Гончарова, Ахматова, Цветаева и... Нос

Владимир Конюков
Гончарова, Ахматова, Цветаева и... Нос.

                Цикл – исследование «Разгадать Наталью».

Глава первая.
1.
     Женская красота в древности ценилась по… носу. Лицо и затем тело.
Подтверждение в древних скульптурах Древнего Рима, Греции.
Мужская, на первом плане - тело, затем нос и форма лица.
Но и такая последовательность оспаривается, главный довод – у каждого народа свои критерии красоты. У кого губы бантиком, так для других уродливые лепёшки.

     Красота души славян, а сначала, например, внешний вид русских женщин.
Тип формировался с чтения русских народных сказок. В них русские красавицы славились статью. Как правило, среднего роста или чуть выше, обязательно с развитыми формами, ни в коем случае не пышными, однако, по – деревенски, плотными.
Не «тонкие», не худые, не худосочные, по – народному - не стерлядки, не селёдки.

     Прелесть атрибута красоты являлась русая (светлая), толщиной в руку, длинная коса. Лицо белокожее, со здоровым румянцем, брови вразлёт «чернёные». Голубые, в крайнем случае, искрящиеся серые глаза в черных ресницах.
Современный образец из сказок – Новогодняя Снегурочка. Традиция, которой почти всегда, молча, восхищаются мужчины – поиск эталона и после соответствие сказке…, хоть раз в году.

     Женский русский нос. Средней длины, допускается, немножко курносый. Ни в коем случае… не носик, это для индивидуального романтического описания.
В сочетании с трудолюбием, отношения к материнству, умеренной сексуальности и внешним видом, русские дамы желанны в жёны мужчинам всего мира.


2.
     Женский греческий тонкий прямой нос. К нему, большие выразительные глаза. Лоб не высокий, волосы светлые (белокурые) в завитках.
Греческий нос считается классическим, им были наделены олимпийские боги и дети богов, что являлось эталоном красоты. Греческий нос, особенность и отличие - продолжение линии лба.
И всё – таки это божественный образ, идеал. В повседневной жизни редко встречающийся, даже у гречанок…

     Женский римский нос. Несколько удлиненный нос с загнутым кончиком.
Определение – римский профиль, обязательно  с горбинкой. В крайнем случае, незначительной выпуклостью спинки носа. Не горбатый… Орлиный!
Горбатостью носа гордилась знать, меньшая часть населения, считала отличием от простых смертных.

     Рим всегда воевал, захватывал, редко оборонялся. Мужественность, смелость, решительность.
Женщины - римлянки с таким носом, страстные, сексуальные,… одержимые.
И опять же, больше надуманного образа, с практикой жизни половина – наполовину.
Примером современности, всегда вспоминается поэтесса Анна Ахматова,… римским женским профилем с экстравагантными поступками.

     Римский женский нос, если кончик загнут вниз…, напоминает клюв.
Характеристика расчётливой женщины, холодная, равнодушная. Фригидная – безразличная сексуальность, не чувственная.
Обдуманный риск, расчёт на выигрыш. Снять кон сейчас и весь!
Нередко неожиданная агрессия, авантюрные начинания.

     Женский нос с горбинкой. Упрямые, упёртые. Беспокойные, надменные…
Относительные общие черты поведения уместны, как и общие определения.
А так же: неуравновешенность, непредсказуемые поступки, быстрые – легки на подъём, энергичны, страсть к красивым вещам,… плаксивость…


3.
     Из воспоминаний дочери о Марине Цветаевой.
«… нос, тонкий у переносицы, переходил в небольшую горбинку и заканчивался не заостренно, а укорочено...».
Биографы о ней,  «… Орлиный профиль…, орлиный нос…».

     Из биографии Анны Ахматовой,  «… Ахматовский нос с горбинкой — от бабушки-гречанки...».
Биографы о ней,  «У Клеопатры был характерный мужской "горбатый нос" и вздёрнутый  подбородок. Самой характерной особенностью Анны Ахматовой как раз и  был этот самый "ахматовский нос", а также царственная и ни с чем не  сравнимая поза в кресле в точности повторяющая царственную позу  Клеопатры».

     Форма носа женщин влияет на ход истории?
Не может быть! Невероятно!
А вот вам пример с Клеопатрой. Любовник Юлий Цезарь, римский полководец и хитрая египетская царица.
Царский нос, выгнутый, яки у орлицы, воинственный профиль амазонки.
Он позднее становится хозяином Рима, суровый вид, жёсткий взгляд и… римский профиль – римский нос.

     Ход литературной истории.
Первой атаку на жену Пушкина Наталью, начала поэтесса Марина Цветаева в начале ХХ века в своём творчестве, стихах. Объяснила, очень любила Александра Сергеевича, ревновала к Наталье.
Странность. На то время гению отмечали как раз 130 лет со дня рождения.
Бывает. Она поэт, у поэтов случается выход в другое измерение.
Но её странность подхватила быстро сложившаяся в стихосложении Анна Ахматова. И она основной причиной объясняла виртуальную страстную любовь к поэту Пушкину. Громила Гончарову в стихах, писала статьи, объявила себя «пушкинистом».
Явный перебор, попахивало коллективной мистикой.
Женский литературный оговор и сплетни… Потом выводы.
Наталья ими обеими была обвинена в гибели поэта. Виновата она, бесчувственная «кукла» снюхалась с Дантесом… Пушкин переживал, пошёл из – за неё на дуэль и погиб.

     Такой расклад очень нравился иностранцам. Француз стрелялся с русским и убил его. Стреляться за женщину – это святое мужское занятие.
Всё! С этого момента литературоведение о гении дало резкий крен в сторону, так называемой французской любовной версии. И не свернуть…
Царское «пушкиноведение» намекало, подводило сфабрикованные факты многочисленных услужливых свидетельств мистификации, а советское, в лице Ахматовой, дало целое направление – западный сценарий жизни, любви и гибели поэта Пушкина.
Чуть ли не под копирку последовали за ней советские «пушкинисты» 20-х, 30-х, 40-х годов, добавляя домыслы, «может быть, вероятнее всего, я так думаю…». Наука «пушкиноведение» стала субъективной, основанная на предположениях.
 
