Как я стал писать рассказы

Александр Щербаков 5
Если уважаемый читатель думает, что я буду рассказывать, как меня учили писать в начальной школе, он ошибается. Мой рассказ пойдет о том, как меня увлекло творчество,  и я стал писать свои произведения, которые нашли своего читателя. Сейчас на литературном сайте Проза.ру у меня за 10 месяцев появилось почти 10 тысяч читателей.

Никогда не думал, что меня когда-то увлечет это творчество. Хотя за свою жизнь написал немало текстов. Как все школьники и студенты, писал изложения, сочинения, конспекты.  Потом пошли другие тексты – докладов на комсомольских и партийных собраниях, занятиях по политучебе, конспекты выступлений на заседаниях научных обществ, а потом моя жизнь сделала крутой поворот,  и мне пришлось написать немало текстов приказов, решений коллегий и других материалов уже как чиновнику краевого уровня. У меня выработался определенный, во многом казенный стиль изложения материала, или как его называет моя жена, «шершавый язык плаката».  Видимо, внимательный  читатель находит его и в моих нынешних произведениях.

Кроме этого, я по жизни всегда был дотошный человек, да еще обладающий хорошей зрительной памятью и воображением. А так как герои моих произведений обычно существуют в тех местах, где я сам когда-то побывал по жизни, мне  не представляет труда  нарисовать вполне реальную картину этих мест. Кому-то это кажется лишним, уводящим от  сюжета, но моим землякам, которые  являются  основными читателями, это позволяет вернуться в далекое или не очень, но прошлое, и вызывает ностальгию по родным местам, нашей малой родине.  Как я позже прочитал в одном литературном пособии, такая, на первый взгляд, излишняя детализация создает эффект присутствия читателя рядом с героем произведения.

Я окончил среднюю школу в далеком северном поселке в середине 60-х годов, когда развлечений для нашего возраста практически не было. Можно было лишь в свободное время гулять, заниматься спортом и читать.  В сорокаградусный мороз особо не погуляешь, спортом тоже занимались не каждый день, а вот читать можно было сколько угодно.  И к окончанию школы я стал довольно начитанным юношей, об этом свидетельствует, что три сочинения в это время я написал на «отлично» - итоговое за 11 класс, на выпускных экзаменах в школе и во время  вступительных экзаменов в институт. Кстати, я был единственный юноша, который получил «пятерку» на вступительных экзаменах за сочинение в год своего поступления в медицинский институт.

Потом началась учеба в институте, в отрыве от родного дома, и я, как любящий своих родителей юноша, старался писать им подробные письма, которые очень нравились маме. И когда учителя в школе, где она работала, просили рассказать, как идут дела у сына, зачитывала выдержки из моих писем.  После института началась служба в качестве врача на подводной лодке, и я писал письма родителям на пишущей машинке, которая была в нашей кают-компании.  По-прежнему подробные и обстоятельные.

Еще во время службы я пристрастился к чтению мемуаров, в первую очередь военных и политических деятелей.  Это были мемуары иностранцев, к тому времени ни Жуков, ни Василевский и другие советские полководцы не написали своих мемуаров, а воспоминания того же Хрущева и других политических  деятелей выходили очень малым тиражом и были недоступны большинству читателей.  Но позже полки книжных магазинов заполонили всякого рода мемуары, иногда весьма сомнительного качества,  в первую очередь прославляющие мнимые заслуги   мемуариста,  и очень многие мной были прочитаны. Они позволяли узнать что-то новое о той эпохе, в которой жили авторы мемуаров.  Их я предпочитал чтению беллетристики или толстых романов современных писателей. Пожалуй, лишь роман «Вечный зов» Иванова мне очень понравился, и позже я с большим удовольствием смотрел экранизацию этого романа.

В 90-е годы прошлого века и в начале  нынешнего появились мемуары политических деятелей не прошлого, а уже периода, в каком жил  я, и многие фамилии, упоминаемые в этих воспоминаниях, я лично слышал. А кое с кем и сталкивался в жизни.  Прочитав воспоминания моего родственника, известного партийного и государственного деятеля советской эпохи Виктора Степановича Пастернака, я загорелся идеей написать и свои воспоминания для моих потомков. Компьютер у меня был, печатаю я весьма быстро, так что в свободное время стал свои воспоминания переносить на бумагу, вернее, заносить в компьютер.  Делал это неспешно, считая, что впереди у меня много времени.  Но неожиданно  перспективы долгой жизни резко сократились.  Обширный инфаркт миокарда,  образование аневризмы левого желудочка и тромб в полости сердца долгие пять месяцев висели как «дамоклов меч» надо мной.  В любом момент я мог отправиться, как говорится, в мир иной. Предложили рискованную операцию с сомнительным исходом, и поэтому я форсировал написание своих мемуаров.  И к моменту отъезда в Новосибирск на операцию успел не только написать их, но и отпечатать на принтере один экземпляр, который отдал сыну вместе с флешкой со своими воспоминаниями.

