Школьная социология

Древний Старец
 <><><>Социальное неравенство, расслоение, поляризация является                естественным общественным состоянием и одновременно процессом. Процесс естественный, так как обусловлен нашей природой, нашей психологией. Человек стремиться достичь большего благополучия, жизненного комфорта, занять место в социальной иерархии. И в своем стремлении сознательно и интуитивно вступает в конкурентное соперничество со своими соплеменниками, порой ожесточенное. Конкуренция проявляется  как на бытовом уровне между индивидами и их группами, так и между государствами за геополитическое превосходство. И в этом соревновании “не на жизнь” (даже в буквальном смысле) определяющее значение приобретает образование. Но образование имеет множество проблем, как и любая общественная деятельность, и главная из проблем социальное неравенство. Школа, дошкольные учреждения не только отражает сложившееся социальное расслоение в обществе, но и воспроизводит это неравенство. С другой стороны сфера образования располагает наибольшими возможностями для
сглаживания  противоречий социального неравенства, и в первую очередь, неравенства КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.  Но на пути сглаживания много непреодолимых трудностей.

<><><> ИЗДЕРЖКИ ВОСПИТАНИЯ

<><><>Детский организм, как и организм взрослого человека, настоятельно требует удовлетворять свои эгоистические инстинкты и чувства. Самым главным нашим инстинктом является чувство значимости  своего Я (эго), значимости себя как во мнении собственном, так и во мнении окружающих лиц, особенно сверстников. Но человек существо общественное и как общественное существо скучивается  в  иерархические сообщества.  Школьный класс представляет собой также иерархическую пирамиду. В официальном варианте значимыми ценностями такой иерархии будут являться успеваемость, примерное поведение, интеллектуальное и нравственное развитие каждого ученика. Вершину такой иерархии занимает учитель, а основание неуспевающие, нерадивые ученики, и вообще “всякие отморозки”.
<><><>Но  “отморозки” решительно не согласны быть незначащими аутсайдерами, они противопоставляют идеальным ценностям свои - наглость силу и цинизм, и строят обратную иерархию, подчиняя этим ценностям общественное мнение класса. Построению идеальной иерархии мешает отсутствие средств, воли и умения не только преподавательского корпуса, но и у всего общества. В армии пресловутая дедовщина, в лагерях отдыха и санаториях то же,  везде где недостаточный контроль и регулирование внутригрупповых отношений образуются дикие иерархии. На геополитическом уровне, происходит то же самое.
<><><>Из откровений опрошенных “Педагогическим центром” учителей.
<><><> «Самые "отмороженные" дети обладают колоссальным актерским талантом, причем таким, что очень многие голивудские актеры нервно курят в сторонке. И, к сожалению, это не фигура речи. При родителях такие ученики - образцовые леди и джентльмены, а вот в классе на уроке...»
<><><> «Девочка 14 лет на вопрос встает и объявляет, что цель в жизни - быть проституткой. Она же включает музыку и начинает танцевать стриптиз, (при этом в классе находился директор). Она же открыто говорит, что "даст" за списанное домашнее задание (и по словам учеников обещание обычно выполняет). При родителях "хлопает глазками", что "на неё наговаривают"...»
<><><> «В класс дочери (11 лет, 5 класс) перевели двух мальчиков. Мальчики эти на учебу забили от слова совсем. На родительском собрании учителя пожаловались. "Постоянно срывают уроки - портативная колонка играет так, что в 20 метрах от школы слышно, предлагают девочкам на уроке заняться сексом, громко разговаривают". Родители (и я в том числе) прихренели, но не поверили. Через 2 недели второе собрание. Опять поднимают этот вопрос. Выходит папа одного из учеников и показывает видео с телефона, где "новички" делают все то, что про них говорят. На уроке. При родителе. На камеру мобильного. Мамочка одного из них заявило, что "онжеребенок" и "имеетправо"».
