Перевал

Анатолий Емельяшин
                Перевал. Из походного дневника путешествия по Северо-Байкльскому нагорью.

                Фото: вид с перевала

         «Чем привлёк меня этот маршрут? Почему я снова выбрал не сплавную реку, а этот пеше-водный вояж, да ещё с перевалом в горном хребте?»
         Эти мысли мне всё чаще лезут в голову. Особенно, когда уже немеют и спина и поясница и ноги, требуя очередного «перекура».

         Перевал уже где-то рядом: если верить схемкам-крокам, мы идём уже по последней морене, ещё пару км и она упрётся в подножие подступающего слева хребта. А сколько придётся лезть вверх? –  высота подъёма на схеме не обозначена. На обзорной фотокопии полумиллионки перевал находится по высоте в пределах полутора километра.

         Обойдя очередную куртину стланика, выбираю место куда плюхнуться. С таким грузом и место для отдыха не сразу найдёшь: желательно осесть на ступеньку и байду опереть на ступеньку лежащую выше, да и прислонить её к камню, торчащему ещё выше. Иначе из лямок не вылезешь, не уронив груз.
         А как потом его на себя взваливать? Тоже целая наука!
         Встаю, потягиваюсь и ощущаю как тело начинает приобретать чувствительность. Теперь надо хорошенько осмотреться.

         Что ж,  морена уже упёрлась в крутой склон. Впереди, за мореной хорошо видно последнее Кичерское озеро. Значит вышел точно и надо поворачивать влево и начинать подъём.
         Оглянувшись назад замечаю ,что поднялись уже довольно высоко, – мелколесье и даже заросли стланика находятся ниже, на нашем уровне только камень, обросший лишайником.

         Короткий «перекур» закончен. Командую подъём и взваливаю на себя упаковку. Когда она стоит у тебя за спиной, достаточно накинуть на плечи лямки и наклоняясь переместить её тяжесть на спину. Теперь только оторвать задницу от земли, выпрямить ноги и ты готов к движению.

         Первые сотни метров поднимаемся по ложбине водоската. Затем начинается осыпь, а выше –  узкий каменистый кулуар и скалы. Нагромождение скал напоминает лабиринт: иногда выбранный проход заканчивается  тупиком, приходится возвращаться и обходить.
         Здесь уже каждый выбирает путь подъёма индивидуально в зависимости от личного горного опыта и интуиции. В результате через какое-то время друг друга уже не видим, только перекликаемся. Потом и перекличка кончается – все рассыпались среди скал.

         Вот и конец подъёма, впереди в отдалении вижу цепи хребтов, а ниже, в замкнутой котловине расцвеченной мхами и пятнами стланика, лежит озеро Перевальное. К нему надо спуститься и обойти вдоль берега до северной оконечности. Там намечены сбор и ночёвка.
         Дальше, за неширокой перемычкой лежит более крупное озеро, обозначенное на кроках как озеро Мамское. Из него и вытекает река Левая Мама.

         Спуск с перевала оказался несколько проще чем ожидал. Тем более, что путь выбрал не сразу вниз, а по склону обрамляющего озеро хребта, с постепенной потерей высоты.

         На спускающейся к озеру широкой осыпи остановился: пора и собирать группу. Постепенно все подошли, не было только Володи Сосновского.   Попробовали кричать, но сорвавшееся со всех сторон эхо десятки раз повторило наши призывы. В этой разноголосице услышать что-то в ответ было невозможно. Решили устроить "три минуты тишины" - как поётся в песне. Пусть сам выходит на связь.
         Наконец услышали голос Володи, донёсшийся с противоположной стороны озера. Что ж, такое предусматривалось, поэтому и место общего сбора было намечено за озером.

         Вот и место для бивака. Смотрю назад и вижу только обступившие озеро хребты – перевальная седловина затерялась на фоне гор, как будто её и не было. Будто нам приоткрыли дверь в нагорье и тут же её захлопнули.

         На следующий день предстоял 20-ти километровый марш в обход Мамского озера и водопадного каньона. За последним водопадом будем садится на воду.