     Трезвые головы призывали, охолонуться, весь Пушкин в своих стихах, в текстах и с подтекстом, а то и его виртуозным шифром, перечитайте повнимательнее, вникните, если надо, поразгадывайте.
Школьная программа была составлена на годы вперёд, идеологически выверена, Пушкин в то время и основа школьная для ВУЗов, определена академнаукой, а у неё царица доказательств своя, те, кто получил учёную степень на… предположениях, грубо, мистификациях, как царских, так и своих…
Впереди этой науки особо не афишируемая, официально своя царица, «клеопатра - клеопатрища»,  поэтесса Анна Андреевна Ахматова.

     Основоположница - исследовательница поиска плагиата в стихах у поэтов 18, 19 веков, всегда возвращалась к Пушкину, к его сказкам, стихам, видела зарубежное участие.
Правда, выискивая копирование, находила какое – то совпадение слов, фраз, своё видение сразу афишировала без… особой поддержки, кому показывала. Получалось,  только она видела…
Были совпадения, но век Пушкина 19-й, а в нём вся информация в медленном тягучем «ручном» режиме, подражание сюжетных поворотов, особенно сказок. Похожие сюжеты, имена вставлялись своей нации, так это делалось всем литературным миром.


4.
     Ревность. Француз Дантес, дуэль, русский самородок Пушкин и его жена Наталья.
По определению Цветаевой, Ахматовой, Наталья для мужа была только «фарфоровой куклой». Значение женское, намекающее, минимум, «бесчувственное бревно» для плоти мужчины.
Ни Цветаевой, ни, тем более, Ахматовой, не удалось разгадать Гончарову. Им она оказалась не по зубам, непонятной, без даже хитроумной женской логики, без задних мыслей.
С женщинами так не бывает…
По сей день, теперь уже, мировое «пушкиноведение» задаётся вопросом, что нашёл Пушкин такого неординарного в простоватой девушке Натали?
Мерилом в 19 веке на женитьбу в высшем обществе было: для старика молоденькая, для остального возраста мужчин – деньги, то есть, приданное.
Ход истории, сама себе с сомнением отмечает…, красоту.

     2 сентября 1833 года в письме из Нижнего Новгорода, Александр Сергеевич писал ей:
 «... я все еще люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую куда ни попало. Addio mia bella, idol mio, mio bel tesoro quando mai ti rivedro. (Прощай красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище, когда же я тебя опять увижу...)... Мне тоска без тебя…».
     Юной Натальей Николаевной восхищались друзья и родные Пушкина. Находили ее в «высшей степени очаровательной, красивой, изящной и умной».
Свидетельство сестры поэта О. С. Павлищевой.

     Умной, женщины - «пушкинисты» не называли её, наоборот, было ёмкое слово «пустышка».
Элементы ревности…
Для «пушкинистов» - мужчин, отгадываемая загадка,… не одарила воздыхателя обнадёживающим кивком, тот в ответ для истории наделил эпитетом,… не умной была.
А муж, им был Пушкин, писал: «Ты баба умная…».

     Спустя годы, века явственно становится понятным…, Наталья не при чём, к смерти мужа не имеет отношения. Измены не было…., на что упор Цветаевой, Ахматовой – изменяла…
Вековые вопросы, зачем они делали оговор.
Гений говорил, не при чём она, поэтессы это прекрасно знали. Заказ или свои выдумки, может, сговор отечественных литераторов периода до войны? Не исключалось.
     С прошедшими годами одна деталь вырисовывается, они тандемом пошли на истоки русской литературы в лице первого романиста Пушкина, на родном языке написавшим шедевр веков «Евгений Онегин». Родоначальника русской словесности. А это уже элемент «западничества», подыгрыш иностранному «пушкиноведению».
Нелицеприятные эпитеты к Наталье, унижали его… Принижали значимость сотворённого им.
Знали об этом, понимали?
Знали и понимали. И отдавали отчёт, рано или поздно аукнется.

     Мифический оговор литераторами на основе мистифицированных свидетельств. Создано романизированное «пушкиноведение», на его основе написаны миллионы строк коммерческого -  заработать денег,  жизнеописания гения Пушкина.
Зависть? Вне сомнения. Истоки – ревность. Начало дали женщины. Как создание мира и… литературного, родили сценарий сюжета оговора семьи поэта.
Виртуальная ревность к Наталье Гончаровой, жене Пушкина. Потому, что она холодная, «фарфоровая», фригидная, а они горячие, зажигательные, любвеобильные… Соперница и в таком виде.
Не как они, надо устранить, оговорить, удалить и забыть.



5.
     «… Цветаева была бисексуальна и испытывала чувства не только к мужчинам, но и к женщинам, и, по собственному признанию, уже в детстве "не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немного больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее - немножко больше), не в двух, а в их любовь".                Из комментарий о её эссе.

     Цветаева влюбилась в автора романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина.
Она бисексуальна, ей жена Пушкина Наталья противна. Она изменила своему правилу любить обоих, Наталью устраняет. Пишет о ней придуманное ревностное в воспалённой голове нехорошее, женское непримиримое.
Из эссе «Наталья Гончарова», 1929 года:
«Нет в Наталье Гончаровой ничего дурного, ничего порочного, ничего, чего бы не было в тысячах таких, как она, — которые не насчитываются тысячами. Было в ней одно: красавица. Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И — сразила.
Просто — красавица. Просто — гений».
Синтез отрицательного с восхитительной похвалой. Она же поэт…

     «Тяга Пушкина к Гончаровой, которую он сам, может быть, почел бы за навязчивое сладострастие и достоверно («огончарован») считал за чары, — тяга гения — переполненности — к пустому месту. Чтобы было куда. Были же рядом с Пушкиным другие, недаром же взял эту! (Знал, что брал.) Он хотел нуль, ибо сам был — все. И еще он хотел того всего, в котором он сам был нуль. Не пара — Россет, не пара Раевская, не пара Керн, только Гончарова пара. Пушкину ум Россет и любовь к нему Керн не нужны были, он хотел первого и недостижимого. Женитьба его так же гениальна, как его жизнь и смерть».
Пушкин убит, все обвиняют жену. Запушенная сплетня, из – за неё и  не отмыться.
Прошли годы, подзабылось. Надо напомнить… Впереди истории всей возникли Цветаева и Ахматова.
Понимают, на основе сильного оговора, Наталья будет проклята навеки  вечные.