<><><>В классе, в любой группе сверстников, предоставленной самой себе расцветает эгоистическое своеволие и “всякие отморозки”  диктуют свою волю. Во-первых, развлекаются тем, что насмехаются, унижают друг друга. Портят учебники, подкладывают бутылки с мочой, Такое развлечение присуще не только в детской среде, но и молодежной, и взрослой, типа жестокого юмора. Второе развлечение – сигареты, курительные смеси, спиртные жидкости, наркотики. В результате поборы “властвующими отморозками”, поборы по большей части добровольные, за покровительство и соучастие в развлечении. Но есть и сопротивляющиеся, а с ними -вымогательство с угрозами за “свою позицию” и ‘провинности’ перед 'властвующими’. Третье развлечение – эротика и секс. Проскочила телепередача, в которой девочки избили до полусмерти двух одноклассниц за то, что не курят и не стыкуются с мальчиками. Одна стала инвалидом колясочником. Вот вам и толерантность? Подвергаются жестокой обструкции одноклассники, которые пытаются кляузничать о сложившихся в классе отношениях учеников. 
<><><>’Отморозки’ превращают занятие в классе в наглое развлечение, которое доходит до преступных действий, не только по отношению к одноклассникам, но и по  отношению к учителям. Участившие сообщения о конфликтах между преподавателями и учениками, а также между учителями и родителями, случаи избиения учителей, стрельба в школе диктует необходимость о своевременном предотвращении негативного развитие событий в классе, с конкретным учеником. Тем более справедливое замечание, что учитель не защищен от всяческих нападок, и тем боле такие конфликты будут учащаться, так как рост по разным причинам психических заболеваний и не адекватного поведения.
<><><>Такой действенной мерой может стать организация “ДИСЦИПЛИНАРНОГО КЛАССА”. Если ученик мешает классу проводить урок, то преподаватель звонит в “дисциплинарный класс”, чтобы его забрали.  В “дисциплинарном классе” заправляет психолог школы в сотрудничестве с несколькими помощниками. Помощниками могут быть свободные от урока в данный момент учителя, привлеченные для этого родители, ученики старших классов из школьной молодежной организации типа волонтеров.
<><><>В ДИСЦИПЛИНАРНОМ КЛАССЕ с нарушителем спокойствия проводится беседа психологом. Прежде всего, ученик должен объяснить “что случилось?” Его объяснения записываются в журнал, рядом  записывает причину выдворения   из урока преподаватель, отославший ученика в дисциплинарный класс. Если школа большая, то в дисциплинарном классе в этот момент может присутствовать не один десяток ‘штрафников’.
<><><>Такой проект сможет защитить учителя, школьника и родителей от взаимных претензий и обвинений. В этом случае преподаватель, даже классный руководитель контактирует с родителями через психолога, в этом проявляется его защита.  Выставлять из урока сильно возбужденного ученика нормальный воспитательный прием, но оставлять их в коридоре или в туалетной курилке - ухудшить проблему. Психолог должен стать центральной фигурой воспитательного процесса, а если школа большая, двухсменная, то требуется не один психолог. К психологу может обратиться ученик с любым вопросом личностных отношений в классе, в том числе и с учителем и с родителями. Такой ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КЛАСС школе диктует необходимость. Педагогика заключается, пусть частично, в создании здорового психологического климата.

<><><>ШКОЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ

<><><>В 1960-е новосибирский социолог Шубкин начал исследование проблем образования молодёжи. За полвека накопился большой массив данных. Из него видно, что сегодня школу заканчивает 22% детей руководителей и 33% – специалистов, а детей рабочих – всего 15%. Дети низших классов вымываются из школы до 9-го класса
<><><>Сфера образования оказалась вовлечённой в процессы социального отбора. Начинается он с возраста, которому соответствуют ясли и детские сады, и получает развитие в подростковом, когда ребёнком призвана заниматься школа. Результаты на этом этапе отбора видны по составу выпускников дневных средних (полных) школ — той части молодёжи, которая смогла достичь этого решающего рубежа в российской образовательной системе и тем самым открыла для себя доступ к достижению статусов, требующих высокого уровня образования.
