Неофиты 6. Рождество и венчание

Екатерина Усович
***

Когда приехали,  Зоя вспомнила, что сегодня вечером был канун праздника рождества Христа. Юрка раньше ничего не знал о таком празднике. Его отправили за елкой, а сами быстренько соорудили праздничный ужин.
Через час явился Юрка с пластиковой елкой какого-то нереального цвета и формы.
Эн, по доброму насмешливо:
- Ну и ёлка!...
Юрка:
- А ты попробуй, найди такую у нас, как Зоя описывала, вот попробуй, я на тебя посмотрю.
- Да ладно, - успокоила Юрку Зоя, - это понятно, что у вас уже давно должны были забыть, какими должны быть ёлки. Надеюсь, у вас нарядить то ее хоть есть чем?
- Есть! – хором ответили Эн с Юркой. И Юрка убежал к себе за украшениями.
Зоя:
- Эн, а как сейчас у вас тут вообще-то новый год встречают?
- А мы разве новый год встречаем? Мы же Рождество будем отмечать.
- Ну так это у нас почти одно и то же.
- Везет вам пока еще там… А у нас на новый год десять дней не рабочих, и все этот праздник так празднуют, что к концу этих дней многие не доживают – так удалбываются и упиваются.
- Ужас, - сочувственно проговорила Зоя.
- Н-да, так что как Рождество встречать, мы не знаем. А как у вас его встречают и новый год празднуют?
- У нас?... - Зоя задумалась, - ну, у нас, в общем, тоже основная масса напивается и наедается, только пока не до такой степени, хотя, может, где уже и бывает такое на новый год. А на Рождество люди ходят в церковь на ночную службу, а потом кладут под ёлку детям подарки, которые они утром находят там и думают, что им принес их ночью Дед Мороз или святой Николай, был такой святой когда то на заре христианства, который тайно подбрасывал бедным людям деньги и подарки, что бы им помочь.
- Как здорово! – восхитилась Эн. – а у нас на новый год все устраивают фейерверки кто кого перебабахает, и частенько еще от этого гибнут.
- Да ладно тебе, не расстраивайся, нас то уже никто не заставит так извращаться. У нас еще песни поют за столом душевные.
- Песни? Какие песни?
- Ну… русские народные, например…
- Какие-какие?
Тут пришел Юрка с украшениями. Стали устанавливать и наряжать елку.
Для Зои елка получилась экстравагантная, а для Эн и Юрки вообще, наверно, что-то по восприятию было сродни новому году для годовалых детей, для которых это всё впервые в жизни.
Когда нарядили елку, Зоя решила привнести еще одну традицию прошлого в этот странный мир будущего и подарила Юрке свой крестик, а Эн календарик со Святым Николаем Мирликийским. Когда Эн узнала, что на календарике тот самый святой, который помогал тайно людям, она была рада, как ребенок и подарила Зое свою видеокамеру. Зоя отказывалась, но Эн настояла, еще раньше заметив, с каким восторгом Зоя поглядывала на этот предмет. А Юрка подарил Зое самое дорогое, что у него было в жизни - платиновый брелок на цепочке, что он носил на шее, со своими инициалами, который ему подарила одна  женщина, что собиралась когда-то еще в Юркином детстве его усыновить и забрать из детдома, но что-то там у нее не вышло с документами (это был последний год, перед тем как детей вообще запретили усыновлять), и больше Юрка ее никогда не видел, хотя помнил о ней всю жизнь. Эту грустную историю Юрка рассказал за столом. Причем об этом не знала даже Эн. Всем взгрустнулось, а Зоя вдруг тихо запела песню, которую ей когда-то очень давно, в детстве пела ее бабушка.
Мира заступнице, Мати Всепетая,
Я пред тобою с мольбой:
Бедного грешника мраком одетого
Ты благодатью покрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,
В трудный час жизни, в минуты страдания
Ты мне, молю, помоги.
В скорби душа ль унывает бессильная,
Жизнь ли измучит борьбой,
Всё пред Тобою, о Мати всесильная,
Я преклоняюсь с мольбой.
Можешь Ты скорбь облегчить мне несносную,
Радость духовную дать,
Скоро Ты можешь излить живоносную
В душу мою благодать.
О, утоли же печаль безутешную,
О, помоги же, любя,
Скоро услыши меня многогрешного,
С верой моля я Тебя.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи,
В Царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.
Потом Зоя разучила с Юркой и Эн русскую народную песню «По диким степям Забайкалья» и многие другие песни.
Далеко за полночь Эн пошла спать к Юрке, а он остался вдвоем с Зоей и, засыпая, сказал, что Рождество – самый замечательный праздник на свете, и что это Рождество он запомнит на всю свою жизнь.
А Зоя подумала, что такого светлого Рождества у нее не было даже в ее времени.

