О творческих и технических проблемах выпиливания

Николай Ткачук
   При спорности вопроса о том, является ли творчеством выпиливание, как таковое, раз присутствует разрушение цельности материала:- автор остаётся на позиции, что для детей это творчество! Настойчивое придание желаемых (или воображаемых) виду и качеств  незатейливой «деревяшке» или «фанерке» способно увлечь детскую фантазию к ранее невиданным формам и свойствам предметов.
   Одним из дошкольных впечатлений автора было «узнавание» кораблика в большой треугольной щепке. В неё немедля, чуть вкось назад, был вбит  гвоздь-мачта и, несмотря на то, что увесистый гвоздь стремился перевернуть это чудо:- для игры в корыте под водостоком это было достаточно! Дед мой, подметив эту затянувшуюся возню, включился в игру и помог раскрасить «кораблик» в синий  и черный цвета. Потом были и другие самоделки, но эта первая хранилась на чердаке, как-то потерявшись в играх старшего сына.
   Сегодняшние дети также с интересом перебирают бесформенные, на взгляд взрослого, отходы досок и брусков и начинают придавать им игровые свойства, додумывая, подрисовывая и приделывая детали. Многие из них, немедля, начинают придавать большее сходство с предметом попавшим к ним в руки с воображаемым образцом. На  этом пути одни ограничиваются воображением, столкнувшись с первыми затруднениями, а другие пытаются преодолеть  их. Вот с этими–то, другими,  меньшинством  по жизни, и начинается сотрудничество. В основе его лежит встречное стремление подружить детей с инструментами.            
    Нож и ножницы, молоток и гвозди. Отвертки и шурупы-саморезы. Пила-ножовка. Дрель со сверлами. Это самые ходовые инструменты юных техников. Но самым легким и безопасным при работе под наблюдением является лобзик. Этакая незатейливая рамка в форме буква  «П» с ручкой и зажиманием пилок длиной 130 мм вручную «барашковыми» гайками. Научившись правильному движению пилкой вверх-вниз (строго вертикально!) дети с этим навыком осилят и сталь, и камень ( алмазной струной). Дети легко способны усвоить, что даже незначительное отклонение пилки от вертикали приводит к заклиниванию в разрезе и рывкам заготовки удерживаемой, в идеальном случае, двумя пальцами. Так легко пилить! (См Фото 1). Именно понимание этой обратной связи между действиями пилящей и удерживающей рук лежит в основе методике обучения детей в Краевом Центре Образования. Работа с закреплением заготовки струбциной полезно для выпиливания  деревянных кружев, когда первичные навыки усвоены (См.фото 1 а)
     Наконец инструмент в первом приближении освоен и «подчинён». Первая пилка в жизни ребенка ломается почти сразу, а максимум за минуту-две. Последующие пара пилок продлевают могущество над материалом уже 5-7 минут. Вот уже, казалось бы, процесс налажен, но тут ребенок жалуется на усталость уже через 15-20 минут такой, требующей напряженного  внимания, работы. Прервем работу сделаем разминку для кистей, локтей и плеч и подумаем:-Соответствует ли инструмент детским рученькам? Возможно, что лобзик стандартный с хордой лучка 280 мм, не умещается над предплечьем второклассников. Не хватает длины руки.? (Фото 2).
   Для проверки были изготовлены из фанеры 9-10мм пара лобзиков с уменьшенным до 230 мм лучком. (См. Фото 3). Дети сразу оценили, что нашими «КЦО-шными» лобзиками работать легче ещё и потому,  что стальные заводские весят 230г-трубчатый, 255г- плоский штампованный, а наши фанерные по 126 г.
   Следующий эксперимент был предпринят, когда кончились тонкие пилки  0,5 х 1,25мм подаренные спонсором, а штатные 0,65 х 3,6 мм поставляемые вместе с заводским лобзиками- кажутся после первых, особенно  не поворотливыми. Они, действительно, делают трудоемким выпиливание по дуге радиусом менее 50 мм. При типичных ошибках пиления не ломаются, но деформируются и нагреваются из-за трения до «запаха дыма» от заготовки.  Были изучены причины и статистика сложенных в кучу обломков тонких пилок и обнаружено, что если изготовить лобзик не под 130мм, а вдвое меньше т.е. с зевом 65мм, то большинство обломанных с одной стороны пилок можно использовать второй раз. Уместно подчеркнуть, что вес этих суперлегких лобзиков уменьшился до 90г.  См.Фото №4).
    Упомяну также, что при оснащении самодельных «узкозевных» лобзиков  пилками нормальной длины, «лишний»конец пилки следует выпустить вдоль рукоятки, а не наружу, чтобы уменьшить опасность травмирования торчащим концом!