Джон Кеннеди. Привлечение Отца

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОТЦА
Джон Кеннеди (1847)


Никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня не привлечет его; и Я воскрешу его в последний день
Иоан.6.44

Эти слова произнес "Иисус", "Сын Человеческий", и их учение является, следовательно, благодатным; Он"верный Свидетель", и, следовательно, они истинны; Он - Сам Иегова, и поэтому они божественны. Это учение Он начал излагать в проповеди к народу, который собрался, чтобы послушать Его на берегу Тивериадского озера, и ждал, пока Он первый заговорит о необходимости прийти к Мессии за спасением и избавлением. Ибо таковы были совершенство Того, Кто позвал этих людей, благое состояние тех, кто к Нему пришел, и порядок прихода к Нему, как он дан всем, кто слышит Евангелие. Он настаивал на необходимости веры в самом начале Своей речи, и учил людей, как грешников, имеющих бесконечное существование, радеть "не о пище тленной, но о  пище, пребывающей в жизнь вечную", которую только Сын по-настоящему может дать им, и что эта пища будет получена и сможет использоваться только теми, кто уверует в Него как посланного Богом. Затем Он говорит о превосходстве Того, Кто был послан, как Хлеб Божий, Который "сходит с небес и дает жизнь миру". И далее следует описание благого состояния тех, кто приходит к Нему. "Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда". "Приходящего ко Мне не изгоню вон". "Это воля Отца, пославшего Меня, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день". И, сказав о необходимости веры, о совершенстве Того, Кто является его Предметом, и о счастье всех, кто пришел к Мессии, Он говорит им также о порядке веры, как он указан в Божием повелении верить в Его Сына. "Вот дело Божие, - говорит Он Своим слушателям, - чтобы вы верили в Того, Кого Он послал". Вот единственный путь достичь расположения Бога и вера, которую Он требует от нас: доверять и покориться Тому, Кого Он послал.
 Именно в связи с этими истинами мы должны рассмотреть учение данного текста. На первый взгляд может показаться, что из этой части проповеди Христа невозможно вывести какое-либо поощрение для всех людей. Представляется, что было бы жестоко сказать человеку, что он должен верить или будет потерян навсегда, а  потом сказать ему, что он не может поверить. Какое значение имеет для меня то, что Христос прекрасен, если я не могу прийти к Нему. Говорить мне о блаженстве тех, кто верит, если я не могу присоединиться к ним, значит лишь дразнить меня. И какое преимущество дает мне этот порядок вещей, если я не могу использовать его? Именно таким образом некоторые могут быть склонны рассуждать о  данном тексте. Я должен иметь это в виду, объясняя этот отрывок, и при этом должен также сказать, что никто не сможет оспаривать это учение, не вступая в спор с Самим Христом, ибо это Его уста произнесли такие слова, и именно в них Он представлен вам здесь. Поэтому, говоря об этом тексте, я хотел бы обратить ваше внимание на духовную никчемность человека и на замысел Отца о спасении во Христе всех людей, которых Он заставляет прийти к Нему.

I. Духовная неспособность людей

Духовная неспособность - это неспособность прийти ко Христу, как он раскрывается и предлагается в Евангелии. И это состояние является универсальным, потому что Иисус говорит: "никто не может прийти ко Мне". И Он очень ясно заявляет о неспособности каждого человека прийти к нему, ибо слова "не может" четко означают "не в состоянии прийти". Таков простой смысл учения Христа о неспособности человека в начале этого стиха, и в любом случае необходимо  попытаться примирить это утверждение с теми текстами, которые настаивают на нашей ответственности. Давайте рассмотрим очевидное учение Христа последовательно, и пусть наше принятие как  истины не будет зависеть от нашей способности согласовать ее с другими частями учения. Отказаться принять это учение как истину по такой причине значит впасть в рационализм и поставить выше всего наши собственные представления о взаимосвязи вещей, а не откровение воли Божией, которое должно определять форму и меру нашей веры.