***

На обследование в больнице ушли деньги, много денег. Так что мечта о леталке отодвинулась в неясную даль.
А будни наступили. И оказалось, что ни у кого больше нет источников доходов, хотя деньги еще не все кончились.
Юрка не хотел и не мог больше ни идти к Седому, ни, тем более, водить клиентов. Эн просто воротило от мысли, что надо опять искать работу типа той, с которой ее недавно выперли, заменив роботом. А Зоя вообще не ориентировалась в «современном» мире.
И тогда Юрка стал по целым дням уходить куда-то и возвращаться с деньгами, вернее с нелегальными старинными монетами и купюрами, которые еще пооставались у людей со времен их отмены и изъятия, и за которые сейчас некоторые смельчаки-коллекционеры перечисляли символические единицы на личные счета владельцев антиквариата, а вернее нелегальных денег.
Девушки решили, что Юрка взялся за старое. Он не сразу им сказал, что стал петь в метро песни, которые им пела Зоя на Рождество. И что эти песни возымели «бешеный успех у публики». Девушки попросились  с ним. Он согласился взять их.

***

Утро. Домашний компьютер уже включил неяркий свет в комнате. Тихо заработало медиа. Юрка тихонько обнял Зою, она прошептала:
- Я не сплю.
Помолчала и снова зашептала:
- Мне снилась весна. Знаешь, все такое волшебное, волнующее… Я иду по дороге, а по обочинам цветы фантастической красоты и красок. Солнце!
Юрка:
- А куда дорога?
Зоя:
- Дорога в Питер, знаешь такой город?
Юрка:
- Конечно!
Зоя:
- Ты был там?
Юрка:
- Нет.
Зоя:
- Это потрясающий город! Мы обязательно там побываем.
Юрка, грустно и недоверчиво:
- Правда?...
Зоя промолчала.
Помолчали, и зашептал Юрка:
- А мне раньше часто снился свет. И когда я просыпался, он еще был в комнате, а потом исчезал.
Зоя:
- Как это?
Юрка:
- Не знаю… Свет… он такой, как… сама свобода, очень яркий и … очень манящий. Он такой …, что мне все труднее и труднее было… не исчезнуть в нем, что ли… Но однажды, когда я в очередной раз так расторчался в этом свете, я услышал этот жуткий вой или рев, даже не знаю, как описать. Он был до того жуткий, что меня охватывал такой ужас, от которого даже начинало мутиться в мозгах. Если бы не крещение и соборование, я бы, наверно, уже свихнулся бы, и меня б уже отправили на эвтаназию, у нас ведь сумасшедших не лечат и даже не оставляют на этом свете, как, говорят, раньше было.
Зоя обхватила Юрку руками:
- Не надо! Что же я буду делать без тебя, ты подумал? Без тебя я тоже … свихнусь!...
И проснулась Эн. Она сдала свою квартиру и жила теперь с Юркой и Зоей. Надо было идти. Оделись, кратко помолились, как научил их батюшка после соборования, наспех перекусили и двинулись в путь.
В вагоне Юрка уже не выделывался как всегда, а сидел тихо, держал Зою за руку и молча смотрел только на нее, а она на него. Эн старалась не смотреть на них, хотя это у нее плохо получалось.
Она читала рекламу: «Маклинз – зубы это единственное, что у нее осталось своего», «Всемирная сеть компьютерных игр «долбиэнтэрнэйшнл» - рэйли ворлд», «олуэс – ультра цикл», «искусственная еда – лучше и дешевле настоящей», «парти «Голос» - такого вы не видали еще ни…» на этом лист кто-то ободрал. Эн глянула на Юрку с Зоей, они все также тихо сидели, взявшись за руки, не воспринимая ничего вокруг. «Проклятые мутанты, - с грустной досадой подумала Эн, - на ладан дышат, а туда же… Кому нужна моя нормальность?... Э-эх!»
Состав остановился. Вышли, прошли минут десять. Юрка остановился под рекламой клиники от спида и сказал:
- Вот мое место.
Достал из мешка какую то дудочку, сказал:
- Это флейта, - и заиграл.
Зоя с Эн заслушались печальной одинокой Юркиной флейтой. И совершенно не заметили, как вокруг собрались люди.
Юрка запел:
1. Где-то там далеко, и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он всегда говорил, беспрестанно твердил:
Слава Богу за скорбь и за радость.
Припев: Слава Богу за все,
               Слава Богу за все,
