Авторская аннотация к книге

Екатерина Домбровская
ПУТЬ ОТКРЫЛСЯ… ЧЕХОВ

Духовные странствия Тимофея диакона

Жанр этой книги односложно определить не просто. Это, конечно, роман: «роман воспитания», «роман-странствие», и даже «роман-исследование», но поскольку он жанрово многослоен, то скорее в современной трактовке и понятийной лексике – это метароман. Его герой, Тимофей, молодой человек из «простой» подмосковной провинциальной среды, выпускник пединститута, возвращается из армии и оказывается на перепутье. Он может полностью посвятить себя служению Церкви (он с детства благодаря матери, верующий, имеющий в церкви своего старца), поступить в семинарию и готовиться к тому, чтобы принять рукоположение во священника и стать пастырем. Или же продолжить свои научно-филологические занятия русской литературой, Чеховым, в которого он влюблен еще со школьной скамьи, и о котором еще в пединституте начал писать нечто вроде исследования, убедившись в том, что Чехов, так и «не прочитан», недопонят, и более того – оболган.

Вопрос разрешает старец: он дает Тимофею благословение на подготовку к принятию священства (в перспективе), но при этом велит не оставлять и Чехова, только теперь, продолжая работу над ему посвященным исследованием, смотреть уже на все глазами будущего пастыря, наставника душ человеческих, под углом той духовной пользы, которую можно, по мнению старца, извлечь из Чехова современному человеку, пользы, которую должны научиться извлекать и родители, и школьные учителя…

Старец безусловно видит Чехова как глубоко христианского писателя и несравненного знатока  не только физических, но и душевных недугов человека, врача не только телесного, но и опытного врача духовного, в своем роде тоже «старца», имеющего глубокий правильный евангельский христианский взгляд на человека.  Тимофею благословляется пребывать и в церковном служении – пока (и неизвестно, сколь долго) в скромной роли алтарника и чтеца, попутно оканчивая духовную семинарию.

Сюжетный стержень романа – путь молодого героя Тимофея к своей заветной мечте – к священству, к пастырству, чтобы помогать людям в их жизни на пути ко спасению.

Повествование построено таким образом, что Тимофею приходится решать встающие перед ним различные, иногда неоднозначные жизненные задачи одновременно, в синтезе, совмещая, казалось бы, несовместимые пласты жизни. И то, что казалось противоречивым, сочетается,  совмещается, цепляется одно за другое, помогает одно другому и, хотя и нередко весьма драматически, но зато с невероятной пользой для ума и сердца, приносит неожиданно богатые плоды, одновременно способствуя настоящему пониманию произведений Чехова.

Занятия Чеховым, точнее – открытие «нового», так и не открытого и непОнятого ни современниками, ни потомками, Чехова, как писателя глубоко христианского, становится для Тимофея основной задачей: он открывает Чехова, а Чехов помогает ему возрастать духовно и нравственно в его подготовке к будущему своему пастырскому служению. Занимаясь Чеховым и переживая  внутренние драмы и коллизии современной церковной жизни (а их становится все больше и больше!), за которыми стоят драмы самого обычного мирского человеческого бытия, Тимофей одновременно «воюет» и полемизирует с современной литературной критикой, «перечеркивающей» Чехова. Каждому критическому выпаду – а они взяты автором из реальной жизни без указания имен, – Тимофей противопоставляет свой разбор оклеветанного произведения Чехова. По ходу развития сюжета, в кульминационной части романа происходит промежуточное рукоположение (хиротония) Тимофея во диакона. Эта тема представлена параллельно с разбором чеховского рассказа «Архиерей», на фоне жесткой современной нам полемики вокруг него.

Жизнь в романе проживается героем одновременно в нескольких измерениях:
• – пласт повседневной церковной – и не только – реальности, преисполненной драматических коллизий и духовной борьбой обновленцев и традиционалистов и пр.
• – пласт интеллектуальных борений критики и полемики с ней Тимофея,
• – пласт исследования Тимофеем подоплеки критических заблуждений самих этих авторов «от православия», десятилетиями пребывавших в стенах церкви, а духа евангельского так и не постигших, оставшихся на самом деле в фарисейском устроении, с которым всю жизнь и боролся Чехов. Это и объясняет непонимание Чехова современными неофитами.
• – пласт Чеховский: личностный,  биографический – с примерами прежних непониманий и невежества со стороны совершенно деградировавшей духовно современной Чехову критики и даже близкого окружения Антона Павловича. Здесь заново рассматривается проблема его веры-неверия, место в его жизни Сахалина, его отношения с людьми, его значение как театрального драматурга… И его личностная глубокая сокровенность. Благодаря этому пласту перед Тимофеем открывается Чеховская личность тоже по-новому, живо и полно.
• – пласт евангельский, которым Тимофей сверяет и Чехова, и самого себя, и ошибки и заносчивые суждения  церковных критиков, которые именуют себя православными…
• – и еще один, можно сказать фантасмагорический пласт – это попытка показать и сферу благодатной жизни духа Тимофея: неожиданные озарения, перемещения его  сознания во времени, видЕния, тема которых – не часто, корректно и без излишеств – но всё же закономерно представлена в романе, поскольку они являются неотъемлемой составной частью напряженной духовной жизни человека одаренного и верующего, которого Бог не оставляет без Своей помощи и помогает ему в его поиске. Одновременно для читателя приоткрываются врата во святая святых духовного молитвенного мышления…

Завершается роман и его сюжетно-стержневая линия – рукоположением Тимофея во священника, к которому впервые в его жизни подходит на первую исповедь нуждающаяся в его помощи, страждущая душа…

Несмотря на многопластовость и многоплановость, на довольно оригинальную жанровую структуру книги, она читается легко, поскольку повествование зиждется на основе живой жизни, всем понятных и знакомых коллизий человеческих отношений, знакомых ситуаций, из которых герой пытается находить верные по Евангелию выходы, одновременно подкрепляя их «живой кровью» Чеховских текстов. При этом фабула романа довольно динамична. Герой не остается надолго на одном месте: он часто бывает в поездках, мы видим его во время встреч с очень разными людьми, вовлеченным в различные события – от драматических до курьезных; место действия время от времени перемещается в разные города, храмы, монастыри; серьезные диалоги и монологи героев перемежаются юмористически окрашенной речью, после чего следуют новые драматические эпизоды – всё это создает в романе внутреннее движение и напряженность действия и мысли.

Думается, что книга будет представлять немалый интерес для родителей и педагогов разных уровней, включая высшую школу. Это, безусловно, подтверждают публикации глав в Сети – интерес очень большой,  как и у родителей, так и у педагогов и ученых. И, конечно, в среде православных – ведь в книге фоном событий представлена живая современная церковная жизнь, типажи прихожан, священников и пр. Несомненно, интересной книга может стать и широкому читателю, так как в ней все перипетии сюжета  строятся фактически на проживании и осмыслении героями (а значит, и читателями) остро насущной для современного человека нравственной проблематики.