<><><>«50 лет тому назад в институтах оказывалось 40% выпуска, в конце 1990-х гг. – уже две трети, а в 2010 г. благодаря демографическому кризису поступить в вуз мог уже каждый выпускник средней школы. Однако количество бюджетных мест с тех пор существенно уменьшилось, а число платных вакансий резко возросло. Далеко не каждая семья может содержать студента. И снова, как 50 лет назад, школу заканчивает чуть больше трети первоклашек. 40 лет назад дети из высших слоев составляли третью часть школьного выпуска, а среди первокурсников их было уже в два раза больше. Сегодня среди окончивших школу представителей элиты больше, чем всех остальных. При "застое" отпрыски руководителей составляли двадцать пятую часть выпуска, а в 1990-е гг. – уже более четверти. Доля детей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза».
<><><>Дело в том, что число желающих учиться в ВУЗах сокращается, и если в 1998 году число учеников 11-х классов школ составило 22 млн. человек, то в 2006 - 15 млн. Ожидается, что в 2008 году их число уменьшится до 13 млн., а в 2010 году - еще на 30% по сравнению с 2006 годом.
<><><>В законе РФ «Об образовании» общеобразовательным школам дано право привлекать средства за счет предоставления платных услуг, спонсирования и меценатства физическими и юридическими лицами. Денег всегда не хватает, даже у Рокфеллера, у учителей низкая зарплата, у вахтеров, техничек, тем более у хозяйственных рабочих. Помещения, фасад, дворы, спортивный инвентарь, мебель, наглядные пособия, приборы, оборудование требуют ремонта, обновления.
<><><>Если привлекать спонсоров по правилам, то нужно оформлять договор, вывешивать перечень и стоимость платных образовательных услуг, перечислять суммы на расчетный счет. Но в этом случае непосредственно учителю перепадает четвертая часть перечисленной суммы, кроме того, налоги. И родителям-спонсорам волокита, интереснее всем по договоренности из рук в руки, но это “поборы”.
<><><>И родители делятся на тех, кто готов оплачивать ‘дополнительные’ образовательные услуги, и на тех, кто не готов. Такое разделение создает напряжение среди учеников класса, возникает настоятельная необходимость размежеваться по социальному признаку на классы и школы. Ученик с элитной школы не ощущает неравенства, а в массовой школе ощущает оскорбительное неравенство, понимает роль денег, слышит вокруг себя о богатых, об олигархах, слышит сетование на бедность, даже от учителя. Люди с деньгами и при власти готовы хорошо оплачивать любые услуги, тем более на воспитание и образование своих наследников,  чтобы ощущать себя в полной сохранности и безопасности. Так возникают элитные классы и школы.
<><><>Голос из Украины - «Если посмотреть на детей нашего панства, то они тоже учатся отдельно от всех в элитных школах, где обучение идет либо на русском, либо на европейских языках, а мова, в лучшем случае идёт факультативом. А многие вообще не «заморачиваются» и отправляют детей в элитные европейские школы и вузы».
<><><>И это мнение отражает реальность. Человек с деньгами может нанять любого репетитора на дому, или послать за границу. По  сведениям в Польше обучается 70000 учащихся и студентов с Украины, и правительство намерено довести это число до ста тысяч. Еще не факт, что такие дети как "юная проститутка" или "онжеребенок", упомянутые в предыдущем подразделе, не поступят в университет и даже в заграничный, если конечно родители люди состоятельные.  А поскольку есть большие способности ходить по головам, то и станут “эффективными менеджерами”.
<><><>Этим же законом об образовании РФ допускается обучение в режиме экстерната. Это значит, что можно в школу не ходить, а периодически сдавать тесты. Но школам затруднительно создавать комиссии по тестированию для незначительного числа таких учеников, тогда в больших городах образовались коммерческие школы, где оказывают услуги по тестированию и консультированию. Разрешается также в обычной школе “сверх планового приема” организация платных  классов. Так что коммертизация затрагивает образовательную сферу полным ходом.
<><><>В образовательную сферу, как и в любую другую, вторгаются коммерческие отношения. А раз коммерческие отношения, то возникает и расслоение, и естественный отбор и среда для коррупции. Естественный отбор приводит к тому, что «тысячи детей уходят из семей, от других тысяч отказываются родители, буйно растет детская преступность, а отмечено статистикой и немалое число детских самоубийств».