«Что такое Гончарова по свидетельствам современников? Красавица. «Nathalie est un ange»[71 - Наташа—ангел (фр.)] (Смирнова). «Печать меланхолии, отречения от себя…» (NB! От очередного бала или платья?) Молчаливая. Если приводятся слова, то пустые. До удивительности бессловесная. Все об улыбке, походке, очах, плечах, даже ушах — никто о речах. Ибо вся в улыбках, очах, плечах, ушах. Так и останется: невинная, бессловесная — Елена — кукла, орудие судьбы».

      Из эссе, продолжение.
«О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней узнала только взрослой.
 Жизнь спустя горячо приветствую такое умолчание матери. Мещанская трагедия
 обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было. Было
 двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт
 и чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила - поэта. А
 Гончарова, как и Николай I-ый - всегда найдется».

     Виртуальная ревность Цветаевой влюблённой в Пушкина с детства, в… мужчину.
Определение женской сущности к любви,  классика литературной критики В.Белинского, с… 12 лет!
Пример. Актриса театра и кино, знаменитая Лидия Смирнова, вспоминала: «В школе втрескалась в пучеглазого невзрачного одноклассника. От нахлынувших чувств, со страстью покрыла поцелуями всю его парту».
Влюбчивый ребёнок Марина Цветаева, в 12 лет влюбилась во взрослого Александра Пушкина и в его стихи. Подражала и одновременно любила, от страсти целовала портрет возлюбленного, обмусоливала изображение мужчины на картине. Кто скажет, что нет?
 


6.
     Марина Цветаева страстно влюблялась в… женщин. И в уже мужчину Онегина, и в юную Татьяну… Но и не терпела Наталью, жену Пушкина. Литературные герои одно, виртуальная любовь другое или может быть, духовный онанизм? Это, когда достижение предельного переживания,… возбуждает женщину, срывает «крышу»…
«...Ибо лицо моей тоски — женское».            Цветаева, из письма 1932 года
Цветаева говорит: «Итак, моя любовь с первого взгляда — Амазонка!»
 
«… Царь-Девицею живу — беззаконницей!»,   1916 год.

     София Парнок, поэтесса, переводчик, подруга - любовь, посвящение Цветаевой,
«Всю меня обвил воспоминаний хмель,
 Говорю, от счастия слабея:
 «Лесбос! Песнопенья колыбель
 На последней пристани Орфея!»    1922 год.

«Цветаевская старшая женщина из “Письма к амазонке” во многом напоминает трагического и романтического Демона Лермонтова. В самом деле, когда она шепчет любимой девушке: “Ты моя подруга, ты — мой Бог, ты — мое все”,— то кажется, что звучит отдаленное эхо обещаний Демона Тамаре: “И будешь ты царицей мира, подруга первая моя!” Нельзя удержаться от предположения, что Цветаева, которая сама утверждала, что еще в детстве влюбилась в черта, хотела услышать (и, по ее мнению, слышала) дьявольские соблазны из уст своей первой женщины-возлюбленной, Парнок».
                Диана Льюис Бургин, Бостон,  американская переводчица, литературовед и поэт. Исследователь лесбос Цветаевой. 30 лет была профессором Бостонского университета. Автор монографии «София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо» Два сборника статей,  «Марина Цветаева и трангрессивный эрос»  и «Оттяготела…»: Русские женщины за пределами обыденной жизни» и другие.

     Существует понятие – «французская любовь» и шесть видов этой самой любви, в том числе, любовь к иностранцам. Историческое переплетение, француз Дантес убивает русского Пушкина. Отголоски уже на два века, предела нет, иностранец лишил жизни святое для отечественного народа.
Наука «пушкиноведение» шла на поводу двух поэтесс родного отечества, Цветаевой и Ахматовой, виновата в трагедии Наталья жена.
Любовь и дуэль, защита чести и достоинства мужчины Пушкина своей женщины.
На радость иностранцам, пострелялись за бабу.
Не как француз против русского, не как явление – воинственное военное противостояние народов, что было в 1812 году. Не политика… такую – то, расту - ды. И не религия, католик Дантес убил православного Первого поэта империи – повод для начала нового этапа религиозных войн.
   
     В 50 –х, 60-х годах прошлого века, явление, «дуэль Пушкина», широко обсуждалось в народной молве «непечатной» биографии поэта на основе редкого тогда «самиздата» и «тамиздата». Назывался западным (французским), вариантом «пушкинистики», где фаворитки форпостом – «западницы», вдобавок с преклонением их перед образом жизни запада, и были ими Цветаева, Ахматова.
 
     А при чём нос поэтесс?
И был ответ: «Форма носа женщин влияет на ход истории…»



Глава вторая.
1.
     Анна Ахматова. Много мужчин разных возрастов, несколько браков и мужей, кличка «блудница», «монашка», ставшая  нарицательной, и исторической. Бурная личная жизнь, знаменитый римский нос, повлиявший на ход исторической литературоведческой эпопеи.
Начало ХХ века – её начало и становление поэта Ахматовой.
В это же время интеллигенция империи вдруг озаботилась проблемой полов. Живо обсуждают, дискутируют, спорят и… экспериментируют. Рассвет теорий Зигмунда Фрейда, его цитируют, он уверял, что все люди бисексуальны.
В то же время призывы в унисон, бисексуалы – неопределившиеся в ориентации индивидуумы.
«Бисексуальность - это не вариант гомо - или гетеросексуальности. Это своя, особенная ориентация, обросшая мифами и стереотипами».
Споры и дискуссии, от слов к делу, проверить на практике эту самую мужскую и женскую бисексуальность.