               Слава Богу за скорбь
               И за радость.
2. Если кто-то тебе, что-то грубо сказал
Или плохо к тебе относился
Знай об этом, мой друг, воля Божия тут
С этим надо всегда нам мириться.
Припев.
3. Если ты заболел, занемог тяжело
И не можешь с постели подняться,
Значит так суждено, по грехам нам дано
И не надо роптать и бояться.
Припев.
4. Если кто на тебя клеветал и роптал,
То не надо и в этом смущаться.
Знай, Господь для спасенья тебе это дал.
Надо всем здесь любить и смиряться.
Припев.
5. Если кто-то тебя, чем-то здесь оскорбил
Не старайся пред ним оправдаться.
Но, при этом при всем ты смиряйся и знай,
Что Господь помогает спасаться.
Припев.
6. Если может, покажется, крест твой тяжел
Не под силу тебе он тут дался.
Знай, Господь не по силам тебе не послал,
Не ропщи, а люби и смиряйся.
Припев.
7. Все Господь нам дает для спасенья души,
Не ропщи, если будет и трудно.
Но, за все благодари, и всегда говори:
Значит Господу все так угодно.
Припев.
8. Научись ты творить Божью волю всегда
Может быть и мы будем гонимы.
И с сумой на плечах, со слезами в глазах
И родными не будем любимы.
Припев.
9. Когда будет печаль, и болезни и скорбь
Или в чем-то страдать нам придется,
Никого не вини, но всегда говори:
Все от Бога нам грешным дается.
Припев.
10. Когда будешь ты весел, и сыт, и здоров,
И друзей заимеешь ты много,
Ты внимателен будь и всегда не забудь
Благодарить милосердного Бога.
Припев.
11. Наши годы пройдут и друзья обойдут
Незаметно придет наша старость,
Но всегда ты тверди и всегда говори
Слава Богу за скорбь и за радость.
Припев.
12. И когда-то случится тебе, как и всем,
Ты окончишь земную дорогу,
Воскуряй фимиам и молитву о сем
Милосердному вечному Богу.
Припев:
Слава Богу за все,
Слава Богу за все,
Слава Богу за скорбь
И за радость.
Потом он снова играл на флейте.
Люди стали бросать ему монеты.
Люди подходили и уходили. Иногда даже что-то говорили Юрке. Когда Юрка начал «по второму кругу», девушки стали подпевать. Очнулись только тогда, когда заметили вокруг столпотворение. Обычно Юрка сматывался прежде чем начинался вечерний час пик, но сегодня он увлекся. Пришлось прерваться на полуслове, скоренько собрать манатки и давать деру, так как в толпе уже замаячила полицейская форма. Компания быстро затерялась в толпе и, вскочив на ходу на платформу грузового состава, укатила.
Вечером  делились впечатлениями. Потом Юрка взялся учить Зою играть на флейте. Под конец у нее стало немного получаться.
Спать улеглись около трех. Эн сразу отрубилась, а Юрке с Зоей спать не хотелось совсем, почему-то. Сказалось вечернее перевозбуждение, да и дневное тоже.
Зоя шептала в темноте:
- Юра, Юрка, Юрочка, милый! Я каждый день жду ночи, ты знаешь… Утром я счастлива, что пришло утро и надо вставать, и я буду с тобой рядом, и с самого утра я начинаю ждать ночи, когда мы останемся одни, и я буду с тобой рядом… совсем близко… а ты – со мной… Когда я тебя обнимаю ночью, мне кажется, что я знала тебя всегда, а ведь мы с тобой бесконечно далеки друг от друга даже по времени и познакомились еще совсем недавно, а как будто … прошли годы… и я никогда не была в прошлом…, то есть!... в своем времени. Мне кажется ты мне родной, как брат или сын, хотя откуда мне знать, что значит сын… Ты такой худенький…, но сильный, …любимый…
Юрка:
- Зоя, а ты не вернешься к себе? Ты не оставишь меня тут одного? Зоя! Я не смогу без тебя! Зоя! Слышишь?! Я хочу быть с тобой всегда, потому что… как же тяжело это сказать, хотя это уже не сдержать… Зоя, я люблю тебя и хочу, что бы мы обвенчались с тобой и были вместе вечно!
Юрка замолчал. Молчала и Зоя. Юрка приподнялся над Зоей, пытаясь разглядеть ее лицо в темноте, и тревожно переспросил:
- Зоя, ну что же ты молчишь?! Ты согласна венчаться со мной перед Богом, что бы никогда не разлучаться нам больше?... – от волнения Юрка почему то заговорил старинным слогом.
Зоя, потеряв голос, одними губами выдохнула:
- Да…