<><><>ИНТЕРНАТЫ И ПАНСИОНАТЫ

<><><>Образование  является социальным признаком личности, обеспечивающим возможность закрепиться и даже подняться в социальной иерархии. Конечно же, играет роль качество образования и  способность его использования. Расслоение по имущественному и  образовательному признаку взаимно обусловлено, пусть и не абсолютно. Но вот расслоение по сферам деятельности, на “белые и синие воротники” обусловлено образованием почти  абсолютно. Как далеко расходятся “образовательные полюса” расслоения мы можем проследить на примерах с одной стороны воспитанников сиротских интернатов представляющих нижний уровень массового образования, а с другой – воспитанников частных школ для детей социальной элиты, которые представлены по исследованиям социолога Миллса в статье “Элитное воспитание”(http://proza.ru/2018/02/05/1958 ). 
<><><>Пробелы воспитания в сиротских домах-интернатах выпячиваются, когда наступает совершеннолетие и воспитанник покидает сиротский дом. Незнание реальной жизни, реальных человеческих свойств и отношений приводит к негативным последствиям. По достижению совершеннолетия воспитанник по закону наделяются жильем, начальным пособием, устройством на работу. Да, но выпускник не может определиться со своими потребностями с одной стороны и не знает ‘цену деньгам’. С третьей стороны тут же находятся ‘закадычные’ друзья, которые помогают остаться без работы и денег. В результате – «По наблюдениям 95% экспертов, работают менее половины выпускников».
<><><>Другая цифра - «Только 10 % из выпускников интерната находят свое место в жизни, остальные попадают в антисоциальные и маргинальные группы – становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бомжами». Отсутствует опытное знание о видах и формах трудовой деятельности, психологическая и идеологическая готовность длительное время выполнять однообразную работу. Нет представления о связи между зарабатыванием средств существования и упорным трудом. До 80% матерей, выпускниц интерната, отказываются от детей. Проявляется ‘вторичное сиротство', ослаблены, искажены чувства материнства, родственной привязанности и душевности, как к себе, так  и к своим детям.
<><><>Воспитанники интерната окружены заботой персонала учреждения: одеты, обуты, накормлены, помыты, постираны, помещения убраны персоналом учреждения. Образовательная программа облегчается за счет сокращения или изъятия предметов – образовательная задача додержать до совершеннолетия. Воспитанники находятся в условиях постоянных и напряженных контактов друг с другом. В результате вырабатывается стиль общения ‘защиты и нападения’. Кода у воспитателя 2 – 3 десятка и более детей, то он старается не выпускать из виду никого, поэтому остается – ‘сиди и смотри телевизор’ или ‘делай уроки’. А дети, между прочим, до 18 лет. А в телепередачах насильственные эпизоды мелькают в среднем через 8 минут. И в телепередачах ‘жизненного опыта’ точно не найти.
<><><>Длительное пребывание в сиротском интернате обычно обозначают как ‘казарменное’ или ‘казенное’ воспитание. Как правило, интернат это огромное здание, обнесенное забором с большим количеством воспитанником, со своей школой и преподавателями. По своему устройству и организации такой сиротский интернат имеет сходство с учреждением для малолетних преступников. Закрытость создает условия казарменного воспитания, лишает  воспитанника жизненного опыта. Облегченная образовательная программа исключает возможность выпускника интерната поступления в ВУЗ.
<><><>Главной отличительной особенностью ПАНСИОНАТОВ для детей из высшего социального слоя является не образование, а ВОСПИТАНИЕ характера личности,  осознание ею своего предназначения, принадлежности к "тем, кто решает”. Социолог Миллс в своем анализе вещает о целостной воспитательной системе: «успех и популярность, не связаны обычно с ее учебной программой»; «учреждения занимающиеся ОТБОРОМ и специальным обучением детей», в которых «решаются задачи религиозного, семейного и КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ». «Частная школа является главным учреждением, призванным подготовить их ДЛЯ ЖИЗНИ среди главенствующей над всей страной социальной верхушки».