     Первая мировая война, революция, Большой перелом… Годы, когда не писалось, не сочинялось. Ахматова и её отношения с сэром Исайя Бе;рлин - английский философ, историк.
Подруга Л. К. Чуковская в 1965 году рассказала об этом отцу. Корней Иванович записал в дневнике: «Какой у неё, однако, длинный донжуанский список. Есть о чём вспоминать по ночам»

     Несколько лет назад отдельной объёмистой книгой, опубликованы дневники Софьи Казимировны Островской.
Знала несколько иностранных языков, переводчик. Женщина аристократических взглядов и поведения. Дневники вела с детства и записывала подробно абсолютно всё вокруг неё происходящее до самой смерти в 1983 году.
Подружилась с Ахматовой и бесстрастно записывала хронологию их отношений. Анна Андреевна знала об этом, с годами видится да и говорила, потомкам пригодиться, то есть, намеренные действия, всё под перо, для истории, для её… величия… без прикрас, как оно было.
Сама поэтесса вела подробнейшие дневники своей жизни, и вырастали они объёмом в полноценные книги.
Лидия Чуковская, подруга Ахматовой, в свою очередь, вела подробные записи своих дневников, где поэтесса была представлена, как она есть.
Дневники Ахматовой и её окружения – явление, которым задавалось многократно официальное и самодеятельное «ахматоваведение».
… Мнение, специально создавались, писались, заполнялись строками. Намеренно отражались объективными событиями, что вокруг неё, легендой обросло – жизненная эпопея в бумагу и ею руководили. Но кто? Тайна, загадка пока…
Не зря слова у Островской, «…живет только биографически, с учетом жеста и слова «на будущее».

     Островская пишет откровенно…, влюбилась.
«Со дня моей первой встречи с нею я вспоминала о ней, и много. Я думала о ней, как думают о любимом... Я все время жду ее, вот на этом углу, у того дома, в трамвае, в Летнем саду, на соседней улочке...».
Люди ей, «… не прощают даже печальных трагедий ее жизни — неудачной жизни, в общем. Злословят, клевещут, сплетничают, шушукаются — и сейчас уже, на глазах у нее, творят какие-то биографические легенды. Одинокая она. Очень. И настороженная. Вот почему у нее бывает временами такой взгляд: быстрый, скошенный, недружелюбный…».
 
     Тут же противоречия, резкие откровения Островской
Ахматова не нравится, даёт ей нелицеприятные оценки: «Дерзка, себялюбива, игра в добрую королеву, развращена, перестала жить собственной жизнью, ибо живет только биографически, с учетом жеста и слова «на будущее».

     Предположения ни на чём не основанные, но утверждающие тоже для истории, для потомков. Значимость, был причастен. Беглый генерал КГБ на Запад, Олег Калугин.
Явное несоответствие, потому что у Ахматовой с Берлиным была действительно близость…, одновременно деловые отношения. Их первая встреча, ему 36 лет, ей 56. Встретились не случайно, его вывели на неё, отчаянного любителя любых коллекционных древностей. Через неё приобрёл нужный артефакт, утешился редкостью.
Пять встреч и её цикл стихов о любви к нему.
«На этот раз Ахматова - английский шпион. Повод: посещение коммунальной квартиры Ахматовой Первым секретарем Посольства Великобритании в Москве, профессором Оксфордского университета, Берлиным. Местные стукачи докладывали, что он проявлял повышенный интерес к Ахматовой и даже признавался ей в любви. А потому Ахматову окружили агентурой, в квартире у нее, на Фонтанке 34, установили подслушивание».
«Среди агентов, которые окружали Ахматову, - пишет Калугин, - особой активностью отличались некая переводчица, полька по происхождению, и научный работник-библиограф...»
Имеется ввиду Софья Островская.
Исторически высказывания Калугина неверны, не указаны первоначальные причины встреч, он их просто не знал. Его комментарий с годами стали называть, вольными литературными домыслами.

     … Островская пишет в дневнике, «Целый день у меня Ахматова. Пьем без конца водку; салат из крабов; стихи; музыка; обед — бреды. Хороша и тревожна, когда выпьет. Явные лесбийские настроения, которые я упорно — вторично — не замечаю. Читает свои новые стихи, которыми недовольна...».
«...Ахматова думает, вероятно, что я — лесбиянка. И идет ко мне, пьяная, тревожными путями андрогина, не уверенного в своей дороге. А мне и странно, и смешно, и отвратно. Я не лесбиянка, дорогая...».
«… И снова — водка, водка, вино. Сорит деньгами. Очень любит пить. Теперь в особенности. Мне кажется, пила бы ежедневно — и много, и быстро, и жадно».
 

2.
     Влюбилась ли Ахматова в Пушкина, любила ли?
Её личная «пушкинистика» на благо для… Что она делает…? Подозрениями на копирование, проще, плагиат, свергает с пьедестала почёта Первого поэта веков Пушкина.
Чтобы водрузить себя вместо него?
Её обвиняли в этом при жизни. Подсказывали, продолжателям её идей придётся куда – то и Лермонтова девать, да и по другим писателям не всё очевидно, и их пристраивать. Сейчас не найти и следов, зачищено временем.
«Самиздат» 70-х прошлого века, отдельными вбросами, как рассуждение, не раз поднимал вопрос, задавался соображениями расклада биографии поэтессы в поведении, поступках, выступлениях, стихах, статьях, она и гений русской словесности Александр Сергеевич.
Официальная печать хранила молчание, и было понятно, государственное участие не государственными методами, через идеологические ограничения в «самиздатовской» форме качнуть проблему.
Нападками на жену Пушкина Наталью, сознательно унижала поэта, принижала, как мужчину. Всплывало очевидное, слаб он, если жена такая. Слабым делала гения через жену.

