Красный угол. Глава 1. Банька

Вероника Сухоцкая
                Красный угол, святой угол, передний угол,
                кутный угол (кут), большой почётный  верхний 
                угол, кутник - у восточных славян наиболее
                почётное место в избе, в котором находились
                иконы и стоял стол, был обращён на юго-восток.
                Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись
                с алтарём.

                Википедия.


        Глава 1. Банька.


   Летний солнечный день В распахнутое окно выглянула хозяйка дома и негромко крикнула:

   - Стёпушка! Натаскай, сынок, воды в колоду да баньку растопи!

   - Хорошо, мам! Сделаю! - откликнулся Степан, молодой, рослый парень лет двадцати пяти.

   Он оставил своё занятие, взял два ведра и пошёл к реке. Из реки брали воду и для стирки, и для бани, и, даже, для приготовления пищи  - такая чистая была в ней вода. Был в деревне и колодец. Колодезную воду - хрустально - прозрачную, пили, не боясь, сырой и считали её целебной.

   Степан натаскал воды, растопил печь в бане и пришёл в дом.

   - Всё, мам! Топится банька!

   - Вот и славно, сынок! Будем сегодня папку твоего в ней купать да хворь из него выгонять. Пойду-ка я в поле, веничков соберу из разных трав. А ты за банькой пригляди и отцу, если что попросит, помоги.

   Наталья взяла с собой нож, мешок из холстины и отправилась за вениками. Эта стройная, средних лет женщина, с неизменной гладкой причёской и всегда опрятно
одетая, была уважаемым человеком в деревне. Все называли её Натальей Матвеевной ещё с юности, потому, что она работала в школе учительницей начальных классов. Муж, Николай Петрович, с которым они в детстве жили на одной улице, звал её, как тогда, так и сейчас, Наталкой. Жили они втроём в небольшом старом доме, доставшемся Николаю по наследству от деда. Дом, хоть и старый, но справный. Вокруг него - сад. Есть и огород, в котором на грядах всё растёт - и картошка, и морковь, и капуста, и даже на грядках помидоры вызревают. А для огурцов парник сделан. Из живности - только куры, рыжий пёс Рыжик и кот Васька - тоже рыжий, с белыми пятнами.

   Раньше Васька с Рыжиком по всей округе носились, свои порядке в деревне наводили. Уважал их весь кошачий и собачий народ за такую верную дружбу - никому не давали друг друга в обиду. Нагуляются так, а потом - Васька в меже между грядками спит, а Рыжик - возле крыльца колечком сворачивается и чутко дом стережёт.

   Но сейчас, когда хозяин так тяжело заболел, Васька возле него или на него
ложится и громко мурлычет. Рыжик тоже никуда без Васьки не бегает, у кровати хозяина укладывается и лежит так подолгу.

   Гладит Николай кота, и боль куда-то отходит. Немощь эта захватила его неожиданно - после похорон друга детства Николая Нилыча. Захватила так, что и не отпускает вовсе. Нилыч тоже слёг неожиданно и не встал более. Причину искали - не нашли. Докторов вызывали, те говорили, что здоров он, но выписывали какие-то лекарства и уходили. Так и ушёл без времени Нилыч. Николай с похоронами помогал, а потом сам занемог на третий день после похорон. Вот уже почти месяц встать не может. С докторами та же самая история - здоров и всё. А сил-то нет!

   Вот и решила Наталья из мужа своего хворь и немощь в баньке веником травяным выбить. К вечеру баня была готова. И веники она приготовила, и отвар из трав сделала.

   Взял Степан отца на руки, в баню принёс, на полОк положил. Стали они с матерью мыть его, да парку добавлять, а когда тело порозовело, они в два веника принялись из него хворь и немощь выколачивать. Охает отец, а они стараются - каждую косточку ему веничком поколачивают. После окатили его водой, не вытирая, одели в чистую одежду, и понёс сын отца в дом, положил на чистую постель, а Наталья тут же отвар подаёт. Выпил Николай тот отвар и, вскоре, уснул крепким сном.

   - Вот и славно, Стёпушка! Теперь папка твой станет, как новенький! Ещё пару раз так сделаем, и про хворь свою он совсем забудет!

   - Мама, а что за трава в тех вениках? Из чего отвар ты сделала? - спросил у неё Степан.

   - Да полынь там в основном, а ещё кипрей и ромашка. И отвар из них же. Они над многими недугами одерживают победу. Великую травку нам Господь подарил! Слава Ему за всё! Вспомнить бы про это раньше, может и Нилыча удалось бы спасти. Но на всё вразумление Божье!

   Наталья Матвеевна повернулась и перекрестилась перед ОбразАми в Красном углу.