<><><> «Школа должна быть органическим продолжением семьи». «В большей степени, чем семья, она служит важнейшим передатчиком традиций социальной верхушки». Своей задачей элитная школа считает «формирование характера людей из высшего класса», который отличается «МАНЕРОЙ РАЗГОВАРИВАТЬ И ВЕСТИ СЕБЯ» в обществе путем создания душевной творческой атмосферы взаимодействия школы, семьи и воспитанников пансионата.
<><><>Сходство элитных пансионов и сиротских интернатов в том, что те и другие ‘закрыты’. Это  «подлинно закрытые пансионы», «в которых можно встретить учащихся из двадцати четырех штатов» повествует Миллс. Если пансионы ‘закрыты’ от влияния негатива, то интернаты закрыты от влияния позитива. Элитная платная школа готовит детей для жизни  СРЕДИ СОЦИАЛЬНОЙ ВЕРХУШКИ, а школа сиротских интернатов готовит детей для жизни СРЕДИ СОЦИАЛЬНОГО ДНА. Вот вам и “образовательные полюса”. А почему так? “Отсутствие жизненного опыта воспитанников сиротских интернатов” утверждают эксперты. Сиротские дома, как и массовая школа не учат жизни, считается, что это прерогатива семьи, в противоположность элитным пансионатам, в которых “продолжение семьи” признается основой воспитания.
<><><>Сиротские дома-интернаты должны быть максимально открыты для социальных контактов. А такие контакты возрастут, если интернаты будут небольшие, организованы по семейному принципу  - семейные группы из разных возрастов воспитанников, где бы старшие заботились о младших. Второе – воспитанники интерната должны учиться в ближайшей массовой школе и контактировать с семейными одноклассниками.  И третье - в порядке волонтерского движения интернатовцев могут брать к себе семьи по договору на выходные дни и каникулы и знакомить с бытовой жизнью. Только находясь в семье, ребенок если не поймет, то подсознательно скопирует семейно бытовое взаимодействие.
<><><>Если сиротские пансионаты страдают от избытка закрытости, то в массовой школе от излишней открытости, от влияния “уличного воспитания”, а ныне и от пагубного влияния интернета. Социологические исследования образовательных учреждений, проводимых в США, Великобритании показали, что на успеваемость и интеллектуальное развитие учеников определяющее влияние оказывает социальная среда, в которой они находятся - семья, круг общения. То или иное социальное окружение формирует в сознании ребенка соответствующие представления, взаимоотношения и устремления. Не каждая семья может уделить ребенку внимание по причине трудовой и бытовой занятости и отсутствия педагогических навыков, необходимо УЧАСТИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
<><><>Массовая школа с бюджетным финансированием ПО ПРИМЕРУ ЭЛИТНЫХ ПАНСИОНОВ должна взять на себя  не только образовательную функцию, но и воспитательную, а для этого нужна организация закрытых и полузакрытых школ. В таких школах  учащиеся занимаются под надзором  воспитателей и преподавателей целый день, а в сельских районах и всю учебную неделю.
<><><>Для чего продлевать школьные занятия, если и так нагружены?  Да и финансовые затраты потребуют значительного увеличения, если говорим о бюджетных школах. Но, тут  можно возразить – а элитные пансионы более нагружены, но “нагружаются” весь день. Правда, платные школы за деньги ‘могут все’. А создавать школы ‘продленного дня’ необходимо для повышения качества, не столько образования, сколько воспитания, поскольку воспитанность тянет за собой и образованность. И если страна стремится не отстать от цифровой цивилизации, то любые затраты на образование окупятся.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

<><><>По мнению многих авторов к основной проблеме образования следует отнести ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ и связанное с ним воспитание взаимодействия. Не лишне вспомнить, что в бытность СССР раза 2 пытались внедрить трудовое воспитание школьников. Получилось ‘как всегда’ - технический персонал школы заменили учащимися, которые должны убирать, мыть, грузить, ремонтировать. Поэтому не будем бросаться в крайности.
