Советская Эстония - наша заграница
C покупкой нового спортивного велосипеда у меня появилась возможность путешествовать. Теперь каждый летний выходной день я катался по районным центрам, городам и памятным местам Ленинградской области. Побывал в Выборге и Приозерске, Луге и Кировске, Волхове и Тихвине. Катался по местам боев легендарного Ораниенбаумского пятачка и Дороги жизни. Ориентируясь по карте, я подъезжал к красивейшим озерам Карельского перешейка, прогуливался по фортам Красная горка и Серая лошадь, стоял на Невском пятачке, залитом кровью сотен тысяч наших солдат. Эти путешествия позволили мне оценить подвиг защитников Ленинграда, и в дальнейшем я увлекся изучением этой темы и перечитал множество литературы.
После того, как я основательно изучил Ленинградскую область, мне захотелось прокатиться в соседнюю Эстонию. 135 км по отличному шоссе -не так уж и много для тренированного велосипедиста. Мною двигало любопытство. Мне казалось, что там живут люди, c непохожей культурой, другим жизненным укладом и непонятным языком. У них другие дома, привычки, ходят они в магазины , в которых покупают не похожие на наши продукты и вещи. А еще мне хотелось новых и необычных впечатлений.
И в один из выходных летних дней 1964 года я прокатился в Нарву. Выехал я рано утром и во втором часу дня подъехал к границе с Эстонией. Граница условная . Бурная неширокая река Нарва, мост “Дружбы”, две крепости. Крепость с эстонской стороны показалась мне более ухоженной и не запущенной. На мосту через реку скромный указатель – Эстонская ССР. Ничего, что свидетельствовало бы о границе. И ни одного милиционера. Прокатился по городу, полюбовался на крепость, бастионы, историческое здание ратуши, собор, готическую кирху. В Нарвском “Гастрономе” обратил внимание, что все продукты были эстонские. Все говорят по-русски.
Ознакомившись с городом и поглазев на витрины магазинов, я решил вернуться домой на автобусе. Сняв колеса с велосипеда, я компактно разместился на задних сиденьях львовского рейсового автобуса и через три часа был в Ленинграде. Так закончилось мое первое короткое знакомство с приграничной Нарвой.
Через полгода, в январе 1965- го , я отправился на поезде в Таллинн. Отправление поезда в 22-30 с Варшавского вокзала, билет всего 5 рублей, а для студентов / я работал и одновременно заканчивал учебу в техникуме/ скидка на билет составляла 50 процентов. Смешные 2 рубля 50 копеек – дешевле, чем бутылка водки!
Ночь на верхней полке общего вагона и в 8 утра поезд прибывает в столицу Эстонии. Сразу взял обратный билет на вечерний поезд и вышел в город.
В своем повествовании я не буду описывать Таллинн. Но первое впечатление было такое, что я попал в сказку. Эти старинные здания с толстыми стенами, узкие кривые улицы, каменные мостовые, бастионы. И над всей этой красотой, символ города – Старый Томас. Я гулял без всякого плана и маршрута. Долго любовался панорамой со смотровой площадки. Поразили красные черепичные крыши. Эта картина напоминала иллюстрации к сказкам Андерсена и братьев Гримм. Мне повезло. На центральной площади я пристроился к экскурсии и около часа прогуливался по старому городу с русскоязычной группой. Пообедал в кафе, наскоро пробежался по магазинам и поздно вечером на ночном поезде отправился домой. Этой поездки мне хватило, чтобы составить представление о столице Советской Эстонии. Я побывал в настоящем европейском городе.
В начале семидесятых, теперь уже вдвоем с женой мы не раз посетили Таллинн. Наши вкусы, привычки и пристрастия совпадали, и подобные прогулки мы очень любили. Не спеша прогуливались по улочкам старого города, вслушивались в незнакомую речь, пили замечательный кофе и лакомились жареным миндалем в сахаре. Мы наслаждались прогулками по весеннему Таллинну, но уже тогда приходило ощущение, что это не наше, мы здесь не нужны, и мы, русские, никогда тут не станем своими. Это проявлялось в неодобрительных взглядах, не желании разговаривать на русском языке, в долгом и томительном ожидании обслуживания. Не могу сказать, что подобное отношение встречалось на каждом шагу, но эти случаи не могли испортить впечатление от поездки. А ведь воспитаны мы были на песнях - “И где бы ты ни был в Отчизне своей, повсюду ты встретишь друзей!”.
