История 3. Удивительный кактус

Сергей Артёмов
Если уж рассказывать о Доле Коликове всё и начистоту, то как не вспомнить ботанический эксперимент моего друга. История с кактусом долго обрастала всевозможными слухами, стала притчей во языцех, перес­ка­зывалась и обсуждалась не только в нашей школе, но и далеко за её пределами.

Случилось это в третьем классе. Однажды утром перед началом уроков Колька достал из сумки маленькую бутылочку с какой-то мутной жидкостью и направился к подоконнику, на котором стояли горшки с цве­тами. Я сразу заподозрил неладное и пошёл за ним. Колька внимательно осмотрел всю флору нашего класса, а затем осторожно потрогал пальцем миниатюрный кактусик и задумчиво изрёк:

- Вот этот подойдёт.

- Для чего подойдёт? – спросил я.

- Для решающей стадии эксперимента, - Колька азартно подмигнул мне и кивнул на свою бутылочку: – Знаешь, что это? Моё новейшее изобретение – ботанический эликсир, вещество, значительно ускоряющее рост растений. Я его назвал “Геркулес”.  Достаточно одной капли моего “Геркулеса”, чтобы…

- Чтобы несчастное растение зачахло и вовсе загнулось, - подсказал я.

- Что ты понимаешь, - Колька обидчиво поджал губы. – “Геркулес” значительно ускоряет рост. Может быть, через месяц этот кактус вырастет с мой кулак.

- А может и с твою голову, - я саркастически хмыкнул. – Доля, а почему же ты дома не испытываешь свой “Геркулес”?

Колька смущённо шмыгнул веснушчатым носом:

- Понимаешь, Серёга, в ходе научных исследований все цветы у меня дома… того… в общем… Сейчас у нас нет цветов, одни пустые горш­ки…

- Ясно, - ответил я. – И ты хочешь, чтобы наш класс тоже украшали одни пустые горшки?

- Не хочу, - чуть ли не выкрикнул задетый за живое Колька. – Я уверен в своём “Геркулесе”, а такие как ты всегда тормозили научно-технический прогресс.

- Значит, ты меня тормозом обозвал? – я тоже разозлился не на шутку: - А ты знаешь тогда, кто? Ты,.. ты…

- Он выдающийся учёный, - раздалось рядом с нами.

В пылу спора мы с Колькой и не заметили, как к подоконнику подошёл Витька Смехов.

- Ты, Доля, молодец, - продолжал говорить Смехов с самым серьёз­ным видом. – Я прямо горжусь тобой и верю в твой эликсир, в этот твой “Геркулес”. Давай, отгеркулесь кактус. Смелее, я с тобой.

Вдохновлённый словами Витьки, Колька без всяких колебаний влил в горшок несколько капель из бутылки.

- А что это вы здесь делаете? – спросила Светка Афанасьева и любоз­нательно уставилась на кактус.

- Удобряем, - правдиво ответил ей Колька. – Только ты, пожалуйста, Светик, не говори об этом Инне Семёновне.

- Не скажу, - заверила Светка. – Ты же меня знаешь.

- Знаю, - вздохнул Колька.

Естественно, благодаря Светке Афанасьевой, о новом эксперименте Доли Коликова быстро узнал весь класс и наша Иннушка. Как бы невзна­чай, на уроке математики она подошла к подоконнику, взяла горшок с кактусом и внимательно осмотрела его. В течение дня на переменках я тоже иногда исследовал жертву Долиного эликсира. К моему удивлению, кактус был ещё жив, свеж и вовсе не собирался усыхать, такой маленький и кругленький – колючий мужичок с ноготок.

За выходные дни я и вовсе забыл о нём. Вспомнил лишь утром в понедельник, когда вошёл в класс. У подоконника стояли Афанасьева, Мышкина и Смехов.

- Загнулся, сердешный? – спросил я, имея в виду кактус.

Мне никто ничего не ответил. Троица одноклассников в непонятном молчании продолжала пялиться в горшок. Я подошёл поближе и обмер: кактус был такой же круглый и колючий, но стал раза в два больше.

- Не может быть, - выдавил я из себя после продолжительного молчания.

- Поверь глазам своим, приятель, – с пафосом сказал Витька. – “Геркулес” сотворил чудо.

- Молодец, Доля, - высказалась Мышкина. – Представляю, что теперь о нём будут говорить. Наверное, в газетах напишут, как о выдаю­щем­ся ботанике, или по телеку сообщат.

- Что же я тут стою? У меня же дел по горло, - опомнилась Светка Афанасьева и пулей выметнулась за дверь, явно помчалась сообщать всем и вся сногсшибательную новость.

Когда Колька вошёл в класс, все мы бросились к нему, стали хвалить и поздравлять. Больше всех поздравлял его Витька Смехов. Он долго тряс руку Кольки и с восторгом приговаривал:

         - Ах, как мне повезло, что я учусь в одном классе с выдающимся учёным!

         - Да ну, какой же я выдающийся, - отвечал Колька, застенчиво улы­бался, но все мы видели, что ему очень приятно.

         “Вдруг кактус отравился и его болезненно раздуло от “Геркулеса”? - подумал я. – Ещё сутки, двое - и он зачахнет, сдуется, как воздушный шарик”. Однако эту мысль я озвучивать вслух не решился и правильно сделал, потому что к следующему утру кактус заметно подрос. Теперь он вовсе не походил на мужичка с ноготок, а больше был похож на колючую грушу средних размеров, воткнутую хвостиком в горшок. В этот вторник наш класс напоминал проходной двор или коммунальную квартиру: нас посещали не только ребята из других классов, но даже и учителя. Они подолгу рассматривали кактус, а некоторые девчонки бросали восхищённые взгляды на Долю. Я лично слышал, как одна старшеклассница говорила другой:

         - Такой симпатичненький мальчик. Веснушечки какие у него на щёчках и носике, а ушки такие кругленькие – прямо загляденье. Жалко только, что ростом он не вышел.

