Взаимный розыгрыш

Евгений Малышенко
Лето этого года оказалось весьма неудачным в Подмосковье для любительской  рыбной ловли. Выметав весной икру, рыба стала клевать крайне редко. По-видимому сказывались резкие перепады атмосферного давления и частые грозовые дожди. Поэтому  поддался уговорам жены Натальи совместно скоротать один месяц своего пенсионного отдыха в Рязанской области на даче овдовевшей ее родной тетки Гусевой Валентины.

…Деревня Панферово,  куда нас доставил к Валентине на своей автомашине наш старший сын Анатолий, находится в живописном местечке Рязанщины в четырех километрах от автотрассы федерального значения М-5 в устье слияния рек Крицкая и Рака. Еще при подъезде к деревне я увидел огромный искусственно  созданный пруд. Поэтому решил уже в этот же день выйти  на рыбалку.
 
Валентина встретила нас очень радушно. Наскоро разместились в мансарде дачного дома. Пообедав, Анатолий собрался уезжать домой в Москву. Прихватив рыболовные снасти, я доехал с ним до пруда, где и расстались.

Поставив перед собой разведывательную задачу по предварительному выяснению названия рыб в этом водоеме, я на даче прихватил с собой  рыболовные снасти, рассчитанные на вылов рыбы весом не более чем в один килограмм. Но какова же была досада, когда разворачивая снасти,  видел как огромные щуки, а также стаи окуней «били мелочь» возле береговых зарослей камыша и «на открытой воде»! Можно сказать, что «сердце кровью обливалось» от увиденного.  Обнадеживало лишь то, что в последующие дни я буду обязательно брать с собой на рыбалку снасти, предназначенные для вылова крупного хищника.

Однако порыбачить не пришлось – через 15-20 минут набежали грозовые тучи. Полил дождь как «из ведра». Сверкало и громыхало почти без остановки. Наспех собрав снасти, я ринулся к даче Валентины по обходной низменной дороге, побоявшись идти коротким путем через пригорок, где мог быть поражен разрядом молнии. На дачу добрался мокрым «до нитки».

Переодевшись в сухое белье, от скуки начал просматривать старые газеты, так как телевизор в это время включать было нельзя из-за грозовых разрядов. Что касается Натальи и Валентины, то они разговаривали между собой без остановки, словно ранее десятилетиями не виделись друг с другом.

- Евгений, - вдруг я услышал обращение ко мне Валентины – жалко, что сейчас нет с нами Владимира. Он не дал бы тебе и одной минуты скучать своими шутками, прибаутками и приколами.
Насколько я знал Владимира, он был действительно «живчиком» - любителем «похохмить», поэтому спросил Валентину:
- Он наверное был главным «хохмачем» в военном училище?
- Нет, ты ошибаешься – ответила она мне – Со времени замужества за офицера-десантника и при последующих встречах с его сослуживцами я каждый раз убеждалась, что ими являются никогда не унывающие люди, умеющие всегда взбодрить в тяжелые минуты других сослуживцев своими шутками, приколами и розыгрышами. При этом они максимально стараются избегать поводов, вызывающих озлобленность со стороны разыгрываемого лица. Поэтому при наличии таковой опасности, некоторые розыгрыши остаются не вскрытыми либо раскрываются через несколько лет. Один раз, по просьбе Владимира, и я была втянута в такой розыгрыш, оказавшийся взаимным.
По моей и Натальиной просьбе Валентина рассказала следующее.

- Владимир с юных лет увлекся не только любительской рыбалкой, но и охотой. Иногда брал меня с собой для сбора ягод или грибов. С приобретением им племенного щенка спаниеля по кличке Бим в доме начался настоящий кошмар, длившийся до окончания его дрессировки. После многочисленных побед на собачьих выставках и охотничьих соревнованиях Бим был внесен в Всероссийскую Единую Родословную Книгу Российской Кинологической Федерации.