     Агрессивное литературное поведение, безапелляционные заявления,… Пушкин погиб из-за любовной связи Натальи с Дантесом. Навязываемое своё мнение «пушкинистам», а её они слушались на том основании, что она последователь Цветаевой – Пушкина убила ревность, бился насмерть за жену…
Александр Сергеевич, со слов его друзей,  тяжело раненный на дуэли,  говорил: «… его жена  – не притворщица, она ни в чем не виновата, и он всегда ей доверял».
Ахматова прекрасно знала эту фразу Пушкина, но настойчиво агрессивно гнула свою линию – западный вариант – любовное французское приключение, переросшее в происшествие, стрелялись из-за женщины-жены и точка! Я сказала!
Обычная история 19 века, почти бытовая, никакой политики нет, французы зла не желали, во всём виновата женщина - шерше ля фам. Даже красиво, принять мужественно, покорно, смерть за неё.
Ни в коем случае, что француз убил русского гения. В те годы, сверх агрессивное реваншистское настроение европейского общества за поражение французов в 1812 году напоминало постоянно. Высланный на родину Дантес стал богатым, политиком - сенатором, всё благодаря хоть какому – то маленькому реваншу за 1812-1814 годы унижений разгрома Наполеона русскими.

     В противовес Ахматовой с её сторонниками любовной теории гибели поэта, активно выступали «пушкинисты» других версий, но были слабыми в доводах. О «железных» доказательствах речи не шло. Внезапные призывы «лермонтоведа» Андроникова к истине, или, по крайней мере, его выслушать,  отвергались по – свойски, «сидишь и сиди на Лермонте», а ему было что сказать, не… дали.
И продолжались эти «за» и «против» до известного события 1966 года.
«1965 год — год переизбрания де Голля на второй президентский срок — стал годом двух ударов по политике блока НАТО. 4 февраля генерал объявляет об отказе использования доллара в международных расчётах и о переходе на единый золотой стандарт. 9 сентября президент сообщает, что Франция не считает себя связанной обязательствами перед Североатлантическим блоком. 21 февраля 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, а штаб-квартира организации была срочно переведена из Парижа в Брюссель. В официальной ноте правительство Помпиду объявило об эвакуации 29 баз с 33 тысячами человек личного состава с территории страны».
«Шарль Андре Жозеф Мари де Голь, 1890 - 1970, французский военный и государственный деятель, генерал. Во время Второй мировой войны стал символом французского Сопротивления.
Основатель и первый президент Пятой республики (1959—1969)».

     Смелая Франция, бросившая вызов Америке, моментально становится другом СССР, «холодная» война, противостояние военных блоков на грани ядерной войны.
Побеждает Ахматова! Без объявления, все авторы, дружно сочинявшие романы о Пушкине, пишут, виновата Наталья – изменщица. Ату её, гнобить рекомендуется повсеместно, намёк на зарубеж, особенно там...
В родном отечестве в этом вопросе всё спокойно, школьная программа без исправлений. Рекомендации методик учителям сдержанные, никаких изменений.

     19-й дуэльный век, шпаги, пистолеты, любовь. Мужские забавы, пострелялись, случайно убит гений русской поэзии.
И не француз с русским стрелялись, на это запрет. Дружба и политика превыше всего. Не офицер, легионер французский с чиновником царского двора. Печальное трагическое происшествие, дуэль, несмотря на запрет на государственном уровне, стала обыденным событием, между наёмным воякой Дантесом и придворным поэтом Пушкиным за честь жены.

     Роковое совпадение!
В этом же, 1966 году умирает Ахматова. Литературное наследие под контролем «Союза писателей», но не всё. Исчезают дневники, страницы из отдельных блокнотов.
Позже становятся известными итоги разбирательства. Подруга, по совместительству, назвавшая себя биографом, Лидия Корнеевна Чуковская, уничтожила, сожгла значительную часть наследия Ахматовой в её дневниках.
Что уничтожила, её «пытали» в разных официальных и не официальных местах (закоулках). Молчала, но просочилось в «тамиздате» в отечественный «самиздат» 70-х, выдержки из дневников, окружение женщин («подруги») поэтессы постарались, разболтали ещё при жизни.
После от случая к случаю, через границу, отдельными вкидами, проникали копии записей, в портовых городах ими торговали, распространяли через отдыхающих на всю огромную страну. Местные обсуждали, коллекционировали…
В тех записях, её отношения с Ахматовой… разные…, и компрометирующие семью Чуковских, с её точки зрения. Дружба с дочерью Сталина, Светланой. О встречах с Цветаевой и отношениях, (не одна – две, известные, а несколько).
Мужчины её жизни… и их не оказалось. Подробности ареста её мужей за что? Страсти к артефактам древностей, международному коллекционированию и ещё много чего личного.



3.
     Известное изречение биографов поэтессы.
«У Ахматовой книги - шедевры умещались на одной полке: Гомер, Данте, Сервантес, Шекспир…». После и потом русские классики.
Томики Пушкина на полках отсутствуют, она многое у него знает наизусть, страницы книг гения расшиты, их раскладывает, как пасьянс.
Ищет компромат, гадает на нём, сопоставляет значения гороскопа. Она в работе, «пушкинист», виртуально любит Пушкина деловой любовью. Ищет выгоду…
Любила повторять: "Культура женщины определяется количеством ее любовников"
Пушкин один из количества, какую ей принесёт выгоду…

     «Ахматова заботится о своей политической чистоте. Она боится. Она хочет, чтобы о ней думали как о благонадёжнейшей. Она знает, что я знакома с Горским из Литиздата. Видимо, у писателей ей намекнули, что я “со связями”. Она мне кажется сразу милой и немного забавной».
Из дневника Островской.
Но и у Ахматовой связи немерянные на ниве коллекционирования артефактов древностей, их налаживали с мужем Гумилёвым ещё при царе и они явно выше и мощнее её деловой подруги.
Островская слаба была в психологии, не разгадала тайные увлечения Ахматовой. Очень тайные, скрытые за семью замками, потому что, денежные…, валютные. На протяжении всей жизни, ни разу не тронутая строгой рукой правления вождя, несомненно, информированного о каждом шаге, поступках «чаровницы».

