46. Пассионарные потребности

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Автор приносит читателю свои извинения за то, что сюжетная логика проекта существенно нарушена предыдущей публикацией. Прежде, чем переходить к изучению интеллектуальных процессов возрастного перехода, нам следует (следовало бы) закончить выяснение отношений между Первой и Второй сигнальными системами на чувственном уровне (между Ид и Дао). Это упущение автор беспомощно пытается оправдать проблемностью вопроса и дисперсией проекта: фабула эссе формируется по ходу публикаций. Принося извинения, я исправляю косяк: следующие две публикации (начиная с нынешней) будут  посвящены «конфликту идентичности» на уровне операций и восприятия соответственно. Затем мы снова вернемся к теме критического мышления в Третьем Возрасте.

    Чтобы понять, как формируется поведение подростка, как он вообще… принимает какое-то решение, нам какой угодно список потребностей не подходит. Нам нужен список только из двух позиций: при достижении одних потребностей (практических) доминирует Первая сигнальная («персона»); при достижении других, духовных – Вторая («личность»). И здесь можно рассчитывать на список Абрахама Маслоу, который расположил потребности (числом пять) в виде пирамиды. Ее подножие образуют физиологические потребности, которые появляются еще в младенчестве, а венчают те, которые возникают только к концу Третьего Возраста. (Дальше Маслоу подводит черту. Потребности не растут!) И вообще, чем выше уровень (строка) в «пирамиде Маслоу», тем позже возникают потребности, записанные в этой строке. Для разделения этого списка на две ассоциации (группы) потребностей, довлеющие разным сигнальным, Маслоу ввел условие, согласно которому сначала удовлетворяются те потребности, которые записаны в нижних строках, и только после этого на повестку дня становятся более высокие строки.
    В подростковом возрасте появляются потребности, записанные в третьей строке («принадлежность и любовь»). Это и есть его «духовные потребности»; а те, которые записаны в нижних строках («безопасность» и «физиологические потребности»), следовательно, поведенческие. Что касается более высоких (записанных в четвертой и пятой строках), они еще не возникли – просто потому, что не удовлетворены потребности в «принадлежности и любви». Сам по себе список особого значения не имеет, он субъективен и очень, очень неполон. Важна пирамида – и, главное, принцип.

    В Первой сигнальной системе подростка зафиксирован весь его поведенческий опыт; по своей природе, это – великое множество более или менее сложных рефлексов (рефлекторных единиц). Условных, заметьте, условных! Зафиксированные в «матрице поведения» условия рефлексов и составляют полный список практических потребностей человека, а также определяют их ассоциативную иерархию. Любой человек способен нормально жить и действовать только в определенных условиях. Невыполнение (дефицит) этих условий влечет систематический «актуальный диссонанс» поведения, является препятствием для нормальной жизни и подлежит устранению. («Вот вам и мотив»,)
    Это относится к человеку любого Возраста, не исключая и младшие. Изменяется только состав «матрицы поведения» – а с ним и список практических потребностей, которые Маслоу обоснованно называл «дефицитарными». Только с годами они изменяют смысловую окраску: перестают восприниматься как «поведенческие» – а скорее, как «приспособленческие» или «потребительские». Потребительские потребности? В том-то и состоит проблема, что другие как бы и не мыслятся всерьез; не мыслятся как источник мотивации – ими по умолчанию пренебрегают даже профессиональные психологи… ну, многие. Тему публикации я вижу в том, чтобы указать суть этих «всех остальных» духовных потребностей, в удовлетворении которых доминирует Вторая сигнальная; тем более, что и они с годами меняют форму и называются по-разному. Собственно говоря, речь идет о том, чтобы дать рациональное определение этой самой пресловутой аморфной «духовности», которую мы все понимаем, конечно, одинаково… вот только сказать не можем. 

