закрыл пальцем рот и призывает нас: Задуматься и не болтать языком. У него разноцветное - зеленое, красное, желтое крыло. Но почему только одно крыло? Второй ангел также задумчиво смотрит вверх. У второго ангелочка большой лоб. У него сложены руки. У него два крыла, которые также разного цвета - красного и желтого цвета. Что-то скрывают от  зрителя необычные тени в облаках позади ангелов. Два ангела опираются на плоскую и твердую земную поверхность, ведь во время еще была общепринята система Птолемея