Приход ко Христу - это желание и движение сердца. Он должен быть настолько знаком по Его слову и ценим нами, что мы будем искренне желать прийти к Нему. Души приходят ко Христу, будучи готовы принять Его на условиях, в соответствии с которыми Он предлагается в Евангелии, как Спаситель от всякого греха. И этот приход ко Христу -это проявление веры. Если я доверяю Ему, то я также обретаю привязанность к Нему, и в результате получаю истинное Божье свидетельство о Нем, и в свете этого свидетельства - раскрытие важность, Божественного предназначения и личностного совершенства Христа как Спасителя. Христос провозглашает, что ни один человек не может сделать так без привлечения Отца.
Такие доктрины, как эта, не радуют "естественного" человека, и он обычно открыто отвергает их или, заявляя, что он получил их, втихаря их злобно ругает.  Гордость старого сердца, с его сильной неприязнью к тому, чтобы быть обязанным милости Бога, восстает против этого. Любовь человека к себе легко сочетается с гордостью, оправдывающей его отказ. Ибо если кто понял, что спасение его зависит от воли Божией, он не может быть в покое; но когда он думает, что он может достичь его своими руками, он легко может успокоиться, рассчитывая, что когда придет удобное время, он сможет обеспечить себе спасение. Не таково чувство бедного пленника, который не будет безумно воображать, что запертая темница - это дворец, но который просыпается и видит, что он в рабстве, что у него нет возможности избавиться от замков и решеток, нет сил добраться до них и он явно не справится со стражей, которая держит его в тюрьме. Он убеждается, что он не сможет бежать, что он может быть освобожден только волей других людей, в руках которых ключи от дверей его тюрьмы. Он не может спокойно спать, но думает о возможности освободиться; его мучают тяжелые сны или бессонница.
Но есть и другие люди, которые, в то время как они исповедуют, что приняли учение о человеческой духовной неспособности и никчемности, оскорблены им и хотят лишь сохранить покой. Никакие наши усилия, скажут они, ни к чему не привели, поэтому мы ничего не будем делать и оставим все наши дела, пока Господь будет делать Свою работу, ибо это единственная работа, которую можно использовать на благо. Это как если бы человек, которому сказали, что он умирает, и что есть только один врач, который может вылечить его, будет сидеть не шелохнувшись и не приложит никаких усилий, чтобы прийти к единственному врачу, который может его спасти, и вообще оставит всякое лечение и не будет обращать внимание на то, что вызвало его болезнь. Человек, который может поступить так, был бы безумцем, но еще большее безумие - это когда грешник, чувствуя свою зависимость от  суверенной благодати Бога, видит здесь повод оставаться во грехе. Но оставим людей, которые отвергают эту истину или злоупотребляют ею, и займемся ею как она есть; перейдем к рассмотрению оснований, на которых, помимо заявления перед нами, она может покоиться.
1. Грешник духовно ни к чему не способен, поскольку он духовно мертв. "Мертвы по преступлениям и грехам" - это описание каждого человека, как он есть "от природы". И если есть какие-либо вещи, невозможные для духовно мертвого грешника, то это движение к Богу, приближение ко Христу. Об этом Сам Христос говорит Никодиму. "Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Божие". Христос, как показано в Евангелии, - это "дверь", и только через веру в Него можно войти в Царство, и об этом ясно говорится, что те, которые уверовали во имя Его, "родились не от крови, ни от воли плоти, ни от хотения мужа, но от Бога". Это предельно сильное подтверждение того, о чем говорится в данном тексте. Мы имеем прямое подтверждение его трижды в Евангелии от Иоанна в его первых шести главах и часто в других местах, и это сильный ответ Писания тем, кто отказывается принимать эту доктрину как истину.
