Сиплый голос

Федор Быханов
Допрос взломщика, который тайно побывал в доме у своей соседки, привел сыщиков еще и к раскрытию другого преступления – грабежа.

…В канун прошлых Новогодних праздников Лидия Сомова  решила сделать ремонт в своей квартире. Средства на него накопила за предыдущие месяцы, а за исполнителем малярных, штукатурных и всех прочих работ даже ходить далеко не было никакой необходимости. Поскольку подобный мастер на все руки, да еще обладавший средним специальным образованием по данной профессии, проживал прямо в соседнем доме по их улице, застроенной преимущественно частными особняками. Тот с радостью принял заказ, поскольку зимой не так уж разнообразен рынок предложений по трудоустройству строителей, и за каждый из них они брались без промедления.
Вот почему уже с утра Виктор Крохин прямо в своей рабочей одежде спешил  перейти через дорогу туда, где его ждали шпатели, кисти и все прочее, наряду с материалами, заранее приготовленными хозяйкой. Работа спорилась. И в итоге у него  все получалось  неплохо, если судить по отсутствию претензий заказчицы к срокам и качеству исполнения заказа.
Все до рублика, как было обговорено заранее, получил маляр-штукатур, оставив Елену радоваться тому, что встретит наступление Рождественских каникул в обновленных стенах и оттого, в куда более уютной, чем прежде, обстановке. Еще и знакомым, интересовавшимся столь умелым штукатуром-маляром, готова была рекомендовать своего соседа.
А с началом весны и сам он снова пожаловал к бывшей клиентке. С просьбой занять немного денег, поскольку поиздержался в ходе Международного женского Дня 8 Марта. Обещал вернуть долг в самое ближайшее время. В залог же был готов оставить все самое ценное, что имелось при себе – пригоршню различных документов, от паспорта до свидетельства об окончании образовательной организации.
На предложенные ему полторы тысячи рублей визитер отозвался с нескрываемой благодарностью. И когда хозяйка, отсчитав от пачки денег, вынутых из платяного шкафа, несколько купюр, протянула их молодому человеку, тот взамен передал ей личные ценные бумаги.
Особенно не скрывая от гостя место хранения своего семейного бюджета, женщина вернула обратно оставшуюся сумму внутрь толстого тома Гражданского кодекса РФ, заодно положив на ту же самую полку рядом с книгой и конверт с залогом, оставленным должником.
И все же, как оказалось, мастерком и кистью тот работал лучше, чем исполнял свои клятвенные  обещания. В условленное время заимствованные деньги не вернул, а тут уже и сама Елена Лунина оказалась перед ним должницей. Так как все оставленные ей в залог бумаги вдруг исчезли.
Случилось это солнечным днем, когда всего-то на час-другой она вышла из дома по бытовой надобности, а вернувшись обратно, неприятно поразилась прохладному ветерку, гулявшему по комнатам из  распахнутой сворки  пластикового окна.
Посчитав, что сама забыла закрыть его после проветривания помещений, хозяйка попыталась запереть замок на раме. Но не тут-то было. Окно не закрывалось из-за вмятин на пластиковой поверхности и покореженного уплотнителя.
Да и по другим приметам, теперь уже бросившимся в глаза, Елена Лунина поняла, что в ее недолгое отсутствие здесь побывал неизвестный взломщик, причем, довольно хорошо осведомленный о том, где ему искать добычу. Ведь выпотрошенная книга, между страниц которой прежде лежали деньги, валялась на полу, а на ее обычном месте в платяном шкафу отсутствовал и конверт с чужими документами.
Когда по вызову на место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов, потерпевшая в своем заявлении о совершенной у нее краже сообщила и об ущербе в 3000 рублей, похищенных из книги, и о конверте с документами соседа, по памяти перечислив все, что в нем находилось.
Дополнительную информацию сами добыли в ее квартире криминалисты, внимательно собравшие для изучения все следы, оставленные взломщиком. А их оказалось немало. Начиная с особой формы вмятин от орудия взлома, имевшихся на пластиковом окне и кончая отпечатками пальцев на полированной поверхности шкафа. Да еще на полу четко отпечатался след обуви, запечатленный экспертом с помощью фотоаппарата.
Как всегда бывает в подобных случаях, первым делом сверили результаты дактилоскопической экспертизы с базой данных, имеющейся в полиции на лиц с противоправными замашками. И сразу же получили результат, позволивший установить личность злоумышленника. Так как эти «пальчики» оставил Виктор Крохин, имевший за плечами полудюжину судимостей за кражи, грабеж и другие преступления.
Хотя оставались еще некоторые сомнения в его причастности к похищению не только денег, но и своих же собственных документов. Поскольку следы на шкафу мог оставить ранее, когда делал ремонт.