<><><>Сама учеба является напряженным трудом и если школьник самостоятельно без принуждения с ней справляется, то он психологически  и физически справиться с любой работой. Но это не всегда так, многие ли справляются без того или иного воздействия педагогов и родителей. Более того, велики издержки воспитания, о которых мы упоминали выше. Имеет место в школьной среде снижение социального интеллекта, отстраненность от реальной жизни, иждивенчество,  инфантильность, безнравственность, эгоистическое своеволие, преступность, жестокость, стремление пользоваться плодами чужого труда. Большинство подростков не задумываются о своей будущей жизни без помощи родителей, а если и задумываются то весьма виртуально, и не только подростки, к этому их надо готовить.
<><><>В теме “трудовое воспитание” следует выделить идеологическую, теоретическую и практическую стороны. ИДЕОЛОГИЯ раскрывает значение труда и профессиональной специализации людей. Благополучие и счастливая жизнь человека и общества в целом зависит от напряженного труда каждого. Задача любого школьника учиться для собственного будущего, приобрести профессию, трудовые навыки. Вообще общество можно рассматривать как систему взаимодействующих профессий, отсутствие какой-либо или недостаточной квалификации тормозит развитие всей общественной системы.
<><><>Школьный курс “ профессиональная ориентация” содержит ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, о  профессиях и специальностях учреждений, предприятий  по месту проживания. Профориентация в широком смысле раскрывает техническое содержание профессий, но в этом качестве она именуется “ТЕХНОЛОГИЕЙ” Как бы этот курс не назывался, но если им учащиеся заняты 1, 2 теоретических урока в неделю, то это c точки зрения трудового воспитания далеко недостаточно. Экономическая и социальная необходимость требует расширить курс “профессиональная ориентация” до “профессиональная предподготовка.”
<><><>Наибольшее значение имеет ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА в трудовом воспитании. Трудовые занятия могут быть разнообразные, зависят от местных условий и фантазии персонала школы во взаимодействии с родителями. Представляется, что они окажут желаемый результат, если по времени проводиться в зависимости от возраста от 2 до 4 часов ЕЖЕДНЕВНО во внеурочное время. Они не должны утомлять, а снимать утомляемость от теоретических предметно урочных занятий. В процессе трудовых занятий ученики осваивают различные операции и материалы; режут, клеят, пилят, строгают, сверлят, шлифуют. Используют  бумагу, картон, ткани, дерево, пластмассы, металлы. В результате должны появиться изделия как-то – игрушки, модели машин, ракет, кораблей, самолетов, бытовой утвари.
<><><>При этом, задается домашнее задание по изготовление поделок. Периодически проводится выставка поделок, рекламная кампания, конференции, симпозиумы, привлечение ‘инвесторов’. Что касается бытовой работы дома, то ученики часто пишут об этом изложения, сочинения, рассказывают в присутствии родителей и всего класса о своих домашних обязанностях. Семья это взаимодействующая группа, воспитание взаимодействия дополняется групповым изготовлением изделий.
<><><>ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ и организации являются важной составляющей трудового воспитания. Здесь уместен принцип “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Образное мышление конкретное, ассоциативное, надолго сохраняются в подсознании. На примере посещения хлебозавода или завода по переработке мусора, происходит знакомство со ‘старыми’ технологиями, а на уроках “технология” изучаются технологии будущего. Предприятия и организации в своей структуре должны иметь должностное лицо по связи с общественностью, и в первую очередь по связи со школьной общественностью. И это лицо приглашает и организует экскурсии школьников, таким образом, проявляется воспитательная общественная активность. Непосредственно занятия по рукоделью, посещение предприятий и организаций, спортивные и интеллектуальные игры, музыкальные, артистические и другие часы и паузы дополнят трудовое воспитание. Вот для такого комплекса занятий нужны ЗАКРЫТЫЕ И ПОЛУЗАКРЫТЫЕ ШКОЛЫ.
<><><>Из откровения учителя – «Да, я за то, чтобы образование в средней школе было платным. Чтобы не тянуть якорем дебилов, а отправлять их после четвертого класса учиться на завод. Читать, писать, считать умеешь – свободен. Цинично, но эти дети мешают учиться другим, повышать планку образовательной программы».