2. Приход ко Христу противостоит всем тенденциям естественного человека. Он подразумевает готовность быть в долгу благодати Божией в деле спасения. Это должно выражаться в каждом упражнении веры в Господа Иисуса Христа. Но это совершенно противоположно гордому сердцу человека, которое таково, что просто не может перестать быть амбициозным и независимым от Бога. Как же тогда может человек прийти ко Христу, если не привлечет его Отец? Приход ко Христу - это проявление веры человека в Слово Божье, как единственный порядок надежды на спасение. Это слово, и только это слово, представляет для него предмет его веры, оно одно дает свет, с помощью которого он сможет ориентироваться, и является единственной нитью, за которую он может взяться, когда идет ко Христу. Но нет ничего более естественного для человека, чем думать, что нет ничего реального, чего он не видит или не осязает, и что верить в Слово Божье как истину - это значит предаваться напрасным фантазиям. Особенно это верно в отношении его чувств к слову истины Евангелия. Так как эта истина касается закона, у грешника есть основания доверять ее Божественной власти в работе его совести, которая свидетельствует на стороне Божия закона в его притязаниях и в его проклятии. Но у него нет такой убежденности в принятии как истины Евангелия благодати Божьей. Хорошая новость такова, что он уже не ждет ее. Она так нова и так чудесна, что он думает, что ему должны быть представлены доказательства того, что достигнет его через все чувства, когда он сможет воспринять ее как истину. Но для того, кто приходит ко Христу, не требуется никакого другого основания веры, нежели чем простое Слово Божье, как оно написано в Библии, и то, что он должен возложить на Христа все свое бремя как грешника. И если он смог это сделать, смог прийти ко Христу - то как это возможно, если не привлечет его Отец? Приходя ко Христу, грешник приходит к Нему за спасением от всякого греха. Каждый человек по своей природе любит грех, "потому что плотские помышления суть вражда против Бога". Если я люблю грех, я не могу не ненавидеть Бога, Который в Своей святости бесконечно противоположен греху. Но грешник любит грех, и он никогда не придет добровольно ко Христу ради избавления от него.
3. Нашему приходу ко Христу противостоят все силы тьмы. "Бог века сего",  с великой армией под его командованием, не дремлет, стараясь оградить души от Христа. Он всегда активен, ослепляя глаза многим, чтобы им  "не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога". Это, безусловно, грозный враг. Я думаю, что мощи и злобы его армии, возможностей успешной работы правящей власти греха в сердцах и обилия дел великого врага во зле этого мира достаточно, чтобы показать, что слова Христа истинны, когда Он говорит: "никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его".
4. Немыслимо, чтобы кто-то пришел ко Христу без действия Божьего. Хотя есть разные мнения, как именно это происходит, в любом случае все евангельские христиане согласны, что это совершается через веру. Но если вера формирует в нас стремление и доверие ко Христу, то разве не потому, что этому предшествовало откровение Бога в Его Сыне, позволяющее нам прийти к Нему? Если бы Слова как такового было достаточно как Откровения, то почему Христос остается неизвестен многим, кто слышит Евангелие? И как  мы можем достичь Его и опереться на Него без встречи с Тем, Кто призывает нас к Нему? Присутствие даже нашей королевы охраняется, и на наших приемах те, кто допущены в присутствие особ королевской крови, с почтением принимают приглашение. И как мы должны быть допущены к Царю Славы, кроме как по авторитетному осуществлению Его воли? И если Он не раскрывает нам Себя, то как мы сможем доверять Ему? Если мы добавим эти поводы для Божественного действия, необходимые, чтобы привести грешника ко Христу, нам станет совершенно ясна правота Того, Кто сказал: "никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его".

II. Замысел Отца

Эти слова говорят нам о том, что является необходимым, чтобы грешник пришел ко Христу. Это дар, который должен исходить от Отца, Который послал Христа, и эта власть Отца проявляется в качестве притягательной силы, которая поднимает душу ко Христу.
1. Замысел, приводящий грешника ко Христу, исходит от Отца. Отец - это имя Первого Лица Божественной Троицы. Это Его имя в силу отношения ко Второму Лицу, названному Его Сыном в силу отношения к Первому, Третье же Лицо названо Духом в силу Его отношению к Отцу и Сыну. Отец представляет главенство в Боге. В этом смысле Он личностно больше, хотя по сути един с Сыном и Духом и равен им. К Его суверенной воле, следовательно, должно быть отнесено спасение. "Все от Бога" Отца через Сына и Святого Духа, и к Отцу в конечном счете должно быть отнесено и приведение грешника ко Христу. Какое это великое событие, если рассматривать его в отношении к действиям Отца! Тот, Кто владеет всеми силами Иеговы и всем творением, может обеспечить встречу между Христом и грешником! Каждый акт веры во Христа является результатом осуществления Его суверенной воли и действия Его Божественной силы. Каким бесконечно великим делом является поэтому приведение грешника ко Христу! Как ничтожен взгляд, по которому оно не зависит от действия Отца! И когда грешник приходит - как оправдана его вера! Он приходит по зову Отца - и что тогда более обосновано, чем вера во Христа?