    Иерархия «пирамиды Маслоу» хорошо корреспондируется с иерархией «сфер Бронфенбреннера», которые тоже возникают по мере взросления. Развитие человека сопровождается формированием в окружающей среде области его интересов – т.е., сферы информационного обмена. Формированием, закреплением и фиксацией – установлением информационного гомеостаза (динамического равновесия) в этой сфере. Но равновесие на то и «динамическое», что не поддерживается само собой. Оно требует определенных действий – привычных и систематически повторяемых. (Например – дыхания.)
    У каждого человека есть в этой Вселенной свой мир… «присвоенная» им часть Универсума. В потоке событий он выделяет своим вниманием только те, которые имеют отношения к нему персонально. И это не только отношения с другими людьми, но также информационный обмен с предметами и явлениями. (Ну господи, например: сломалась молния на куртке – уже событие, уже диссонанс, уже дефицит потребности.) Каждый человек равнодушен к событиям в «зоне хаоса» за пределами своей сфере интересов, это понятно. Но надо также понимать, что он не обращает внимания и на происходящее внутри этой сферы – до тех пор, пока гомеостаз в ней не будет нарушен. Это не равнодушие, это «отчуждение» как форма доверия.
    Все внимание и вся деятельность человека сосредоточена на узкой «полосе актуальности» между «сферой гомеостаза» и «зоной хаоса». Но характер этой деятельности (и этого внимания) различен и противоположен: либо внутрь сферы – либо вовне. Либо поддерживать равновесие в «сфере гомеостаза» – либо устанавливать обмен (строить новые отношения) за ее пределами. Либо поддерживать порядок – либо управлять хаосом. В первом случае человек руководствуется своими практическими, «дефицитарными» потребностями, во втором – духовными, которые Маслоу называл «метапотребностями». Этот принцип и это альтернативное разделение распространяется на все Возрасты, меняется только форма.
     «Метапотребность» – почему Маслоу так ее назвал? «Мета-» означает «после-», «сверх-»; так что это точное – хотя и непонятное – название полностью передает ее суть и может считаться не зависящим от Возраста определением потребности – выйти за пределы привычного. «Духовные», «эмоциональные», «творческие», «познавательные» (какие еще?) – это все ее возрастные формы. Суть состоит в пассионарной экспансии разума в окружающую среду. До тех пор, пока не придет время (и Возраст), информация из «зоны хаоса» блокируется защитными механизмами в личном бессознательном. (Эта структура и есть источник «внутренних побуждений» – отнюдь не врожденная и не такая примитивная как инстинкт.) Информационный обмен с хаосом начинается с ответа на его сигнал – задержанного, но не опоздавшего.

    В Третьем Возрасте «метапотребности» удовлетворяются творчеством межличностных отношений за пределами привычной жизни. Свой узкий смысл творчество – как создание материальных и духовных ценностей – обретает в старших Возрастах, когда человек приближается к своей социальной нише, благоустраивается в замкнутом круге привычного образа жизни; его межличностные отношения достигают предельного равновесия, а его «актуальный диссонанс» деятельности – предельного минимума… Но это не конец развития. Потому что его личное бессознательное постоянно пополняется «диссонансом восприятия»: этот мир ему по-прежнему не по нраву… и люди в нем. Он удовлетворяет свои «метапотребности» в творчестве, опредмечивая отношения с миром; сознательно или бессознательно пытаясь изменить его – этот не самый лучший из возможных миров… Чтобы остаться собой.
    Практическая, «дефицитарная» деятельность всегда сопровождается исполнением каких-то обязанностей. Спросите себя, читатель: что бы вы стали делать в свободное от всех обязанностей время? В любом случае это была бы та или иная форма творчества, не исключая и т.н. «отдых»… А чем займется ребенок в свободное время? Ну конечно, Игрой! Это его свобода. Подросток и юноша находятся на полпути от Игры к «взрослому» творчеству», и этот путь – прямой. Творческий человек – это hovo ludens, «человек играющий». 

    Согласно «принципу Маслоу», творчество как удовлетворение «метапотребностей» возможно только в ситуации свободы. Но, как известно, свобода достигается волей – способностью действовать из «внутренних побуждений». А. Маслоу специально подчеркивал, что никакая «дефицитарная» потребность не может быть удовлетворена полностью. У каждого человека есть свой индивидуальный (поддающийся градации и измерению) порог удовлетворения практических потребностей, за которым наступает свобода творчества. Этот порог определяется индивидуальной силой воли – нейроэнергетикой ее родовой и видовых рефлексий. Образно говоря, Вторая сигнальная предъявляет свои права вопреки категорическому «принципу Маслоу».
    В этом и состоит конфликт двух систем мышления на уровне оперативного аппарата – в конфликте между творческой («пассионарной») и потребительской («дефицитарной») целевыми установками. В подростковом возрасте (на стадии «имплементации») этот конфликт частично снимается «условием потребностей», согласно которому:

    С. Если ситуация явно располагает к удовлетворению «дефицитарных» потребностей, доминирует «персона» (Первая сигнальная), а если – «пассионарных», поступки контролирует «личность» (Вторая).