         - Пустяки, что маленький, - отвечала другая. - Зато очень умненький.

От урока физкультуры Кольку в тот день освободили. Вместо сдачи норматива по бегу ему предложили пройти в учительскую и рассказать преподавателям биологии и химии о составе своего “Геркулеса”.

В среду кактус размерами мог потягаться с грейпфрутом, в четверг – с арбузом. Сам директор школы - Пётр Александрович в этот день посетил наш класс и, почёсывая лысину, долго осматривал зелёного гиганта. Потом он глубокомысленно изрёк: 

- М-да

А уже после паузы обратился к Доле по имени-отчеству:

- Уважаемый… э-э-э… Николай Константинович, завтра к нам в школу должны приехать представители министерства образования и два учёных из академии наук. Их очень заинтересовал ваш… э-э-э… заме­ча­тельный эксперимент. Подготовьте, пожалуйста, письменно доклад о своём “Геркулесе”.

В этот день уроков у нас практически не было. Долю Коликова отпустили домой готовиться к докладу. Ученики к приезду значительных гостей  убирали школьный двор, мыли полы, окна в классах и даже листи­ки комнатных растений.

Но эти наши старания оказались излишними. По иронии судьбы, ког­да заканчивался последний урок, школа была вымыта и вычищена до блеска, а мы собирались домой, к нашему классному руководителю – Инне Семёновне пришла мама Витьки Смехова. Решила, стало быть, поинте­ре-со­ваться учебными успехами сына, а заодно узнать, что это за конкурс кактусоводов-любителей проходит сейчас в нашей школе.

- Какой конкурс? – не поняла сначала Иннушка.

- Ну как же, - ответствовала Смехова. – Витюша говорил. Он всю эту неделю носит в школу мои кактусы – у меня-то их целая коллекция. Даже раньше стал из дому на занятия выходить, каждый день берёт с собой новый кактус – для показа. Хочет первое место занять. А бегонии вас не интересуют, или фиалки? Их у меня видимо-невидимо… Куда же вы?..

Нет, бегонии Иннушку совершенно не интересовали.

- Какой кошмар! – вскрикнула она и выбежала из класса.

- Не поняла, - растерялась мама Витьки. – Куда это она?

- Я думаю, в кабинет Петра Александровича, - сказала всезнающая Светка Афанасьева и быстро объяснила ей, что к чему.

- Вот, значит, в чём дело, - произнесла Смехова и испепеляющим взглядом посмотрела на Витьку: - Опять твои шуточки? Я с тобой дома поговорю,.. вместе с папой. А сейчас, я думаю, мне тоже нужно…

- Вы хотите встретиться с нашим директором? – радостно подсказала догадливая Светка. – Пойдёмте, я вас проведу…

Ясное дело, что происходило в апартаментах у Петра Алексан­дро­вича, я не знаю. Но вроде бы Светка Афанасьева, провожая маму Витьки, слышала из-за приоткрытой двери кабинета могучий разъярённый рык обычно всегда спокойного директора:

- Это сговор! Ваши два ученика, Инна Семёновна, решили нас одурачить. Один – разрекламировал свой “Геркулес”, второй – таскал в школу горшки с кактусами. А вы потеряли педагогическую бдительность, меня ввели в заблуждение… Выгоню,.. к чёртовой бабушке,.. и этого как­ту­совода, и этого горе-ботаника… Что я теперь скажу нашему министру?.. Что я скажу профессорам из академии наук?..

- Выгонит, точно выгонит, - предрекала Светка, вернувшись обратно в класс. При этом она картинно хваталась за сердце и усердно вытирала глаза: - Нет, я этого не перенесу. Мне так с тобой жалко расставаться, Витюша.

Услышав это, бедный Витька не выдержал и разревелся.

- Не было никакого сговора, - кричал он сквозь всхлипывания. – У нас дома точно такие же горшки у цветов, как и здесь - в классе. Вот я и решил пошутить.

Признаюсь, я тоже тогда чуть не заплакал, представив, что Кольку ни за что ни про что выгонят из школы. Ох, уж эта Светка! Да, что с неё возьмёшь? Сплетница, она сплетница и есть.

На следующий день после прихода мамы необычно тихий и очень скромный Витька Смехов принёс и поставил на подоконник горшок с колючим мужичком с ноготок – тем самым маленьким кактусиком, который неделю назад был удобрен “Геркулесом”.

Ну, а что же Колька? Просто сказать, что он был в тот день печален – этого мало, на нём лица не было. Точнее было, но оно излучало все­лен­с­кую скорбь. Мой друг неподвижно и молчаливо сидел за своей партой даже на переменках. Оживился он лишь тогда, когда беспардонная Светка Афанасьева попросила показать ей доклад о “Геркулесе”.

- Нет больше никакого “Геркулеса”! Нет! - выкрикнул тогда Колька и, выхватив из сумки папку, а из папки - несколько скреплённых между собой бумажных листков, с яростью тигра изорвал их в мелкие клочья.

Зря он тогда погорячился. Ведь тот самый кактусик и сейчас стоит в нашем классе. Только теперь это не мужичок с ноготок, а большущий зелёный гигант, который совсем недавно получил за свои размеры приз на конкурсе кактусоводов. Возможно, в его геркулесовском росте есть и немалая заслуга Колькиного эликсира, кто знает?