2.   Но текст требует от нас рассмотреть в этой связи, как Отец послал Христа. Послать Своего Сына как Помазанника было для Отца высшим проявлением Его суверенитета, самым высоким даром Его любви, и именно поэтому Он привлекает к Мессии всех, к кому Он послал Его, чтобы искупить их.
(1). Послание Сына   является высшим проявлением суверенитета Отца. Мы должны понять это, прежде чем рассуждать о привлечении грешника ко Христу. Может ли быть более высокое проявление Божией власти, чем предназначение Сына "взыскать и спасти погибшее"? В чем более славно проявляется Его абсолютное превосходство? На основании какого закона или каких-либо событий, предшествовавших Его действиям, от Него требовалось бы такое? Конечно, не было ничего необходимого в том, чтобы Единородный Сын Иеговы должен был быть послан подчиниться закону и умереть в человеческой природе на земле* (в каком смысле? - Пер.). И отношения Отца к тем, для кого Он послал Своего Сына, чтобы искупить их, не предполагали, что они могут требовать такой дар для их спасения. Миссия Сына вполне показывает, что для Бога те, к кому Он послал Его для искупления, есть караемые смертью грешники, и что Он поэтому не может иметь  никаких обязательств, чтобы обеспечить избавление от смерти для любого из них. Но спасение избранных было Его благоволением, и во исполнение этого указа Он послал Своего Сына как Жертву Самому Себе, чтобы искупить их. Именно в соответствии с этим замыслом суверенной благодати Он привлекает грешника ко Христу, и в этом действии должен быть признан Его абсолютный суверенитет. Последняя черта, на которую отступает грешник в связи с заветом дел - это идея, что он может в какой-то степени быть независимым от Бога при осуществлении веры, что он может принять какое-то решение, чтобы получить дар веры, и что он не полностью зависит от суверенной воли Бога, но может просто по вере прийти ко Христу. Но было бы совершенно несовместимо с делом Христа, с Его отношением к Отцу, в котором Он стоит в качестве Посредника к Тому, Кто послал Его, и с Его рвением к славе Отца, а также с любовью к Своему народу, явленной отчетливо и многократно, если бы мы не признали Божественный в даре веры. И мы не можем претендовать на него, ибо если грешники таковы, как Слово Божье описывает их, они должны услышать правду о себе, и если приход грешника к Христу - это дар Отца, он должен быть во славу и похвалу Тому, от  Которого все.
(2). То, что Отец послал Своего Сына, является высшей похвалой Его суверенной любви. Нет ничего более высокого. И нам представляется, что если мы верой постигаем Божественную славу Того, Кто был послан как Единородный Сын, уничижение, которому Он был подвергнут до смерти и ада, то результат Его заслуг принадлежит всем, к кому Он был послан, чтобы искупить их. Чудесная любовь, явленная таким образом в деле Христа, выражается в раскрытии Искупителя всем искупленным Его Кровью грешникам.  Это никогда не должно быть забыто.