***

Утром объявили Эн о своем решении и пригласили ее в свидетельницы. В тайную подземную церковь решили отправиться сейчас же, не откладывая.
Химический запах метро. Тусклый электрический свет. Вентиляция гоняет по перронам обрывки рекламы. На потолке электронная красотка подмигивает одним глазом, и изо рта ее выезжают едко-зеленые буквы: «спид – излечим…», и далее следует перечень клиник корпорации «анти-спид».
Юрка идет, задрав голову, подмигивает красотке и говорит с сарказмом:
- Спид – нереален, а не излечим.
- Ишь ты, герой, - как всегда в пику ему говорит Эн, но уже бесцветно и вяло.
Так и идет троица, изредка переговариваясь и подбрасывая ногами клочья искусственной рекламной бумаги. Цель – все тот же заветный вентиляционный люк на поверхность.
В тайной церкви будущего желающих обвенчаться долго не мурыжили приготовлениями, назначениями дня и часа, а также не назначали цен. Простенькие недорогие кольца купили тут же в церкви.
Молодых строго исповедали, спросили – натощак ли причастники, причастили преждеосвященными дарами и тут же обвенчали по всем правилам церковного канона православной неприсоединившейся церкви (к ВСЦ – всемирной свободной церкви с центром в Израиле, а региональном центре – в Ватикане).
  Назад уходить не хотелось. Тут же за трапезой с братством и сестричеством отметили это событие за чаем с постным пирогом и только поздним вечером, нехотя, отправились – таки восвояси.
Возвращаться не хотелось не зря.

Продолжение следует
http://proza.ru/2017/12/22/2186