<><><>Пожалуй,  это мнение всего преподавательского корпуса. Платная школа выступает как СПОСОБ ОТБОРА, критерий расслоения учащихся по имущественному признаку родителей, но и как фактор качества образования. Состоятельные родители не только способны оплатить заявленную стоимость образования, но и передать ребенку свои знания, нанять репетиторов. “Не тянуть  дебилов”,  здесь учитель увязывает ОТБОР учащихся по способностям, знаниям, умениям с платной школой.
<><><>Детей “ после четвертого класса отправлять учиться на завод” нереально, но ‘завод’ может шефствовать над классом  или группой школьников, знакомя с профессиями ‘учить их жизни’. Частные школы вправе принять или исключить ученика, а ученики вправе перейти  в школу с большей или меньшей стоимостью обучения. И такой ‘коммерческий’ переход  мотивирует и стимулирует школьную успеваемость. В массовой школе с бюджетным финансированием целесообразно применять ежегодный КОНКУРСНЫЙ ОТБОР В СОЧЕТАНИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ УКЛОНОМ по аналогии с элитными пансионатами. В пансионатах профессиональное предназначение используется как один из основных воспитательных мотивирующих приемов. Такой прием увязывает успешную учебу с жизненной профессиональной ролью.
<><><>В конкурсном отборе талантов заинтересовано Государство, чтобы в объятия политической элиты попали  “лучшие из лучших”.  Заинтересована и школа, так как  равенство по подготовке, прилежанию, способностям повышает эффективность преподавания.

<><><>ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНОЛОГИИ

<><><>Понятийный термин педагогическая или образовательная “технология” вошел в научно педагогическую лексику, по большей части заменив собой понятие “методика”, видимо подчеркивая этим отличие не столько по содержанию, сколько от традиционных образовательных постулатов. 
<><><> «Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков». “Отказ” от традиционного обучения это отказ от “классно – урочной” формы организации учебного процесса, от накопления предметных знаний, умений, навыков, нагружающие и эксплуатирующие память.
<><><>Содержательное отличие “образовательной технологии” от традиционной системы образования в том, что первая делает упор на развитие сообразительности, непосредственно мыслительного процесса, а вторая на развитие эрудированности, наполнения сознания знаниями. Нельзя сказать, что традиционная методика образования не заботилась о развитии сообразительности, но потребность в большем объеме, массовости и интенсивности  мыслительного продукта значительно возросла в  связи с технологическим, геополитическим соревнованием между странами.
<><><>В этой связи нам следует убедиться, что наши предложения по реорганизации массовой школы и учебного процесса сочетаются с этими новыми педагогическими технологиями. Что закрытые и полузакрытые школы, профессиональный уклон и отбор по способностям, увеличение часов трудового воспитания вписываются в общую концепцию педагогических требований и технологий.
<><><>Педагогических технологий большое разнообразие, их насчитывают  более сотни. Из них наиболее актуальны и популярны - проектная, модульная, кейс–технология, технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология. Преподаватель, создавая свой метод, должен пользоваться несколькими обучающими технологиями  в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
<><><>Чтобы развить у учащихся способность мыслить, правильно рассуждать они, прежде всего, должны знать, что такое ‘способность’, в чем состоит процесс мышления, работа ума. Что  сообразительность своего ума можно улучшить, но ее нужно тренировать также как и мышцы тела. Процесс рассудительности расчленяется на мыслительные операции: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. С помощью сравнения и анализа обязательно устанавливаем что-то общее и существенное. С помощью абстракции выделяются существенные признаки и свойства, отделяются существенные признаки от несущественных. Операция обобщения сравнивает и выделяет общие качества предметов и явлений. Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, заключение, суждение. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Правилам мышления следует обучать учащихся, начиная с начальных классов. 
<><><>Развитие мышления школьника тесно связано с формированием приемов мышления в процессе учебной деятельности - мыслительных операций. Приемы мышления выступают одновременно как специфические методы научного исследования. Преподаватель формулирует проблемную задачу, ситуацию  или проект, добиваясь при этом ее понимания учениками с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению. Формулируются варианты решений – гипотезы, в условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем схемой мыслительных операций. Действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, игрового взаимодействия учитель побуждает к активному поиску ответа на отдельные части задачи. Учащиеся определяют недостающие знания, отыскивают информацию из разных источников для решения выявленных проблем, анализируют информацию, сортируют ее для решения заданной задачи, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли.