Но все обошлось, и я после операции имею хоть и ограниченную, но трудоспособность.  Прочитанные моими детьми воспоминания нашли положительный отклик, и я решился прочитать их своей нынешней жене.  Они ей очень понравились, она посчитала, что могут быть интересны и другим.  Еще до этого у меня началась интенсивная переписка на страницах сайта «Одноклассники» с моими земляками, известным хабаровским поэтом Александром Урванцевым,  и с Татьяной Чеботарь.  Саша Урванцев загорелся издать альманах с воспоминаниями  земляков к 150-летию нашей малой родины – поселков Херпучи и Оглонги,  и попросил написать мои воспоминания об отце, который долгие годы был директором школ в обоих поселках.  Мне показалось это не трудным,  и  в скором времени я этот материал отправил Урванцеву.   Потом новая просьба – найти среди наших земляков желающих еще поделиться своими воспоминаниями.  Я нашел  трех человек, в том числе и Таню Чеботарь, которая была очень начитанной дамой и разбиралась в писательском труде. Потом я написал свое исследование о нашем золотодобывающем районе, составной частью которого был Херпучинский прииск. Этот материал я тоже послал Урванцеву.

Не имея практически никакого опыта написания произведений, я часто советовался в письмах с Урванцевым и Чеботарь, посылал им для просмотра написанное.  Таня показывала мои материалы профессиональному редактору,  и тот нашел, что у меня есть какой-то свой стиль,  и я в принципе могу писать интересные короткие рассказы и новеллы.  Вот тогда я впервые подумал – не попробовать ли писать, тем более что свободного времени у меня достаточно. Меня по жизни окружали интересные люди, произошло много всевозможных событий,  и мне есть что рассказать.  Но требовался какой-то толчок. И его дала мне моя жена Галина, которая зарегистрировала меня на литературном сайте Проза.ру.  Этот сайт оказался очень востребованным, существовал под эгидой Союза писателей России, проводил ежегодные конкурсы по многим номинациям.  Прочитав несколько произведений таких же самоучек, как и я, понял, что могу писать не хуже постоянных авторов на этом сайте.  А читать мои произведения могут все желающие, у кого есть выход в Интернет, в любой точке земного шара. Жена зарегистрировала меня в качестве подарка к 23 февраля 2017 года.  И в этот день я опубликовал свой первый небольшой рассказ «Бизнесмены» об одном эпизоде из моей жизни, переработанный для художественного произведения. После прочтения его моей землячкой Таней Чеботарь, она дала мне несколько полезных советов, чтобы текст лучше читался.

Когда у меня появилось желание написать о моей службе на подводной лодке, я обратился к своей виртуальной подруге из Севастополя, вдове подводника, Галине Муковоз, и она на какое-то время стала моим редактором и корректором, имея опыт корректировки технических текстов.  Галина поддерживала мое  желание писать и советами, и исправлением ошибок и опечаток в текстах, а также писала, что у меня есть способности к этому делу,  ей нравится читать мои произведения, и бросать не стоит.  Так что именно  эти люди и стояли у истоков моей писательской деятельности.


А потом появилось еще два человека, которым я очень благодарен.  Один из них – мой родной дядя, Владимир Степанович Пастернак.  Но он скорее мне не дядя, так как всего на один год старше меня, а настоящий друг по жизни.  И, кстати, прообраз героев многих моих рассказов и новелл. Он, навестив меня в Тюмени после инфаркта миокарда и операции на сердце, увидел моё  подавленное состояние. Будучи человеком мудрым, посоветовал найти дело по душе, чтобы занять себя.  Вначале таким делом стало составление генеалогического древа нашего рода и многочисленных ответвлений его, что  привело к появлению в древе больше тысячи родственников,  из них почти половина с фотографиями.  А не так давно, когда увидел, что я увлекся творчеством, что у меня много читателей, предложил издать в типографии института, где он продолжает трудиться, мою книгу «Повесть о настоящем Учителе». Это история жизни моего отца, настоящего учителя, многолетнего директора школ в Оглонгах, а потом в Херпучах.  И через какое-то время эта книга уже была у меня в руках. Издана она небольшим тиражом, всего 40 экземпляров, и предназначена для чтения  в первую очередь  потомков, ибо рассказывает о трудной жизни ребенка из семьи «спецпереселенцев», ставшего учителем и  воспитателем не только двух своих сыновей, но и многочисленных учеников, занявших достойное место в жизни страны.