По окончанию собачьей дрессуры  результативность охоты Владимира существенно повысилась. Однажды я заметила, что он принес домой  убитой дичи в количестве большем, чем израсходовал патронов. На мое недоумение муж ответил, что охотится не только он, но и Бим, который приносит ему прятавшихся в траве подранков, сбитых другими охотниками в предыдущие дни. О таком охотничьем умении Бима Володя велел ни кому не говорить.

Однажды, в конце июля Владимир привез с рыбалки около четырех килограмм рыбы и попросил меня почистить и заморозить ее. На мое недоумение ответил, что хочет разыграть сослуживцев, но сценарий задуманного розыгрыша не раскрыл.

День 1 августа, то есть открытия охотничьего сезона на диких уток, выпал в этом году на понедельник, т.е. на рабочий день. С этого дня Володя начал по вечерам  готовиться к охоте, заявив, что выезд с шестью офицерами-сослуживцами, которые являются также заядлыми рыболовами, намечен на пятницу вечером. Я тоже должна буду ехать с ним, но якобы порыбачить на старице Оки. Утром в субботу, когда все охотники начнут расходиться, мне необходимо на виду у всех взять удочки и направиться в сторону старицы Оки, но затем удочки спрятать в кустах, а самой начать собирать шиповник, всегда заготавливаемый нами на зиму. К обеду я должна вернуться в охотничий лагерь и успеть приготовить уху из взятой с собой замороженной рыбы. «Пусть сослуживцы удивляются твоему рыболовному мастерству. В этом и заключается розыгрыш!» - завершил инструктаж Владимир.

В пятницу вечером наша группа, приехавшая на семи  автомобилях, остановилась лагерем в липовой роще  не далеко от берега старицы Оки и многочисленных небольших заболоченных водоемов. Проснулись с рассветом, съели по бутерброду, запивая кофе или чаем из термосов. При этом Владимир обратился ко мне, чтобы я взяла удочки и пошла на рыбалку, но к обеду вернулась сварить уху, если поймаю достаточно рыбы, или подготовила все ингредиенты  для быстрого приготовления охотничьего кулеша из диких уток. Взяв большой полиэтиленовый пакет и удочки, я ушла в сторону старицы, где спрятала удочки в кустах и приступила к сбору шиповника.

В лагерь вернулась где-то к 12-00 час. дня с полным пакетом шиповника, который вместе с удочками положила во внутрь нашей машины. Никого из нашей группы не было. Со стороны заболоченных водоемов изредка доносились выстрелы. Насобирав хвороста, развела костер, на котором через час сварила в ведре уху из размороженной рыбы, заправив ее необходимыми ингредиентами. Несколько оттаявших рыбин нанизала на шампуры, чтобы желающие охотники смогли поджарить их на тлеющих углях костра. Затем разложила на траве скатерть, нарезала ломтями хлеб, выложила пучки зеленого лука и укропа, перец и соль,  свежие помидоры и огурцы, расставила разовые пластмассовые тарелки с ложками.

Ждать пришлось не долго.
Где-то через 10 минут появился первый охотник с двумя подстреленными утками. Затем стали подтягиваться остальные – кто с одной, кто с двумя утками. Один охотник оказался без трофеев. Последним появился Владимир с Бимом. На поясе мужа красовалось шесть уток, что вызвало всеобщий восторг. Когда приступили к ухе, то уже в мой адрес посыпались удивления весьма удачливой рыбалкой, а также благодарности за приготовленное столь вкусное блюдо. Послышались также и сожаления о том, что не взяли с собой рыболовные снасти. Один из охотников  сообщил, что на прошлой неделе ездил рыбачить на старицу Оки, но неудачно. Перехватив предостерегающий взгляд мужа, ели-ели сдержалась, чтобы не заявить о нашем розыгрыше.

Вскоре все мужчины вновь разбежались по охотничьим угодьям. Перед этим Владимир подбодрил меня, назвав «молодцом», и попросил к вечеру сварить из трех убитых им уток охотничий кулеш, что я и сделала.