 На это можно спросить: в каком отношении грешники, что слышат Евангелие, находятся к Отцу и Его любви? Есть два таких отношения. Они являются подданными Его правления и вполне находятся в распоряжении Его абсолютно суверенной воли, как разумные существа. И, как грешники, они предстоят Ему как Судии, находясь под приговором осуждения на вечную смерть. Пусть эти отношения с Отцом не проигнорирует никто из нас. Но может возникнуть вопрос: кто мы такие, чтобы услышать это Евангелие любви Отца? Дело обстоит не так, что мы имеем на это право просто потому, что Евангелие говорит об этой любви, которая объемлет нас. Эта  любовь имеет славные доказательства своего суверенитета, свободы и богатства, это любовь, явленная в деле и смерти Сына, как Христа и Агнца Божия, но Евангелие не может заверить вас, что вы предмет этой любви, пока вы не придете ко Христу и не склонитесь пред Ним. Иное было бы несовместимо со способом, которым явлена эта любовь, а также с источником, из которого она вытекает. Любовь не может прийти ко грешнику иначе как через Распятого Христа и Его пролитую Божественную Кровь, и вы не можете прийти к Богу иначе, чем этим путем.  Пусть же в вас будет вера и стремление прийти к Богу, как Он открылся во Христе, но не будет никаких попыток воспринять эту любовь прежде, чем вы как грешник примете Иисуса Христа, как Он свободно предложен нам в Евангелии. Откровение любви Отца в деле Его Сына - это не просто декларация, ибо не все, кто слышит Евангелие, любимы Богом. Этого не может быть; ибо, если так, то все, кто находится в состоянии природы на земле, должны в равной степени рассматриваться как предметы любви Отца, независимо от того, слышат они Евангелие или нет. Но как мы можем представить как предметы Его любви тех, кому никогда не было сказано о ней и кто не может извлечь из нее ни малейшей пользы? Но если откровение Евангелия провозглашает грешников, которые слышат его, любимыми Богом, то разве мы не должны приписывать это преимущество суверенной воле Бога, и таким образом выйти из болота арминианства на твердую почву кальвинизма? Так будет непременно, если мы признаем суверенитет Бога как должно. Распространение Евангелия будет необъяснимо и бессмысленно, если мы не отнесем его к суверенному благоволению Бога, к спасению одних, а не других, кому Евангелие не было послано. Способ, которым Бог распространяет Евангелие, явно говорит о суверенной благодати спасения, о которой свидетельствует Евангелие.  Но любой грешник, который признает суверенитет Отца, имеет право созерцать Его любовь. О, какая это привилегия - знать, что замысел спасения грешника во Христе находится в руках Того, Кто явил Свою любовь в деле Своего Сына! Сами по себе вы бессильны верить, и единственный, Кто может помочь вам - это Тот, Кто так возлюбил мир, что отдал Своего Сына, чтобы искупить грех мира Кровью Креста Его.
Да, скажете вы, - но какую поддержку я могу извлечь из мысли о любви Отца, могу ли я знать, что Он любит лично меня? В любом случае вы можете знать о Его любви ко грешникам, и ценить ее как суверенную любовь к каждому из избранных. Его любовь ко грешникам - это то, к чему вы можете обратиться как к источнику всякой спасительной благодати. Возможно, ваши затруднения связаны с тем, что вы склонны смотреть на себя как на несчастного человека без всякой оглядки на Бога и Его святость и на честь Христа. Но только если Он придет сказать вам, в каком вы положении, вы можете убедиться, что вы предмет Его любви. Вы, несомненно, будет действовать более мудро, если поймете прежде любви Отца свое состояние как грешника и отдадите себя в распоряжение Его суверенной воли, и обратитесь к Его любви как к любви, пославшей Его Сына как Сына Человеческого, чтобы "взыскать и спасти погибшее".
(3). Сын послан Отцом согласно Его замыслу о спасении грешников. Отец исполнил Свое обетование, данное Им Сыну в заключении с Ним завета о спасении Его избранных и о награде за подвиг души Его, и эту награду разделяют и Его люди. Это предмет дивной радости для всех, кто любит Христа и любит души, ибо у них нет покоя, пока все Его искупленные не будут спасены. Есть воля Отца исполнить Свое обетование Сыну как Главе завета со всей властью, и помазать Его полнотой Святого Духа, чтобы явить власть Посредника в несомненном получении  Им всей награды. И именно поэтому Христос говорит: "Когда буду вознесен, всех привлеку к Себе". Здесь вы можете убедиться, что высший авторитет Отца явлен в том, что Христос есть и Предмет, и Автор веры. И если Отец призывает вас прийти ко Христу, в котором вся полнота спасительной благодати, то не говорите, что вам не дана вера, а просите Его как Помазанника Отца сделать для вас все, что нужно, чтобы вы пришли к Нему, и спасти вас вечным спасением, когда вы придете. Вы принимаете Христа как дающего веру пред Отцом, Который назначил Его таковым, и если вы этого не сделаете, то будете совершенно неизвинительны, когда погибнете в своем неверии.