Все прояснилось после обыска, проведенного по месту жительства подозреваемого лица. Потому что в доме Виктора Крохина у порога стояли зимние ботинки с тем самым рисунком протектора, что был зафиксирован на месте кражи. В ящике с инструментами лежали ножницы, острый край которых оставил вмятины на испорченной пластиковой раме.
К тому же в кармане куртки рецидивиста находился и тот самый пропавший конверт, содержавший в себе абсолютно все бумаги, что были перечислены в заявлении о краже, сделанном Еленой Луниной. Полицейские нашли в нем паспорт Виктора Крохина с соответствующей отметкой о его регистрации, несколько свидетельств – о рождении,  государственном пенсионном страховании, а также об окончании профессионального учебного заведения.
Под гнетом столь неопровержимых улик, он принял решение сознаться и начал сотрудничать со следствием, надеясь смягчить тем самым собственную участь. Рассказал о том, что мысль о краже пришла в голову при виде денег, спрятанных соседкой между страничек Гражданского кодекса РФ. А реализовать ее поторопила необходимость срочно вернуть обратно свои документы, без которых нечего было бы мечтать о новом трудоустройстве. Тогда как забрать залог не мог обычным способом из-за отсутствия средств на возврат долга. Сидя дома у окна, Крохин выждал, когда Лунина вышла из калитки. Тогда он быстро сбегал к ней на подворье, где легко взломал пластиковое окошко и через него же выбрался обратно с добычей.
Вел он свое повествование в необычной манере, которую сформировал, когда сорвал свой голос. И его фразы, озвученные сиплым тоном, вдруг навели следователя на мысль, проверить причастность Виктора к еще одному преступлению. Теперь уже – грабежу.
Его жертвой тоже была женщина, доверившаяся коварному человеку. После празднования Международного женского дня 8 Марта Лидия Сомова уже около полуночи возвращалась из кафе. По пути на освещенной центральной улице за ней увязался незнакомец. Даже некоторое время шагал рядом, утверждая, что готов защитить спутницу от злых людей, если такие окажутся среди прохожих, попадавшихся им в эту пору, оживленную после праздника.
Попутно развлекал разнообразными историями, звучавшими вполне занятно при его манере говорить. И так сумел войти в доверие, что легко смог уговорить ее не делать намеченный крюк под фонарями, а быстро скоротать путь через темные дворы, где вместе с ним ей нечего бояться.
Девушка согласилась. Но едва они зашли в укромное место, как она получила сильный толчок со стороны провожатого и почувствовала, что тот вырывает у нее сумку, прежде висевшую через плечо на своем длинном ремешке. Вцепившись в ремень, она закричала, попыталась противостоять нападению, но физически более сильный соперник добился своего. Оставив в руках жертвы оторванный ремешок, с самой сумкой он сбежал, легко ориентируясь в кривых тропинках не парадной части города.
Ущерб был не велик – помада, косметика, французские духи, еще флакончик с парфюмерией проще сортом, записная книжка, кошелек с деньгами, где всего то и было две сотни рублей. Считая вместе с оторванной сумочкой, общие потери составили чуть более 2327 рублей.
Однако, не желая понести наказание за этот грабеж, Виктор Крохин вначале наотрез отказался от всего, в чем его подозревают. И продолжал стоять на своем, даже когда Лидия Сомова точно указала на него во время процедуры опознания.
В свое оправдание вдруг заявил, что имеет «железное» алиби, так как в это самое время распивал спиртное со своим приятелем на другом конце Бийска, по случаю выхода того в отпуск.
Пошатнулась уверенность Виктора в надежности этой своей защиты, когда, названные им,  собутыльник так и не смог вспомнить точную дату своего общения с Крохиным, поскольку часть отпуска провел в загуле.
Тогда, на предварительном следствии, он стал-таки давать признательные показания и даже указал мусорный бак, в который выбросил сумочку со всем ее содержимым, включая косметику, блокнот и прочее, забрав себе только деньги. В итоге, обвинение ему предъявили  по двум статьям уголовного кодекса: за открытое хищение чужого имущества  и кражу, совершенную с незаконным проникновением в жилище.
Но на суде Крохин заявил, что никого не грабил и отказывается от своих прежних показаний. Только одного он не учел. Того, что на предварительном следствии, показывая бак, куда выбросил часть своей добычи, точно перечислил содержимое сумочки, тогда как в оглашенном протоколе допроса потерпевшая не указала всего того, что у нее отняли, ограничившись только общей суммой ущерба.
Тут уже подсудимый опять пошел в чистосердечное признание и раскаяние в совершенном преступлении, потому что снова был готов рассчитывать на смягчение приговора с помощью чистосердечного признания.
Так и получилось. Но еще учли при вынесении меры перевоспитания рецидив преступлений, отягчивший вину. Путем частичного сложения наказаний, осудили  Виктора Крохина к четырем с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима. Он обжаловал это решение в Алтайском краевом суде, но там приговор оставили без изменений и он вступил в законную силу.