Вечная суета сует

Наталья Наумова Дель Ветти
Роскошный шлем как будто ждёт того часа, когда увенчает собой главу героя. Торжественно взметнувшиеся перья похожи на крыло фантастической птицы. Рядом лежит охотничий рог – его изящная цепочка поблескивает в темноте. Серебряная рукоятка шпаги украшена витиеватыми узорами. Не сразу бросается в глаза череп, который будто насмехается над всем великолепием. Пустые глазницы наполнены мраком.

Со стола вот-вот соскользнёт рисунок, но мёртвая голова удерживает его своей тяжестью. На краю стола примостилась растрёпанная книга – это трагедия «Электра». Смерть не властна над искусством. Однако слава и почести – это всё слишком временно и ненадёжно. Об этом призывает задуматься знаменитая картина «Суета сует» голландского художника Юриана ван Стрека.


Зыбкость и бренность земного

Подобные натюрморты впервые появились в XVII веке. Очень часто обращались к этой теме голландские художники – Питер Клас, Адриан Ван Утрехт, Франциск Гисбрехтс и ряд других. Город Лейден был центром кальвинизма. Это религиозное течение особенно сильно осуждало разгул страстей и стремилось предотвратить моральное разложение современников. Напоминание о смерти должно было заставить людей задуматься над своей жизнью и призвать к исправлению.

Слова «суета сует» взяты из Библии, из книги Екклесиаста. Чтобы отразить на своих полотнах идею суетности земного, художники прибегали к тонкому символизму. Логическим центром многих композиций становился череп. Он является олицетворением конечности земного бытия и неизбежности смерти. О быстротечности юности напоминают увядшие цветы.

Нередко можно увидеть небрежно брошенные игральные карты и кости. Они символизируют опасные соблазны, которые сбивают человека с верного пути и ведут к погибели. Рядом может лежать опрокинутый кубок – кто-то не успел допить его. Песочные часы красноречиво свидетельствуют, что с каждой секундой жизнь становится короче. Погасшая свеча олицетворяет её затухание.


Зеркало истины

К теме бренности обращались живописцы и других европейских стран. Не обязательно идея раскрывалась в натюрмортах. Картина итальянца Бернардо Строцци «Старая кокетка» представляет собой жанровую сцену. Старуха прихорашивается перед зеркалом, над её нарядом и причёской хлопочут две молоденькие служанки. Девушки украдкой посмеиваются над своей госпожой. Зеркало высвечивает лицо пожилой дамы, что помогает раскрыть трагический смысл происходящего.

Особенно поражают глаза старой женщины, которые смотрят умно и грустно. Героиня далека от мысли любоваться собой – она словно увидела ту черту, которую ей предстоит в скором времени переступить. Вот-вот выпадет из онемевшей руки поникшая роза. На столике в беспорядке разбросаны драгоценности – возможно, что недолго осталось героине носить их.

Само слово «суета» в переводе с древнееврейского означает «ветер», «пар», «дым». В погоне за временным человек забывает о вечных ценностях. Земные радости преходящи, как дуновение ветра. Иногда стоит задуматься о смысле своего пребывания на земле. Не всегда такие размышления бывают радостными и приятными, однако они необходимы. Только тогда возможно прийти к мудрости и духовной зрелости.

*********************************************************
Впервые опубликовано в июне 2017 года на сайте «Красиво сказано»