А вторым человеком стал мой земляк из района имени Полины Осипенко Сергей Тихонович Гайдин, профессор, доктор исторических наук из Красноярска. Он стал моим виртуальным другом на сайте «Одноклассники» совершенно случайно, но это был «счастливый случай».  Сергей Тихонович давно следил за моим творчеством,  и предложил издать книгу, в которой были бы произведения документально-исторические, а так же воспоминания,  рассказы о жизни в наших родных краях – на нижнем Амуре и в Приамгунье.  И таких произведений в моем творчестве нашлось для полноценной книги почти в  200 страниц. Вначале я сопротивлялся, но Сергей Тихонович был убедителен, и заказ на 150 экземпляров книги был сделан.  На днях я буду держать книгу в своих руках, и потом начну рассылать по многочисленным заявкам. Еще не изданная книга стала популярной у моих земляков, многие из которых  являются читателями моих произведений в Интернете. Но одно дело – прочитать электронную версию книги, когда есть высокоскоростной Интернет и электричество, компьютер, планшет или смартфон, и совсем другое – читать книгу даже при свете свечи или фонарика, как это  бывает в далеких поселках  нашего района даже в ХХI веке.  Заинтересовались этой книгой и школьная, сельские библиотеки моих родных поселков, районная библиотека, редакция районной газеты «Амгуньская правда» района имени Полины Осипенко.

Я далек от мысли, что достиг каких-то вершин в своем творчестве, хотя и номинирован на звание «Писатель года» на литературном сайте Проза.ру.  Я не кончал никаких литературных институтов или филологических факультетов, поэтому и не пишу больших рассказов, в которых требуется соблюдение некоторых канонов.  Чаще всего это миниатюры, новеллы, репортажи о некоторых событиях. Пишу публицистические и исторические материалы, о жизни, медицине,  спорте, о службе на подводной лодке, т.е. о том, с чем по жизни сталкивался или занимался.

Меня греет мысль, что мои произведения читают, и обычно на одном дыхании, как пишут многие мои читатели.  Я стараюсь писать, как дышать, искренне и достоверно, не искажаю той действительности, которая меня окружала.  И у большинства героев моих художественных рассказов есть свои прообразы, поэтому они выглядят не как герои лубочных картинок, а живыми людьми со своим характерами.  Мои произведения  критикуют филологи, потому что они мыслят не как простые люди, и им не понятно, почему нравится то, что нарушает кем-то когда-то установленные каноны, хотя я сам считаю их  весьма надуманными.

Наиболее искренние мнения и отклики я получаю в социальных сетях, в первую очередь на сайте «Одноклассники». Часть из них я опубликовал на странице в литературном сайте под рубриками «Мнения» и «Отклики» на произведения А.Щербакова. Но они продолжают поступать, ведь число моих читателей неуклонно растет.  Вот одно из них. Прислано оно с другой половины земного шара, из США. Автор – хабаровчанка, которую судьба забросила далеко от родины.

«Доброго времени суток, Александр!
Вы,  как врач - писатель,  творец и исцелитель, сделали меня вашей "пациенткой"...ваших замечательных рассказов!
 В свободное время смотрела дурацкие сериалы,  увы,  от которых, кроме расстройства нервной системы, ничего не приобретала. Боже мой, сегодня первый час ночи,  а я не могу оторваться от чтения!
Трудно описать чувство внутреннего состояния, возбужденность жизни с ощущением эйфории пройденного пути вместе.
Дай Бог Вам творить и творить!»

Я ответил своей виртуальной собеседнице, что мне многое не нравится в моих произведениях,  но коль они увидели свет, то пусть остаются.

