Побудь пока со мной

Алик Абдурахманов
 Мы в южноамериканской стране. Мы туристы. Что видит турист в стране третьего мира? Аэропорт, гостиница, ресторан из тех, что рекомендует бюро путешествий. Купить бутерброд на улице – шанс   дизентерии; сесть в такси наобум (не вызванное из «Шератона») – шанс  приключений. Тем более сесть за руль.  Здесь ездят даже не как джигиты в Дагестане, а как пятилетние дети. Хочу обгонять на повороте и на подъеме – и обгоняю. Не для лихости, просто так.

Турист видит мало. Ах да, конечно, чудеса инков. Чудеса  ошеломляют интеллект  и освежают фантазию. Такого не выдумать, а кто-то сделал.  Не буду их изображать, любая туристическая брошюра справится лучше.  Хоть и они не знают как (без письменности, без употребления колеса, без лошадей, быков и мулов) инки таскали глыбы в сорок тонн весом. Тем более – зачем? Для культовых целей. Хорошее, нечего сказать, объяснение.

Туристы покупают сувениры, так заведено.  Торговцы полагают,  все туристы американцы, миллионеры и если их не обманывать, то кого? Небольшой группой приближаемся к сувенирному рынку. Базар есть базар, я видел такие в Махачкале, Стамбуле, Мумбае, даже в Стокгольме не слишком отличается. Все, чего и следовало ожидать: крылатые змеи из керамики, соломенные шляпы, пончо, кустарные украшения. Перед одним из торговцев на столе блестят монеты. Вот это и посмотрим. Хлам, хлам, хлам. Китайская дешевая подделка.  Вот откуда-то залетевшая рупия. А там что? Небольшая груда мятых и тусклых серебряных монет. Ясно, ясно, испанские восемь реалов, девятнадцатый век. Взять нешто, не косоворотку же покупать. Я пододвигаю к себе самую блестящую, менее исцарапанную.

Почем, хозяин?
$100 !

Слушай, ты мне мозги не компостируй. Такая в Н.-Йорке в магазине за $40 идет.  Знаю, ты за треть цены отдашь. Я осторожно, как и положено ценителю, беру двумя пальцами за ребро другую, самую задрипанную.  Бедняга монета, как будто мексиканские хулиганы тобой в орлянку играли. Но нет, постой! Царапины не случайны и даже вовсе не царапины. Поверх испанских Геркулесовых столбов проступают контуры женщины со щитом. Полунагая дама Британия, у меня в руках необычный торговый доллар.   То, что называется overstrike – поверх одной монеты начеканена другая. Видно, туго было в британском казначействе с серебром, а испанских реалов избыток. Чеканили поверх. Не так, чтобы раритет, но монета интересная. Я достаю ненавистный айпод (или айпад?), посмотрим, сколько такая в онлайн нумизматическом магазине? Ого! Ого-го!

Эй, хозяин, а за эту драную шваль что просишь?
$40!
Брось, брось, не дури. Даю $25.

Сошлись на $30. Надул «американца», нечего сказать. А не торгуй, хозяин, тем чего не знаешь! Хотя он их все взял по цене серебряного лома, свою десятку кабальеро наварил.

Безжалостно забираю дорогую монету и   укладываю в бумажник. Здесь ты уже не поцарапаешься.  Побудь пока со мной, моя хорошая. А потом глупые наследники   продадут тебя за десятку и пойдешь вновь гулять по рукам.