3. Замысел Отца. Это замысел благодатный, привлекающий и действенный, и бесконечно благой, как он явлен виновным, отвратительным, враждебным грешникам. У Господа изначально был замысел в отношении вечного союза Своего славного Сына с грешниками. Как достойно вечного удивления и похвалы это благое дело Отца, как оно безошибочно в вечном спасении грешника, которое оно совершает! И это и есть привлечение, ибо те, кто приходит к Нему, "сделаны готовыми в день силы". Ибо Богу угодно принести Свой животворящий Дух и сделать мертвые души духовно живыми во Христе. В этом замысле нет изъяна. Привлекательность, не принуждение, которая побеждает грешника, приводит его в подчинение и производит в нем согласие с Евангелием. Этот замысел и должен быть действенным. Никакая сила не может успешно противостоять замыслу Отца. Три Лица Троицы приводят душу ко Христу, и какая сила может воспротивиться Его правде? Бог может подчинить самых дерзких бунтовщиков, просветить самых закоренелых невежд, сделать друзьями наихудших врагов, избавить самых угнетенных, мертвых по преступлениям и грехам оживить со Христом и ободрить самых робких, чтобы они приняли Христа, как Он свободно предложен нам в Евангелии.
III. Обетование Христа о завершении спасения всех, кого Отец привлекает к Нему: "И Я воскрешу его в последний день".
Это третий раз, когда это обетование было дано Христом. Оно для всех, кто приходит к нему, когда бы и какие бы они ни были. Это указывает только на завершающий акт спасения - обетование о камне, о котором будут восклицать: "благодать, благодать на нем!" -  но, конечно, это обетование подразумевает все, что требуется, чтобы подготовиться к этому. Этот камень не будет положен, пока не будут возведены не только фундамент, но и все стены. Этими словами Христос обещает Свое наставление и руководство всем, кому дается освящающая благодать, а также утешение и спасение до конца всех, кого Отец привлек к Нему, и Он получит их души по смерти, когда они будут очищены от всего растления и найдут место в доме Отца; и как бы долго их тела ни спали в могиле, в последний день Он оживит и преобразит их, и сделает такими же прекрасными, как и Он Сам, и они будут готовы пребыть с Ним вечно.
О чем это обетование? Оно бесконечно богато. В нем не упущено ничего, что требуется душе с первого момента веры в Христа и до вхождения в вечную славу. Среди людей есть те, которые делают обещания, которые они никогда не намерены выполнять. Поэтому небольшие обещания кажутся лучше, чем большие, которые они могут предложить в качестве основания для надежды. Но обетование Христа есть дар бесконечной любви вместе с уверенностью непогрешимой истины. И Его неизменное обетование благодати всем, кто приходит к Нему будет вашим достоянием, если вы как грешники придете ко Христу, как Он раскрывается и предлагается вам в Евангелии.
Это обещание является одним из тех, с которыми мы неоднократно встречаемся в слове Божием, в котором собраны все обетования благодати и утверждается их несомненное выполнение. Поэтому даже если верующий проведет почти всю жизнь в пустыне оставленности, обещанная Ему благодать - от Того, в Ком все обетования да и аминь. Из Его уст  приходит обетование, и в Нем хранится благодать. И такое слово, как это, Он дает на пользу всем, для кого Он совершил Свое дело и пострадал. Он дает нам Самого Себя вместе с верой, чтобы пленить грешника, которого Он возлюбил. И Он делает даже больше чем это, Он не только убеждает тех, кто пришел к Нему, что Он будет дан им по мере своей веры, но что он увидит в их вере питание, которое обеспечивается за счет веры. Будем же безоговорочно доверять Ему и отдадим себя в Его руки!

Применение

1. Мы имеем в этом тексте то, что является характерной чертой учения Христа: усваивать спасение и царствующую любовь Отцу, пославшему Его. Это обозначено в словах: "я благодарю тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и  открыл младенцам. Даже так, Отец, ибо таково было Твое благоволение" (KJV). И, таким образом, Он усваивает весь замысел спасения суверенной любви Отца, и в то же время заявляет: "Все отдано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца". Если Он, будучи как Сын по сути и лично равен Отцу, так настойчиво передает все спасение суверенному благоволению Отца, как "Господа неба и земли," наверняка все Его проповедники должны быть внимательны, чтобы сделать то же самое, даже когда им противоречит мнение господ или толпы.