     Сожженные дневники Ахматовой в молве, литературный народ не считал утерянными. Жили какой – то надеждой, считали, вывезли за «бугор».
На протяжении конца 60-х начала 70-х периодически всплывали отрывочным «самиздатом» что – то весёленькое о ней, нередко, скандальное. Рухнул Союз, ждали, всплывут… Нет! Не всплыли.
В 80-х, с «гласностью», в 90-х, «с разнузданной гласностью», одесская «редакция всех мировых новостей» объявила: «Правда! Чуковская уничтожила бесценные строки. Явно… скандальные, компрометирующие поэтессу, окружение…и… власть?!».
Особенно её страсть, направление коллекционирования – искусство, где мерилом были огромные деньги и международные связи. Что, что, а в этом вопросе Одесса разбиралась…
В то время я там жил, общество коллекционеров живописи собиралось в Горсаду на Дерибасовской, рядом знаменитая одесская «книжка», новости реальные разные, сенсационные, разносимые приезжими отдыхающими с горсадовских скамеек, по всем уголкам пока ещё Союза республик.

     Следует добавить к истории о дневниках поэтессы. Их проверяли, читая, пока был жив Сталин,  вежливо забирали после его смерти, вернули. Некоторые записи нет.
Ещё раз забирали после ХХ съезда, где Хрущёв объявил о культе личности. Ахматова восстанавливала некоторую часть…

     Разгадываемой загадкой осталось в истории, умышленно оставленная запись для… потомков Чуковской из её дневников.
«Они жили в Ташкенте, как на зоне, всё в них проявилось – рвачество, похабство, лесбиянство, лизоблюдство…»
И заголовок, «Записки об Анне Ахматовой», 1938-1941.
Виртуозная месть «подруги» за репрессированного и расстрелянного мужа, хоть в такой отредактированной фразе после смерти поэтессы.
Действительный приговор, за что?, Чуковской был скрыт, за… деньги. Большие деньги, сокрытие, (правда, признаться в нетрудовых доходах, тоже было плохо) и нежелание пожертвовать на индустриализацию, подготовку к обороне, явственно пахло войной.
Чуковская и Ахматова, их знакомство началось на интересе обеих к редким предметам коллекционирования. Она, гражданский муж Ахматовой - искусствовед и муж Чуковской, в свободное время от проблем физики, занимались этим.
Чуковская снимала «сливки», лишившаяся шальных прибылей и богатого дома, роскоши, почему – то считала в этом виновной Ахматову и не простила…
В литературе написано, что познакомились они у ворот ленинградской тюрьмы в 1938 году?
В 1938 году началась «женская дружба». Что было до этого, всё скрыто временем…, тайной.
Есть фраза сына Ахматовой, Льва: «Морду надо бы набить прохвосту»… Пунину. Втянул его в свой «германизм», это накануне – то войны, в тайную страсть собирательства старины. Международные сделки артефактами - редкостями. За аресты, за ссылки.
Чуковская сама втянулась в смертельную игру «повезёт - не повезёт» на обменах, перепродажах дорогой живописи, приобщила мужа…

     В Одессе всегда было много «писчего» «непечатного», в том числе, «самиздатовского» материала об Ахматовой. Родилась в 1889 году на Большом Фонтане – одесситка.
С рождения прожила чуть больше года, переезд родителей, но в родной город приезжала трижды – в 1904, 1906, 1909 годах.
«В Одессе в 1904 году она написала первые стихи, в свои 15 лет влюбившись в одесского писателя Александра Митрофановича Федорова. Жила Ахматова в Люстдорфе у сестры отца Аспазии Антоновны Горенко. Далекие родичи Андрея Антоновича Горенко и до сих пор проживают в Люстдорфе».
Псевдоним Ахматова и тяга к коллекционированию от Одессы…


4.
     В 80-х прошлого века, в увлечённых коллекционированием кругах, разгадывали одну из загадок землячки - поэтессы, родившейся в городе под фамилией Горенко, сведений, пришедших из отрывочного иностранного «тамиздата» конца 60-х прошлого века.
О странной «дружбе» в далёких годах её юности. На «книжке» продавались посмертные  фотографии «бескровного», белого-белого Есенина, простреленного Маяковского, других спорных в жизни событий, исторических личностей и
фотографии Ахматовой, где она с красавицей актрисой Ольгой Судейкиной.
«Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина, знаковая фигура Серебряного века: актриса, танцовщица, художник, скульптор, переводчик, декламатор, одна из первых русских манекенщиц».
Всегда была бедной, а у Ахматовой всегда были хорошие деньги.

     Конец ХIХ и начало ХХ веков, ознаменовались бумом коллекционирования. Женщины и мужчины увлечённым недешёвым занятием для состоятельных граждан.
Судейкина коллекционер неудачница, обуздана страстью собирательницы живописи, но её всегда обманывали ушлые мужики – дельцы.
Родственная душа нашлась в лице Анны Ахматовой, защита и спонсор. Хозяйка, быстро приучившая, овладевшая ею до корней волос, на ниве коллекционирования предметов искусства. Сама молодая коллекционерша, но хваткая, умная, учила жизни подругу. Та безропотно душу и тело отдала за приличное сосуществование, что оставалось, вкладывала в приобретательство.
Судейкина значилась первой красавицей Петербурга. Имела несколько мужчин, брак и разводилась.
Парила в небесах мечтами женского счастья, от Ахматовой узнала или саму внутреннее бесовское толкнуло навстречу, как – то решили, счастье бывает разным…, можно в перерывах поисков суженного до гроба и  амазонке, по-цветаевски,  без самцов обойтись.