А на следующий день пришло второе письмо на мою страницу в «Одноклассниках»:
«У нас самое доброе утро, и вам того же.
Вчера пыталась уснуть,  но под впечатлением,  было не так просто.
И, так с улыбкой и счастливыми слезами на глазах,  "отбыла" в ночные грезы.
Вы не совсем правы,  и очень строго судите сами себя. Ведь каждая строчка наполнена неимоверной энергетикой,  как будто она входит,  проникает в каждую твою пору и вносит разнообразный заряд. Трудно описать те чувства,  которые происходят,  читая разнообразные рассказы. Успела побыть "членом " семьи переселенцев и прожить с ними жизнь. А ваш первый рабочий день?  Я,  как дурочка,  была рядом. Вчера было уже поздно,  и я усилием воли сказала себе "Стоп", чтобы в другие дни продолжить наслаждение. Ощущение искрящегося водопада,  ураган,  сбивающий с ног и цветная радуга, то немногое,  что искрится в рассказах,  глубоко проникающих внутрь.»

После прочтения этих строк у любого писателя вырастают  крылья. Значит, он кому-то нужен, его произведения вызывают поток таких эмоций, которые впечатлительная дама выразила в пафосных словах.  Так и у меня появилось  желание еще чем-то порадовать далекую соотечественницу.

Не все послания носят такую эмоциональную окраску. Например, недавно моя землячка из родного поселка прислала письмо такого содержания:
«Здравствуйте, Саша! Я давно хотела почитать ваши произведения, но не было возможности отпечатать. Теперь все наладили, и я стала читать. Прочла почти все. Будто побывала в Херпучах, читать интересно, читается легко. Спасибо, что все это написали.»

Конечно, мой семидесятилетний возраст и ухудшение памяти не позволяют эффективно повышать уровень моих произведений. Но иногда находятся нужные слова и выражения к описанию сюжетов, которыми у меня забита голова.  И тогда появляются произведения, которые вызывают даже слезы у читателей обоих полов, как это было с рассказом «Любовь-трагедия».  Ежедневно на моей странице в литературном сайте бывает от 40 до 60 человек.  Это стимулирует, я  вновь и вновь я сажусь к компьютеру, достаю с чердака своей памяти интересные случи из жизни, которые становятся сюжетами, и начинаю додумывать, чтобы читателю было интересно читать.  Иногда мне подбрасывают сюжеты мои знакомые, друзья.  Даже сны могут стать сюжетом. Нет, не мои, жены. Так родился рассказ «Женские хитрости». Или история жизни нашей общей знакомой легла в основу новеллы «Катюша».  Кое-кто узнает себя  в героях моих рассказов, а кто-то и не читал их никогда.  Так что моими соавторами являются некоторые мои читатели.

Я человек увлекающийся. О некоторых своих увлечениях написал, но там нет упоминания о моем последнем увлечении – писать свои рассказы.  Вполне возможно, что и это увлечение пройдет, как и все предыдущие, но пока мне интересно извлекать из своей памяти интересные моменты в жизни,  воспоминания о своих знакомых и друзьях,  придумывать на их основе новые сюжеты для рассказов.  Начав насколько лет назад от  нечего делать заносить свои впечатления о прочитанных исторических произведениях или личностях  в компьютер,  я не думал, что они когда-нибудь станут произведениями, и увидят  свет. И теперь я живу практически полноценной жизнью, и делаю что-то полезное для хотя бы нескольких людей. В некоторых моих рассказах есть и какая-то мораль, в сочетании с историческими событиями. Как в том же рассказе «Царь-рыба» на фоне истории освоения берегов нижнего Амура в XIX веке главной мыслью является мечта  поймать  самую крупную рыбу, калугу, которая и получила такое название из-за своих огромных размеров и веса. И если ты неустанно идешь к своей мечте, она имеет свойство сбываться. 

Кстати, написать этой рассказ меня сподвигло некоторое внешнее сходство со знаменитым американским писателем Эрнестом Хемингуэем. У того есть рассказ «Старик и море», и у меня появился рассказ «Старик и река», но потом я решил изменить его название на более звучное – «Царь-рыба», скопировав название у Астафьева.  Я в юности прочитал знаменитый роман Задорнова «Амур-батюшка», и в моем рассказе в очень сжатом виде пересказываются реальные исторические события и герои – Невельской, будущий адмирал Макаров.  Об этих людях я прочитал в свое время немало произведений.

Вот так желание оставить для себя выдержки из прочитанных книг, чем-то занять себя, переросло в творческий процесс, и сейчас на моей странице автора «Александр Щербаков 5» на литературном сайте Проза.ру уже почти 190 произведений, на которые написано свыше 150 рецензий. Это стимулирует этот процесс, а это значит – я живу!  Желая всем пенсионерам найти дело по душе и возможностям, и тогда жизнь будет полноценной и  интересной. Чего я всем желаю!