2. Мы можем узнать из этого текста, что никакая доктрина не может замалчиваться на том основании, что она неприятна для слушателей или они могут злоупотребить ею. Если она является частью "всей воли Божией", она должна проповедоваться, хотя и с рассуждением о том, кому и в каком объеме. Главная цель проповедника - прославить Бога, раскрывая Его таким, каким Он открыл Себя Сам. Этому должно быть подчинено все без недомолвок. Нельзя утаивать от людей, тем более невозрожденных, льстя их вкусу, ничего, что Он открыл о Себе, никаких аспектов Его характера, ничего из замысла искупления согласно Слову, ничего, о чем сказано: так говорит Господь! Вместе с рвением, которое делает проповедника внимательным к славе Божией, которая и есть цель проповеди, у него должна быть сердечная мука и жалость ко грешникам, которым проповедуется Христос. Конечно, нужна аккуратность, чтобы быть точным в изложении доктрины, согласно системе, где должны быть должные ссылки на Слово Божие; но не может быть никакой ревности о Христе в сердце того, кто не стремится в своих проповедях сохранить честь Божественного имени, руководствуясь исключительно светом Его Слова. Холодный догматизм и слепая ревность - не то, из чего можно выбирать в проповеди. Истинный проповедник - это тот, кто подобно Христу, прославляя Того, Кто послал его, усваивает все спасение Его суверенной воле как Господа неба и земли, и также подобен Ему в Его жалости, выраженной в плаче над обреченным Иерусалимом.
3. В свете этого текста мы можем увидеть, как важен приход ко Христу. Посмотрите на Него, как на плод любви отца и дар Его замысла - и насколько глубоким станет наше доверие ко Христу! И затем подумаем о Нем как о дающем средства, обеспечивающие интерес к совершенному спасению, и о том, каким добрым и богатым благом является дар веры от Бога. Понимаете ли вы это? Есть ли в ваших молитвах к Богу стремление обрести дар веры? Вы озабочены тем, чтобы "обрести Христа и найтись в Нем?". Или вы стремитесь к таким вещам, которые сначала вас задурят, а потом навеки погубят?
4. В каком долгу у Бога все, кто пришли ко Христу! Они в долгу, уже когда пришли, и когда они приходят, они приобретают великий долг благодати - идеальное и вечное спасение! Они в долгу Отцу за то, что Он привел их ко Христу, и в долгу Христу за праведность и силу, которую они нашли в Нем, и они должники Святому Духу, являющему в них благоволение Божие. О, друзья, стремитесь увидеть, почувствовать и признать все больше и больше обязательств по отношению к "Богу всякой благодати". чтобы это сделало вас более смиренными, более благодарными, более усердными, более верными, по мере того как ваши дни в пустыне уходят. И помните, что вы только приобретаете за это время новый долг по отношению ко Христу, без Которого вы не можете делать ничего, и долг Отцу, обратившему вас в милости к Тому, в Ком обитает вся полнота Бога! На протяжении всей вашей жизни вы должны знать, что человек духовно мертв и не может стать живым и прийти ко Христу, если Отец не привлечет его. Это также долг Святому Духу, без благодатной работы Которого вы не предадите себя Отцу и не почтите Сына. Быть должником за спасение через веру ваш ветхий человек сочтет невыносимым бременем, и еще более яростно восстанет  ваше существо против того, чтобы быть непрестанно должником перед Богом. Вы иногда можете думать, что являетесь хозяином своей веры и можете использовать ее, когда вам будет угодно. Но быть зависимым от замысла Отца в каждом акте веры, во всей своей жизни лишает нас малейшего повода для хвастовства. И это путь, который является наилучшим для нас, и это так просто потому, что он смиряет гордость наших сердец, которой в нас всегда хватает!
