Вольному - воля

Валерий Мухин Псков
          Загадочная русская душа.
          Как её разгадать и как понять? Как уложить в какой-то правильный размер? Она там не помещается. Как подчинить какому-то правилу или закону?
          Не получается, потому, что душа – сама воля.
          Вольная воля. Вольному – воля!
          Рождённая на русском просторе, на воле русская душа не понятна самому русскому человеку, не то, что какому-то там иностранцу. Что он может знать о ней, когда ты и сам не разберёшь порой, - что ей нужно?
          Вот, казалось бы, сегодня – страшная непогода: и ветер, такой, что сучья ломает на деревьях, и дождь, да вдобавок и темно, и безлюдно…
          Так нет же – душа рвётся наружу, на простор, на этот свистящий ветер, на этот бьющий в лицо колючий дождь… Рвётся и как будто приказывает:
          - Пора идти гулять!
          Тут даже разум бессилен ответить:
          - Зачем? Почему?
          Вот и меня всегда влекло пространство, простор и я не мог не подчиниться. Я чувствовал, что не только я люблю простор, но и он меня любит, и он без меня не может. И поэтому я иду и чаще всего или пою, или сочиняю на ходу. На ходу всегда лучше получается и зимой, и летом.
          Бывало, идёшь зимой от поезда до дачного участка, а это было в период строительства дачи…
          Мороз! Идти около часа по снежной замяти. Ноги, то и дело, соскальзывают с едва видимой, плохо утоптанной, снежной тропины. Выдыхаешь белые хризантемы, так, что уже через пять минут борода, усы, ресницы и брови покрываются белыми кружевами.
          А мысли – чистые. И свежие строчки стихов чётко откладываются в памяти, так, что приходишь и сразу записываешь готовые стихи:

У гибнущей деревни Стараньи,
Где летний город люди строят новый,
Где руки с топором срослись мои –
В лесном краю я ладил сруб сосновый.

          Я заметил, что самые лучшие стихи, мною были написаны на природе, на просторе:

Все слова, что жили, были
В мире Божием добра,
Мне напели и навыли
Наши вьюги и ветра.

И рассказывали сказки
Над равниною летя,
И раздаривали краски –
Щедро, весело, шутя…

          Простор, русский пейзаж - очень о многом может рассказать на простом и понятном родном языке. И, к сожалению, на моём родном Северо-Западе я наблюдаю сейчас драму русского пейзажа с умирающей деревней.
          И так же разум бессилен ответить:
          - Зачем? Почему?
          А, может быть, всё потому, что душа и есть – воля.
          Вольная воля.
          Вольному – воля!

Декабрь 2017

Картина автора.