С появлением в семье автомобиля, наши возможности значительно расширились. Первая длительная поездка была, естественно, в Прибалтику. Мы рассчитывали посмотреть Ригу и прокатиться по городам Эстонии. Это было незабываемое путешествие. Валмиера, Цесис, неделя в Риге и Юрмале, побывали в Пярну, Таллинне и Тарту. Это был 1980-ый год и мы увидели Олимпийский парусный центр в Пирита. Очень понравился Тарту – самый эстонский из всех эстонских городов c историческим зданием университета.
Но самой большой удачей явилось то, что мы открыли для себя Каукси. Сюда надо приезжать в июле, в самый разгар лета. Высоченные корабельные сосны, протянувшиеся на много километров песчаные дюны, напоминающие северное побережье Финского залива, и чистейшее Чудское озеро. Мы сразу влюбились в это место и в течение десяти лет проводили здесь летние выходные и не один раз свой отпуск.
Впервые увидев Каукси, мы поразились большому количеству машин с ленинградскими номерами. Сюда везли автоприцепы и дома на колесах. Палатки ставили сразу на все лето и отдыхали семьями. Отцы семейств в воскресенье уезжали на работу в Ленинград, а в пятницу вечером снова были у своих палаток. Чтобы не страдала природа, эстонцы позаботились и установили туалеты, выделили места для разведения костров и сбора отходов. Пребывание на этой территории стоило 60 копеек в сутки. Спустя пять лет проезд машин к дюнам, и установка палаток будут запрещены, и организован кемпинг, где будут выделены места под стоянку машин, разбивку палаток, разведение костров. Установлены баки для сбора мусора и скважины для обеспечения водой. Появилось здание администрации, магазин и прокат инвентаря. Цена пребывания несколько выросла, но отдых того стоил.
В нескольких сотнях метров располагалась турбаза Каукси. Там были стационарные палатки, которые позднее будут заменены на деревянные домики, столовая и спортивные площадки, а также душ. В магазин часто завозились продукты, а рыбаки торговали свежевыловленной рыбой. Молоко и творог привозили в кемпинг и торговали с машин.
Пребывание в Каукси нельзя было назвать пассивным отдыхом. Вот мой примерный распорядок дня: - с 5 часов утра рыбалка, затем отдых на пляже до обеда, прогулка в лес за черникой или земляникой, грибами. Вечером волейбол и настольный теннис. А какое замечательное купание в Чудском озере! К июлю вода прогревалась до 24-х градусов. О подобном отдыхе можно было только мечтать!
Когда друзья и знакомые рассказывали о своих дачах и садовых участках, на которых они вынуждены были строить, сажать, поливать и пр., я рассказывал им про свой отдых. Два выходных дня, проведенные в Каукси, давали нам заряд бодрости на неделю, а после проведенного там отпуска, мы возвращались загорелые и отдохнувшие как с юга.
Наивные! Мы думали, что так будет всегда!
К 1990-му году, когда Эстония твердо решила выходить из состава СССР, мы почувствовали изменения по отношению к приезжающим русским. Местные стражи порядка на дорогах стали останавливать и придираться к машинам и водителям, штрафовать за любую мелочь. На заправках отказывались отпускать бензин. А через несколько месяцев граница закрылась. Опустели стоянки автомобилей у магазинов приграничной Нарвы, забитые по выходным дням машинами с ленинградскими номерами. Мы лишились возможности покупать качественный эстонский ширпотреб и продукты, кататься на выходные в Усть Нарву, где прогулявшись по побережью, можно было побаловать себя отличным обедом в местном ресторане. А на десерт заказать изумительные взбитые сливки! Теперь не привезешь домой ликеры Старый Таллинн, Габриэль и Агнесс. Прощай конфеты и торты фирмы Калев, качественные молочные продукты, рыба и нормальное пиво! Не знаю, кто больше потерял от этой изоляции? Думаю, все!
Мы чувствовали, что это будет наш последний сезон в Каукcи. Тепло попрощавшись с соседями, c этой эстонской семьей мы дружили давно, а наши палатки стояли рядом, мы завершили путешествия по Прибалтике. C 2000-го года мы осваиваем новые маршруты.
P.S. В 2007-м году мы всей семьей побывали в Эстонии. Cняли коттедж в Юскула, а это в двух км от Каукси, съездили в Таллинн, прогулялись по знакомым местам побережья Чудского озера. На турбазе отдыхающих мало, в кемпинге пять машин, а ведь была середина июля. Номера машин только эстонские. Разговорился с продавцом в магазине, которая посетовала на плохую торговлю. Эта немолодая эстонка помнила, как двадцать лет назад кемпинг не мог вместить всех желающих, а на пляжах было полно народу. Будем закрываться! Какая теперь торговля! Упадок без русских!
© Copyright:
Виктор Кутуркин, 2017
Свидетельство о публикации №217121902409