Скворцы, воробьи и другие... 2017г. продолжение

Наталия Ланковская 2
                Чайки

     А вообще-то я чаек тоже ужасно люблю.
     В детстве у меня было два моря: Чёрное море на Юге и море Лаптевых на Севере. Потом-то я и другие моря повидала, но в детстве у меня было только два этих моря.
Чёрное море только называется "Чёрное", а на самом деле оно, конечно, разноцветное - то тёмно-синее, аж лиловое, то голубое, как воздух, то мутно-зелёное, как виноград "чауш". А море Лаптевых, когда разбушуется, так бывает и тёмно-серым, и коричневым, и всяким... Разве можно цвет моря одним словом определить, да ещё раз навсегда?.. Но я не об этом, я про чаек хотела.
     На Чёрном море у меня чайки были всегда, никуда не девались - и летом, и зимой. Потому что там ведь тепло, на Чёрном море, и оно не замерзает. Совсем никогда. А вода для чаек - самое главное.
     Чайки бывают разные. Бывают совсем небольшие, стройные, с шоколадной головой и быстрыми острыми крыльями. Я их чаще всего наблюдала на парапете, возле памятника Лермонтову. на этом месте в бурю волны докатывались до самой стены, защищающей набережную от моря. Докатятся, ударятся, взорвутся, и брызги фонтаном взлетают над берегом - так высоко, что перехлёстывают через перила. И когда идёшь в школу, тебя может очень сильно замочить этими брызгами, если не успеешь перебежать это место. Но ничего страшного, намокнешь - высохнешь. Ещё даже на первом уроке высохнешь...
     Чайки не боятся ни брызг, ни волн. Они гуляют по парапету, как будто это такая дорожка, специально для них выстроенная. И по краю моря гуляют по гальке, над самыми волнами. И на воде в море сидят, даже в дождь. Что им дождь! У них крылья не намокают - не бабочки, чай. И на буйках сидят посреди бухты. Буёк ныряет в волны, но не совсем под воду уходит; а чайки на нём качаются, как на качелях. А если нет волн, просто дремлют. Или так сидят. Или над морем летают.
     А в тихую погоду чайки прохаживаются по самой кромочке, по толстому матрасу из водорослей, которыми волны прикрыли гальку. Там, в этом матрасе, много что запутывается: корешки, ракушки, обточенные морем мутные стекляшки, кусочки шлака, пемзы, какие-то косточки, не знаю, чьи...
     Ещё чайки любили сидеть на бетонных колпаках военных дотов, которые после войны долго ещё торчали вдоль берега. А на скалке (мы так называли остаток разбомбленной довоенной пристани; эта скалка возвышалась метрах в ста от берега, и с неё было здорово нырять)- на скалке у чаек было, верно, место собраний. Они туда слетались стаями и о чём-то своём толковали... Интересная у них была жизнь, отдельная от нашей, человечьей... И там бывали всякие чайки - и эти, с шоколадными головами, и с серыми, и с чёрными; и прилетали огромные чайки-бургомистры, у которых клювы и крылья орлиные...
     Вот на море Лаптевых зимой чаек не бывало. Им зимой там делать нечего. Море закрыто льдом, на льду ещё и снег лежит, толсто-претолсто. В пургу его сбивает в прочный наст, так что всю зиму прямо по морю ездят машины, трактора с теплушками, люди ходят. Что там чайкам ловить?.. Но когда приходит весна, первыми после пуночек чайки прилетают. Бургомистры эти самые, которые с орлиными крыльями. Ещё и бухта по-настоящему не оттаяла, а только-только лужами покрылась; и машины проезжают по спрятанной под лужами дороге, а вода из-под колёс двумя стеночками, как от какого-нибудь корабля, - а чайки, смотришь, уже здесь. Раньше всяких гусей и уток, раньше всех водоплавающих. Раньше куличков в оттаивающей тундре.
     И когда они прилетят, то уж до глубокой осени никуда от нас не денутся. Будут в бурю на мокрых брёвнах качаться, которыми бухта забита. Будут летать над волнами и рыбу ловить. Будут виться за кормой любого корабля, катерка и моторочки. Они и нга море, и на озёрах в тундре, и на реках - везде, где вода, там и чайки. Разные. А воды в тундре много...
     Когда море бушует, когда тучи прямо чуть не на воде лежат, а волны, похожие на драконов с пенными гривами, лезут прямо на берег, разевая пасти, - чайки-бургомистры разворачивают свои мощные крылья и отважно сражаются с ветром в самой гуще этого хаоса. А я смотрю на это из окна, оторвавшись от какой-нибудь увлекательной книги, вроде "Затерянного мира" Конан Дойля, и вижу Юрский океан с огромными первоптицами-птеродактилями над воющей водой... Здорово!..
     Хотя, может быть, в Юрский период всё это выглядело иначе, а мне это только так представлялось...


              (продолжение следует)