С наступлением темноты  стали подходить наши охотники  –  кто с одной, кто с двумя, а Владимир с четырьмя трофейными утками. Вновь в мой адрес «посыпались» благодарности за сваренный вкусный кулеш. По окончанию ужина все договорились, что завтра с утра каждый может самостоятельно уходить на охоту, а в обеденное время завершить ее и уехать домой.

С утра следующего дня я занялась уборкой территории лагеря, закопав в землю оставленный нами мусор. На скатерть выложила бутерброды и рафинированный сахар. Вскипятила в ведре чай, после чего села в нашу автомашину в ожидании охотников.
Через некоторое время заметила приближающихся  двух охотников, которые несли какую-то тяжелую ношу. Походя к лагерю, они спрятали ее в кустах. Затем, оставив в своих автомашинах ружья, патронташи и по одной трофейной утке, они ушли за спрятанной ношей, которую вначале я приняла за убитого дикого кабана. Меня они не заметили и стали спускаться к берегу старицы. Я тихонько вышла из автомобиля, чтобы незаметно пронаблюдать за происходящими событиями. При этом различила, что ношей было какое-то плетеное из прутьев тяжелое изделие. Однако дальнейшее наблюдение пришлось прекратить, так как в лагерь стали возвращаться другие охотники.

У всех на этот раз было по одной трофейной утке, а у Владимира – две. Пока делились своими впечатлениями и пили чай, к нам незаметно присоединились двое ранее ушедших с ношей охотников. Один из них изъявил желание показать мне и Владимиру как за 10-15 минут можно наловить без какой-либо снасти целое ведро рыбы. Владимир не поверил, потребовав показать способ такой рыбной ловли.
Прихватив ведро, втроем спустились к берегу старицы и вскоре оказались у заполненной водой ямы, диаметром около 5-7 метров. Сослуживец Владимира зашел в воду, нагнулся и выхватил из нее карася, размером с ладонь. С выпученными от удивления глазами стал шарить руками в воде и Владимир. За какие-то 15 минут они наловили полное ведро мерного карася. Я же кое-как сдерживала себя от смеха, так как поняла, что скрываемой ношей его двух сослуживцев была плетеная из ивовых прутьев рыболовная верша с этими карасями, обнаруженная ими в болоте во время охоты.  При этом сослуживец спросил Владимира – не таким ли образом наловила Валентина рыбы на уху? Но муж тут же проявил находчивость, заявив, что в ухе было разнорыбье из плотвы, окуня,  подлещика и без хотя бы одного карася. Столь убедительный ответ вызвал на лице сослуживца огромную досаду, так как ожидаемая цель розыгрыша достигнута не была. По прибытию в лагерь всю свежевыловленную рыбу поделили между охотниками и дружно поехали домой, предварительно залив дымящиеся угли костра остатком бутилированной воды.

Вскоре моя догадка о верше с карасем из болота подтвердилась – зажаренный карась не возможно было есть, так как он сильно отдавал болотной тиной. Пришлось выбросить эту рыбу. Но о том, что была предпринята попытка розыгрыша Владимира, я ему сообщать не стала.

…Прошли годы. Владимир, будучи уже военным пенсионером, любил рассказывать нашим гостям о своих розыгрышах бывших сослуживцев, в том числе и о вышеуказанном эпизоде «о моей якобы удачной рыбалке». Заканчивал он его обычно сообщением о личной ловле карасей руками, удивляясь – как, спустя несколько месяцев после весеннего отлива реки, в небольшой лужице смогла выживать эта рыба!?  Ведь от недостатка кислорода и корма она должна была давно погибнуть! Да и проворная норка, которой за последнее время много развелось по берегам рек,  выловила бы ее! Я же продолжала молчать – пусть считает этот эпизод удивительным случаем, чем узнает, что сам в это время являлся объектом розыгрыша.
                Евгений Малышенко
                16.12.2017