Путешествие на плоту

Ирина Тарасенко
   В деревне Заречное у школьников наступили весенние каникулы. В центральной России в это время прохладно, снег кое-где лежит, а южнее,  все уже давно растаяло, реки вскрылись и из берегов вышли.

   Деревенька стояла у самого леса, по которому пробегала, петляя излучинами река, некогда могучая и судоходная. Со временем она обмелела, теперь по ней только малый водный транспорт ходил- небольшие катера, да лодки рыбаков. Зато, когда она весной разливалась, то становилась полноводной и страшной. Вода поднималась высоко, лес стоял затопленный, автобусы из города переставали ходить- грейдер, так называли основную дорогу, полностью скрывался под ее водами.

   Вот на эту апрельскую пору школьникам Заречного переносили весенние каникулы, которые у всех остальных детей приходились на начало марта. В школу в это время ходить было невозможно- со двора даже в резиновых сапогах не выйти.
Отцы на работу в болотниках ходили, у некоторых квадрики были- повезло, к ним прицепы прилаживали и соседей на работу подвозили.  У некоторых лошади дома были, те на работу на подводах добирались. В общем, взрослые находили выход из положения.
    Ну а дети свободное время дома проводили. Играли, телевизор смотрели или уроки делали. Им почему-то на каникулы всегда уроки задавали, особенно математичка. Заданий столько было, что казалось, каникулы не для отдыха давали, а для самостоятельной работы с утра до вечера. Это, наверное, учителя специально делали, чтобы школьники на улице поменьше болтались. Мальчишки поговаривали, что родители сами учителей просили задания давать, чтобы за своих детей не беспокоиться, что те простудятся с мокрыми ногами да в мокрой одежде.
Так почти всегда проходили весенние каникулы- безрадостно.

   В этом году река разлилась особенно широко. Мало того, что лес затопило, так вода почти до домов дошла. Глубина  местами метра достигала- ребята шестом проверяли. Можно было на лодке плавать. Но лодки-то мало у кого были, а вот если плот связать из старых бревен!

   И вот решили друзья-пятиклашки Генка, Мишка и Сережка отложить надоевшие учебники в стороны и заняться чем-то гораздо более интересным, чем учеба.
Решили они отправиться в путешествие на плоту по лесу.

   В недостроенном Генкином сарае были найдены бревна- их отец еще не успел в дело пустить. Они были ужасно тяжелые, но хорошо, что тащить их далеко не пришлось- вода почти у сарая стояла.
   Ребята торопились - нужно было успеть плот веревками связать, поплавать на нем по лесу и успеть домой вернуться до прихода родителей. Работали быстро, веревок не жалели и старались вязать потуже, чтобы бревна не разъехались. Возились часа два. Связали вроде неплохо. Жерди из ограды превратились на время в шесты для отталкивания плота.

   По очереди, не твердыми ногами взошли друзья на свое сооружение и оттолкнулись. Плот не быстро, но все-таки заскользил по глади холодной весенней воды. Поплыли.
  Работали двумя шестами, Генка - впереди, Мишка - сзади, ну а Сережка равновесие держал, следил чтобы плот не кренило в бок. Вскоре добрались до леса-метров триста уже проплыли. Интересно было плыть между деревьями, задевая их толстые суки, до них летом лезть надо было- высоко росли, а сейчас вот они- руками потрогать можно.

-А мой батя, когда вода падает, в лес за рыбой ходит. Голыми руками ее из луж достает, - вспомнил Генка.
 
-И мой в прошлом году с мамкой  лещей здоровых из леса принес, -поддержал Мишка.

-Вот бы сейчас поймать!

-Сейчас нипочем не поймаешь. Глубина-то какая. Только если удочкой.

-Жаль не захватили! -  вступил в разговор Сережка.

   Ребята работали шестами и открыв рты смотрели по сторонам. Как же красиво и необычно выглядел их лес. И тишина вокруг стояла необыкновенная, слышались только всплески воды от шестов.

-Интересно, а где же все животные? Куда они деваются?

-Мне отец рассказывал, что они все на пупках собираются, ну то есть, на возвышенностях. И еще они в это время друг друга не трогают.

 Отец у Сережки был егерем, уж он точно это знал.

-Прямо, как водное перемирие. А давайте доплывем до этих пупков и посмотрим, - предложил Генка.

-Где ж ты искать их будешь? Это в лесу далеко.

-Да, это, наверное, за рекой, у старого аэродрома.- поддержал товарища  Мишка.- Километров пять, не меньше. Не доплывем. Долго. Да и темнеть начнет скоро.

-Ты что, Мишка, назад уже предлагаешь? Давайте еще поплаваем.

-Ну, давайте, но недолго.

Тут Сережка, который за равновесием следил, прыгнул к Мишкиному краю.

-Смотрите, смотрите,- заорал он, пальцем указывая на что-то рядом с небольшой сухой возвышенностью, куда вода не достала.

Ребята повернули головы. Из воды черным треугольником торчал гребень  довольно крупной рыбины. Она замерла на месте, не замечая плота, который плавно остановился рядом.
 
-Это же толстолобик, ребята!- крикнул Мишка восторженным голосом.- Вот это, да!

-Стоит тихо, не ожидал, что мы тут мимо поплывем.

-Давайте его поймаем.  Руками по-быстрому схватим.