<><><>Обучение новыми технологиями осуществляется без жёстких программ и учебников, происходит работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками. Таким образом, учебный процесс приобретает контуры исследовательской и проектной деятельности.
<><><>По внешней форме новые педагогические технологии отказываются от традиционных школьных парт выставленных рядами. Как правило, занятия на 80%  проходят в движении, учебные столы могут быть выставлены вдоль стен или другим удобным образом. Ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. Для эмоциональной разрядки используются игры физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. Такая форма работы согласуется С ЗАНЯТИЯМИ ПО ТРУДУ изложенными выше.
<><><>Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит достичь:
<><><>активизации учебного процесса, конкретизации мотивов к обучению;
<><><>высоких образовательных стандартов, конкретных целей учебно-познавательной деятельности учащихся;
<><><>сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
<><><>опыта групповой деятельности и коллективного взаимодействия;
<><><>социальной активности, коммуникабельности, умения слушать и грамотно излагать свои мысли, навыков анализа и критического мышления; 
<><><>соединения теории и практики. 
“Теория без практики мертва” – известное выражение классика. Любое умозаключение усваивается надежно, если оно подтверждается яркими примерами. Педагогические технологии имеют черты, как учения, так и труда, формируют умение практически применять полученные знания. Основным критерием понимания является применение знаний на практике.
<><><>Обучающие технологии целесообразно отрабатывать на операциях СБОРА, СОРТИРОВКИ И ПЕРЕРАБОТКИ МУСОРА. Здесь необходимо применение знаний физики химии, биологии. Процесс сбора, сортировки и переработки отходов нужно спроектировать с применением машин и механизмов на всей технологической цепочке, и эти процессы непрерывно нужно модернизировать,  механизировать, автоматизировать. Появились заводы по переработке отходов в сырье для изготовления нужных изделий. Мусорная проблема важна и для трудового и  экологического воспитания школьников. Во всех государствах правительства стремятся  повысить экономику и благосостояние граждан, и чем выше благосостояние, тем больше от него мусорных отходов. Похоже, что человечество погибнет от собственного мусора. Отсюда и значение уборки и переработки отходов человеческой деятельности, значение  более важное, чем космические проекты.
<><><>Педагогические технологии предусматривают организацию учебного процесса, исходя из принципов ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ учащихся, выхода каждого ученика на свой УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ. Дифференциация предполагает организацию разноуровневых групп учащихся по усвоению учебного материала. Перспективные образовательные технологии ОТБОР И СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ учащихся включают в организацию учебного процесса, что согласуется  с нашими предложениями.
<><><>Замена традиционных методов на новые образовательные  технологии требует постепенности и согласованности и проведения экспериментов, а обучение этим технологиям требует больших временных затрат. Всему педагогическому корпусу необходимо долго переучиваться, так как образовательные методы меняются в принципе. В этом могут помочь ЗАКРЫТЫЕ И ПОЛУЗАКРЫТЫЕ ШКОЛЫ с продленным днем занятости школьников.
<><><>Следует ожидать, что образовательный процесс в своем развитии приходит к применению кибернетических средств, а затем и роботов с установкой различных обучающих и воспитательных программ. С другой стороны распространение удаленного  взаимодействия ученика с учителем закрепляет личностный подход к каждому ученику не выходя из собственной квартиры. Такая индивидуализация приведет к ослаблению эмоционального взаимодействия и ‘одичанию’ людей. Спасением от отчуждения должна стать закрытая школа, где дети взаимодействуют с пользой целый день. Опять же в этом могут помочь ЗАКРЫТЫЕ И ПОЛУЗАКРЫТЫЕ школы с продленным днем занятости.
<><><>Предложенные закрытые и полузакрытые школы массового образования по примеру элитных школ, профессиональный уклон и отбор по способностям и успеваемости учащихся, увеличение часов трудового воспитания вписываются в общую концепцию педагогических требований и технологий, что ведет к равенству культурно-образовательного уровня населения.
<><><>©  DS   20.12.2017