Рождество это праздник смысла

Рыжов Александр Геннадьевич
В Калифорнии есть так называемый «Мост в никуда». Этот мост проходит над ущельем, его ширина – около 10 м, длина – около 20 м, размеры довольно внушительные. Выполнен он из добротных материалов, находится в весьма живописном месте: там можно сделать хорошие фотографии. Прогулявшись по этому мосту, вы наверняка получите яркие впечатления. Особенность же его заключается в том, что он… никуда не ведет. Этот мост упирается в скалу. Это буквально «Мост в никуда». Я не знаю, для чего он построен, может быть, как достопримечательность, чтобы сделать это место чем-нибудь известным, может, для прогулок…

Многие люди проводят свою жизнь, словно двигаясь по мосту в никуда. Вроде бы, и материалы добротные их окружают, и виды живописные, и впечатления яркие, и фотографий интересных у них много, да беда в том, что они живут «в никуда».

В Авд.1:7 дана такая характеристика Исаву: «нет в нем смысла». Это о человеке, который не живет осмысленной жизнью. Смыслогенез замер.

Современный мир развит технологически, как никогда; у нынешних Исавов есть инструменты, которых не было никогда и ни у кого. Но вопрос: какие цели наши современники достигают с этими инструментами в руках?

Один человек, исследовавший российскую экономику, сказал о ней так: «У российских компаний – великолепные стратегии по достижению никуда не годных целей». Так можно сказать не только о крупных предприятиях, но и об отдельных людях. У японцев есть понятие «икигай» — это то, ради чего вы просыпаетесь по утрам. Проблема многих в том, что они живут без икигай.

Один пастор невольно стал свидетелем разговора двух покупателей в магазинчике. Один из них говорит другому: «Ненавижу Рождество». Из обрывков последующего разговора пастор понял: праздничные песни, сверкающие украшения, прекрасные угощения давно приелись этому человеку. После них у него внутри остается зияющая пустота.

Представляете, такое впечатление у человека именно от этого христианского праздника. При том, что Рождество – это как раз праздник смысла. Иоанн заканчивает богословский рассказ о Рождестве словами «Слово стало плотью и обитало с нами...» (Ин.1:14). Плотью стало Слово, несущее смысл и упорядоченность, исцеляющее разум истиной.

Бог – это не просто еще одно существо в ряду других существ или еще один смысл в ряду других смыслов. Все из Него, Им и к Нему. Это главный Смысл, по форме и размеру точно соответствующий нашей внутренней пустоте. Когда этот Смысл входит в человека, тот получает неизреченный ответ как на вопрос «Куда?», так и на вопрос «Зачем?» И с этим «Зачем?» можно вынести любые «Как?»

Каждому человеку остро нужен смысл. Психолог Виктор Франкл, прошедший фашистский концлагерь, рассказывает, что дольше там выживали те, у кого был смысл жить – написать книгу, увидеть кого-то из родных и т.п. Как только человек терял из виду этот смысл жизни или становился безразличным к нему или утрачивал веру в его достижение – он быстро погибал. Конечно, у всех было желание остаться в живых, увидеть родных, чего-то достигнуть после выхода из концлагеря, но не для всех этот смысл был живой и яркой целью.

Франкл рассказывает, что каждую ночь из бараков выносили мертвых. Но однажды разом умерло особенно много заключенных. И случилось это как раз после Рождества. Почему так? За несколько месяцев до конца года прошел слух, что к Рождеству союзники освободят лагерь. Все воспрянули духом, появился смысл терпеть и ждать. Все с воодушевлением ждали Рождества. Но пришло Рождество, а союзников не было. И в следующие несколько дней умерло очень много евреев. Утратив смысл, они быстро потеряли и жизнь.

Смысл жизни необходим нам и сегодня. Франкл пишет, что его ученица провела исследование и обнаружила, что больше 90% людей с алкогольной зависимостью – это люди, не видящие смысла жизни.

Есть много прекрасных и достойных слов с прекрасными и достойными смыслами, но если мы будем искать самое важное Слово с самым важным Смыслом, мы придем к первой главе Евангелия от Иоанна. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Без этого Слова мы бессловесны, а жизнь бессмысленна.

Так многое мешает сосредоточиться на самом главном и достойном, отвлекает от него…

В последние годы жизни Рихтер из-за болезней часто отменял концерты, но все-таки изредка выступал. Интересно, что во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенное.

Если в нашей жизни самое светлое пятно придется на Иисуса, если при вопросе о смысле жизни мы пусть и не дадим прямого ответа, но первой мыслью обратимся к Нему, рожденному в Вифлееме, то, может быть, у нас будет, что рассказать тому, кто буркнет: «Ненавижу Рождество».

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:4-5).

26.12.2017