5. Текст запрещает любому из нас мнить о себе, что он пришел ко Христу по своей воле, ибо он никогда не мог бы прийти, если бы Отец не привлек его. Это урок, на котором Христос настаивал, и когда Он втайне общался с обеспокоенным Никодимом, и когда проповедовал множеству у Тивериадского озера. Поэтому вы не можете быть Его учениками, если упустите этот урок.  Не обманывайте себя, что вы любите Его учение, если вы предпочитаете понимать отношения с Богом так, чтобы это избавило вас от смиряющего действия, которое оно имеет. Это не то, что подходит вашему вкусу, но то, что подходит вашему состоянию, и вы должны это понять. Если все на самом деле обстоит так, что вы не можете прийти ко Христу, если Отец не привлечет вас - то каким злом является любая попытка скрыть эту правду от самих себя! Возможно, вы склонны сказать: "Если бы я поверил, что это так, я не мог бы иметь надежды". Конечно, от себя вы не можете ее иметь, но это не причина тому, чтобы в эту истину не верить!
Другой может сказать: "Если я в это поверю, я сложу руки и прекращу все усилия". Если вы по какой-то причине так думаете, то вы действительно потеряны и явно не можете спастись от гибели, не будучи привлечены ко Христу Отцом! Эта ложь - самый настоящий опиум. Трудно представить себе более странное побуждение спать в смертельной опасности. Наконец, кто-то может спросить: "Как эта духовная неспособность может быть совместима с ответственностью перед Богом за мое неверие?". Это старый вопрос, на который нельзя дать нового ответа. Эти вещи согласуются с точки зрения Бога, и пусть этого будет достаточно. Настало время для вас понять, что порочность сердца не может служить оправданием для беззаконного поведения, для вины, причиненной вашей испорченностью, и никакое вообще состояние сердца не может извинить виновность человеческих действий.
6. В этом тексте есть поощрение для всех, кто желают достичь Христа, и знают, что никто, кроме Отца, не приведет их к Нему. Друзья, если вы чувствуете, что сила неверия - это тяжкое бремя, а вина - позор, заставляющий краснеть и плакать, то это вытекает из некоторого раскрытия Христа Отцом. Но, дав это, Он дает и больше, и разве это не подобает Отцу, имеющему власть, благодать и силу Бога для привлечения ко Христу? Не может быть дара, слишком большого для Его любви, никакая работа не слишком трудна для Его власти, и все, что Он пожелает, Он имеет право делать. И когда  у вас есть надежда на помощь слабым, - взирайте на Отца через Сына! Помните, что все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, и если вы можете просить Сына как дар Божий, вы найдете в Нем всю любовь Отца, и этого достаточно, чтобы Он встретил вас в вашей беспомощности и дал возможность прилепиться к Нему, если вы в своей нужде будете просить Его о том.
7. Опасаетесь ли вы того, что вы не обратились ко Христу? Если это так, не пытайтесь избавиться от этого страха, но  не позволяйте ему давить на вас до отчаяния. Обязательно говорите о нем Богу: "не дай спать глазам моим", пока Отец не привлечет вас ко Христу! Пусть никто из вас не боится прийти, и пусть каждый боится не прийти, ибо это означает страшную погибель, и вы не придете, если Отец удержит Свою благодать. У вас не может быть претензий к Богу, ибо вы не можете предложить Ему даже молитву, пока вы мертвы во грехах, а помимо Христа все мерзость в очах Господа. И тем не менее никто не вправе удерживаться от молитвы, и даже Симону волхву было велено молиться, хотя он был "в горькой желчи и в узах неправды". И если вы понимаете, что вы призваны прийти к Богу и Он повелевает вам прийти ко Христу, и в то же время сознаете свое бессилие и знаете, что у вас нет никакого права претендовать, что Отец привлечет вас - ибо Он "кого помиловать, помилует, кого пожалеть, пожалеет" - не отчаивайтесь и не переставайте взывать к Нему, ибо теперь у вас явно меньше возможностей погибнуть, чем когда вам было легко. И если вы начинаете чувствовать, как тесны врата, ведущие в жизнь - есть некоторые основания надеяться, что вы пройдете через них. И если ваша душа скорбит и мучается - то, наверное, вы проходите через муки нового рождения, без которого нельзя прийти ко Христу и войти в Царство Божие.
 
* Данный момент связан с предопределением падения - сложной темой, в целом не характерной для шотландского богословия. Д.Кеннеди говорит только о ситуации после падения (инфралапсарианство).

Перевод (С)Inquisitor Eisenhorn