     Тогда слово чудное «бисексуал», в начале века, бурно обсуждали, на уровне «фрейдовского» бума. Кто и понятия не имел, но среда – то артистическая, поэтическая, элита и богема живописи, литературы, сцены…, по Фрейду – попробовать надо всё.

«О мое, петербургское чудо,                (петербургское, вариант)
Коломбина десятых годов…»  – с любовью, нежностью, писала о ней и ей Ахматова.

В 80-х, одесские коллекционеры разгадывали слово – «коломбина» загадочной фразы. О женской к женской плоти любви знали, говорили мало… Это сейчас Интернет, щёлк и масса вариантов значения слов. А тогда, справочники, энциклопедии, поиски и, главное, знатоки.
В Одессе их был не один. Выделялся на городской «книжке» книжник – знаток, Виктор Мороховский, с которым я был лично знаком. Ставший позднее бессменным капитаном знаменитой команды-победительницы ТВ программы «Клуба знатоков» в течении 10 лет,
«Что? Где? Когда?».
И он, и все спорящие, знающие и нет, прочие подсказчики, приходили к какому – то одному мнению…
Слово «коломбина» по современным справочникам, классическое определение, означает.
«Коломбина, традиционный персонаж итальянской народной комедии масок - служанка, участвующая в развитии интриги.
Поведение: деревенская дурёха, маска приобрела характер типичной французской субретки.
Субретка (фр. soubrette, итал. servetta - «служанка») - актёрское амплуа, традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах».

     И значение «коломбина» или «субретка»  не классическое. В женской среде,  по – простому,  в значении служанка, которая прислуживает хозяевам.
От слова служит всему, чего пожелает хозяин. Организует любовные интриги, шустрая – участвует в них, подыгрывает. Перевоплощается в госпожу, бойкая, с хозяином заигрывает и заигрывается до постели…
Классика, хозяин подкарауливает момент, рано или поздно овладевает служанкой.
Не классика, стыдно, не принято…, в один из моментов хозяйка ласкается, любится со служанкой.
Или в отместку мужу, или для разнообразия ощущений, или..., по – женски пошептаться, бац!, грань перескочили…
«… чудо
Коломбина…» по – ахматовски.

«У нее было "фарфоровое" лицо, "дивные золотые волосы, громадные серо-зеленые глаза, искрящиеся, как опалы...», об Ольге.

«Распахнулась атласная шубка...
 Не сердись на меня, голубка,…»
-----
 «… О мое белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко:
Петербургская кукла, актерка,
Ты - один из моих двойников.
К прочим титулам надо и этот
Приписать. О, подруга поэтов,
Я наследница славы твоей...»               

Ахматова в  непечатной в то время «Поэме без героя» о ней и строки явной двусмысленности, тонкого женского журчащего литературного подтекста.



5.
     Поэтесса высокого поэтического, данного от бога, уровня, Анна Андреевна Ахматова, в силу своего характера – лидера, повышенной интеллектуальной требовательности к себе, женского изворотливого ума управлять другими, а то будут мыкать тобой, категорически невзлюбила Наталью Пушкину – Гончарову.
В жизни Пушкина назначила абсолютно без доказательств, виновной во всех грехах и в, конечном итоге, гибели мужа. Согласилась с Цветаевой определением Натальи – «фарфоровая кукла».
В Пушкина не влюблялась, как Цветаева, не любила. Завидовала его таланту слагать стихи. Любила поэзию гения, многое знала наизусть .
Строфы раскладывала, как пасьянс. Мечтала, училась, подражала… Была откровенной, но и по – женски жульничала…, ну что такого выдающегося и как написал Пушкин? Она так запросто может, даже лучше, она лучше Пушкина, но никто этого не замечает, её не прославляет.
Саму не славит… Прям  обидно!
Поэт выбрал в жёны пустышку Наталью. Значит, сам такой, ровня ей, слабый.

     И при чём, всё – таки, «ахматовский», даже знаменитый в профиль римский нос поэтессы?
Сильная личность, сильный нос!
Влюбчивость стихийная, эротические фантазии, заоблачные желания, повышенные требования.
Женский нос влияет на ход истории, литературной, в том числе.



Глава третья.
1.
«В науке физиогномики прямой нoc, умеренной толщины и длины — признак нежности, уживчивости и любви к труду. Прямой, длинный нос свидетельствует о жажде чувственных наслаждений, лености, непостоянстве, неравнодушии к предметам возвышенным, но, если при такой форме носа глаза голубого цвета, это признак стремления к недостижимому».
«Тонкий, ровный, длинный нос — признак энтузиазма, проворства и азартности».

     Женские признаки длинного носа у Натальи Гончаровой, затем в замужестве за Пушкиным и Ланским.
Тип носа – европейский, Северной холодной Европы.
Антропометрическая не романтическая тема. Образ жены Пушкина не… обожествлённый.
Делаем визуальную «самодеятельную» экспертизу пропорций лица, сравниваем.
Отгадываем вековую загадку, «Известные портреты Натальи».
Открываем эту страницу Интернета, называется она «7 известных портретов жены Пушкина».

     Первый портрет.
Акварельный рисунок неизвестного художника. Наталья Гончарова. 1818 год
Единственное ее изображение в детстве, рисунок неизвестного художника без точной даты: предполагают, что девочке на нем шесть или семь лет. Родилась она в 1812 году.
Длинный прямой нос привлекает внимание.