   От возбуждения Сережка на минуту забыл, что это было не лето, а холодная весна, что одет он был не в майку, а в зимнее пальтишко. Он быстро упал на живот прямо на покрытые водой бревна и прицелился. Затем последовало молниеносное движение маленьких, но цепких его рук, и через мгновение, не ожидавшая такого подвоха, рыбина прыгала по бревнам плота. Она в отчаянии била хвостом, поднимала брызги и усиленно продвигалась к краю- к свободе, к воде. Ребята прыгали за ней, выставив вперед руки.

-Не дадим уйти!

   Тут случилось неожиданное. Веревки, которыми был связан плот, разошлись в какие-то доли секунды, и не успев глазом моргнуть, мальчишки очутились в воде.
Барахтались они не очень долго, да и не глубоко было в этом месте- чуть ниже пояса,Но орали они не переставая. Хорошо, рядом оказалась небольшая сухая возвышенность с высокой, растущей посредине сосенкой. Обхватив ее руками, мальчишки выбрались из воды. То, что еще минуту назад было их плотом, плавало рядом, но какая теперь от этих бревен польза, если веревки порвались и уплыли.

-Ребята, что делать-то будем?- стуча зубами выдавил из себя Сережка.

-Чего зубами стучишь? Уже замерз что ли?- пытаясь подавить волнение, спросил Мишка.

-Давайте,  каждый возьмет по бревну и вплавь,- предложил Генка.

-Смерть от переохлаждения,- продолжал трястись Сережка. Мне отец рассказывал такие вещи.

-Скоро родители домой придут, искать начнут. Интересно, догадаются? Если не догадаются, то нам хана!

-Давайте голос подадим. Может услышат? - не смело предложил Мишка.

-От берега мы уплыли метров на  четыреста, пятьсот. Даже если втроем орать будем, не поможет.

Ребят потихоньку охватила паника. Начинало смеркаться.

 -Надо все-таки попробовать. Чего так просто сидеть?

-Только орать надо, когда кто-нибудь на улицу из взрослых выйдет.
 
-А откуда ты узнаешь, что кто-то на улицу вышел?

-Надо на дерево залезть. Может увидим чего? Лес-то не густой- так, посадки реденькие.

   Было решено, что полезет на сосну Мишка- он самый ловкий из них был - и по физкультуре у него была пятерка, и в секцию он ходил, и в салочки на деревьях лучше всех играл. Не даром его обезьяной прозвали.
В мокрых штанах и скользких резиновых сапогах лезть на сосну было не удобно- штаны вниз тянули, а задубевшие сапоги не давали ловко ногами зацепиться. Но ребята снизу подталкивали.
С третьей попытки удалось Мишке забраться на  ближайшую ветку. Дальше легче пошло, и вскоре мальчишка залез довольно высоко.

-Ну что, видно что-нибудь?

-Видно-то видно, да вот не услышат нас. Давайте попробуем. На счет Три!

Ребята старались, орали громко и долго. Но их слабоватые детские голоса тонули в чернеющем лесу, растворялись в воздухе среди мокрых деревьев.

-Вижу из сарая кто-то вышел. Должно, твой отец, Генка. Только не слышит он нас.

Мальчишкам стало не на шутку страшно. Они уже сильно подмерзли.

-Ребята, у меня спички есть, неожиданно вспомнил Сережка. Я их в шапке ношу.

-Костер можно большой развести. Вот и увидят в деревне,- сказал Мишка с дерева, сам не веря своим словам, отчего прозвучали они не очень-то убедительно.

-Из  чего костер-то? Мокрое все. Да и далековато. Вряд ли увидят. Сережка, ты же мастер всегда был на всякие придумки. Давай, думай. Я уж окоченел тут.

Сережка сел на корточки, обхватив голову руками. Мальчишки притихла.

Продолжалось это довольно долго. Наконец-то Сережка поднялся.

-Придумал. Мишка, внимательно смотри на сарай. Когда родители начнут по двору ходить- поджигай дерево. Оно хоть и мокрое, но сосна. Хвоя-то все равно загорится! Голос не услышат, а огонь-то увидят, наверняка.

Не радостная перспектива- поджечь дерево, на котором сидишь.

-А если не увидят? А у нас тут пожар, считай?

-Вот тогда и подумаем! Делать-то что-то надо!

Не с первого раза, но Мишка все-таки поджег сосну. Сначала ветки никак не хотели откликаться на спичечный огонек, но в конце концов дружно подхватились. Они дружно вспыхивали одна за другой, угрожающе потрескивая. Вскоре, заполыхало на самом верху. Мишка спрыгнул. Очень уж страшно было сидеть на  горящем дереве. Вскоре от хвои, занялись ветки, следом- сучки. Пепел сыпался прямо на мальчишек. Огонь стал спускаться вниз, приближаясь к ребятам.

-Тикай, заорал Мишка.

   Ребята уже не раздумывая бросились в воду, обняли скользкие бревна и стали отталкиваться окоченевшими непослушными ногами от островка.

   Сколько они болтались в холодной воде? Никто из них толком не помнил. От холода казалось, что вечность.
   Сережкина затея все-таки удалась. Взрослые увидели горящее дерево, сообразили что к чему,  нашли в деревне лодки и помчались вызволять своих детей.

***

Всю четвертую четверть мальчишки проболели. Сережка с Генкой -дома, а Мишка подхватил воспаление легких и отправился в больницу.

За это  «путешествие» отцы отругали их, как следует, мамки сначала отоварили подзатыльниками, а потом поплакали. В итоге каждому купили по конструктору. Генке- оптический, где можно было собирать четыре подзорные трубы и микроскоп, Мищке- огромный Лего, ну а Сережке, который хорошо рисовал, подарили почти взрослый этюдник с набором акварельных красок и кисточек.