     Второй портрет.
Знаменитый, узнаваемый известный портрет, который, как правило, сопровождает многие публикации по теме о Пушкине. Вставка его и у меня есть в публикации на моей странице «Наталья белокурая, да, ещё рыжая…».
Акварельный портрет работы Александра Брюллова, созданный в первый год супружеской жизни с Пушкиным. На полотне изображена совсем юная женщина (ей нет и 18), в лике которой пока еще нельзя разгадать душу модели…
Узкое длинное лицо. Удлиняет без того, длинный тонкий нос. Расстояние от кончика носа до дуг бровей, значительно длиннее, выражено белизной лица, чем от кончика носа до окончания подбородка.
Очень важная подробность нам для разгадки всей темы загадок Натальи.

     Третий портрет.
В. Гау. Н.Н. Пушкина. 1842–1843 гг. Изображение в полу профиль 30-летней женщины.
Высокий открытый лоб, длинный нос с малозаметной дугой спинки, кончик носа опущен.

     Четвёртый портрет.
В. Гау. Портрет Н. Н. Ланской. 1844 г… Уже Ланской.
Заметная особенность, то отличие, когда ей около 18 лет, второй портрет – расстояние от кончика носа до дуг бровей и расстояние от кончика носа до окончания подбородка, явно видимые и они почти одинаковы?!

     Пятый портрет.
И.К. Макаров. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849 год. Ей 37 лет. Всероссийский музей Пушкина.
Пропорции носа, как во втором портрете, но открытый лоб менее высокий.
Она мать семерых детей. Сама Наталья Николаевна и все ее близкие считали, что портрет очень удался: «… мне даже совестно согласиться, что портрет похож» писала она П.П. Ланскому летом 1849 года. У меня он в заставке этой публикации.

     Шестой портрет.
К. Лаш. Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской. 1856 г. Ей 44 года.
Разительное отличие в пропорциях. Нос стал короче. Уже не длинный, от этого и явно, мастерства художника, нижняя часть лица до кончика носа, стала заметно длиннее, если не длинной.?!

     Седьмой портрет – фото.
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Ей немного за 50.
Фотография точно фиксируют пропорции, они одинаковы! Нос остаётся длинным, с опущенным кончиком. Несоответствие кисти художников, нос чуть вогнутый?



2.
     Ниже характеристик 7-ми портретов на этой же странице, заголовок «Обсуждение».
Выбираем подзаголовок, «Вот еще портреты. Красивейшая женщина», ссылка. Входим и любуемся…

     Первый рисунок.
Есть несколько пушкинских рисунков. Всего в рукописях Пушкина насчитывается четырнадцать изображений Натальи Николаевны
Портрет Н. Н. Гончаровой (?) (слева) чернила «Медный всадник» (V, 436—437) 6 октября 1833, Болдино.
Схематичное изображение. Длинный нос, малозаметная вогнутость. Узкое длинное лицо с высоким лбом.

     Другой портрет.
Ш. Мазер. Наталья Николаевна Пушкина. 1839 г.К.П. Мазер. Н.Н. Пушкина во вдовьем платье. 1839. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Длинный нос, выгнутая спинка?

     Портрет.
Райт Томас (Thomas Wright) Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская) Частное собрание, Москва (1844).
Полный профиль. Значительно заметный тонкий длинный нос, пропорции лица одинаковы. Лоб не такой высокий, как на многих портретах. Нос прямой, окончание незначительный клюв.

     Два портрета.
В.Гау. Н.Н.Пушкина. 1842 г. Акварель. Всероссийский музей Пушкина.
И он же 1841 года.
Заметные отличия в высоте открытости лба, средний и высокий?

Уважаемые читатели, откройте рекомендуемую страницу портретов Натальи, просмотрите.

     Ещё несколько портретов, фотографий.
Форумы обсуждений и возмущений. Прекрасное лицо портят причёски. Цвет волос разный, отрицательное восприятие мужчин. Непрофессионализм тогдашних художников критикуется сверх активно…
Нос Натальи привлекает, он не так часто встречается в современной действительности.
Необычный, утонченный, чувствительный и чувственный. Редкий и…  холодный.
Может ли быть нос женщины холодным?
- … Он повлиял на ход истории!
- Да.
- Почему?
- Загадка Натальи Гончаровой, жены Пушкина, но мы её разгадаем!

     Сохранилось её откровение мужу Ланскому.
«Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве. Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Позволить читать свои чувства мне кажется профанацией. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца».



3.
     К главной разгадке тайны Натальи Гончаровой. К многочисленным вопросам мировой «пушкинистике», почему Пушкин женился именно на ней?
Не из- за носа же…
Или всё – таки?

     Предварительное исследование - расследование на литературных сайтах по виртуальному запросу поэтесс ХХ века, Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, обвинивших жену поэта в гибели мужа, гения словесности русского языка, поэта Пушкина Александра Сергеевича.
Давшие,  предвзятое к Наталье направление «пушкиноведения», я называю – западное. Более употребляемое – французское.
Почему?
Женщины – поэтессы, для потомков, смерть поэта свели к женскому, приятному им, во всех странах восприятию. Поэт стрелялся на дуэли и погиб из – за жены. Ревность, защита чести и достоинства своего слабого пола. Рыцарство, которое утрачивается из столетия в столетие.
И после уже, всеобщая печаль и печаль ли? Изменяла, поэтому виновата…
И совсем в конце политика, понятие: иностранец убил на дуэли местного, знаменитого русского.

     Женское непримиримое соперничество. Виртуальная влюблённость. Борьба за женское счастье.
Разное время, столетия, эпохи. Имена на слуху, о них будут писать веками.
Две из них известных оговорили третью знаменитую из предыдущего века, пояснили – виновата любовь.
Не может быть, чтобы поэтессы не сравнивали сопоставляя, не примеряли к себе судьбу Натальи…



При обзоре портрета сделайте максимальную яркость, увеличьте изображение.

На вставке портрет Натальи, он ей нравился, очень похожа. 37 лет. Её муж Пушкин погиб в 37…

«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, -
 Вот и сейчас - как холодом подуло:
 Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль…»                В.Высоцкий



К разгадкам тайн Пушкина.