Как я не заболел сахарным дибетом

Леонид Андреев 2
Для меня является большой загадкой то обстоятельство, что врачи как-то очень вяло, можно сказать очень неохотно связывают сахарный диабет с чрезмерным потреблением сахара. То ли из-за того, что такая простая и очевидная корреляция - "сахар/сахарный диабет" - снижает их представление о собственной важности в глазах необременённого медицинскими знаниями пациентского простонародья, то ли им всё это внушают в период учёбы в институте, то ли потому, что оборот сахара в мире составляет сотни миллиардов долларов, то ли потому, что лечение от диабета в мировом масштабе обходится болеющим диабетом примерно в такую же сумму, то ли потому, что эндокринологов в мире зазвелось великое множество и им тоже кушать надо, то ли по какой-то иной причине. Не знаю. Но лично меня не оставляют подозрения в том, что всё это далеко не случайно. Эти подозрения получили своё обоснование в особенности после того, что со мной случилось то, о чём я здесь расскажу.

Эпидемия диабета шествует по миру беспощадным маршем. Диабет уже сейчас поражает почти каждого 11-го человека. По данным на 2014 год около 422 млн взрослых людей по всему миру страдали от диабета, что в четыре раза превышает показатели 1980 года, говорится в опубликованном в 2016 году докладе Всемирной организации здравоохранения. Диабетом страдает 8,5% взрослого населения Земли. 1,5 млн людей умерло от диабета в 2012 году. 43% скончавшихся от диабета людей не дожили до 70 лет. С высоким уровнем сахара в крови связаны около 3,7 млн смертей ежегодно. Резкое увеличение числа больных диабетом по всему миру идет в основном за счет диабета 2-го типа, который связывают с неправильным питанием и образом жизни.

Среднее годовое потребление сахара на человека в Европе в середине XIX века было 2 кг, в 1920-м году - 17 кг, в 2000-е годы - 37 кг. В 2015 году в мире было произведено 167,5 миллионов тонн сахара. Это соответствует в среднем 66 г в день на жителя Земли. Объём производства сахара в некоторых странах, например, в Украине соответствует более 100г в день на человека, включая младенцев. Если учесть, что до сих пор для некоторых людей в бедных странах сахар - редкое лакомство, то трудно не обратить внимание на то, что стабильное производство сахара в таких пугающих объёмах почему-то совершенно не пугает эндокринологов, эпидемиологов, здравоохранителей всех мастей, руководителей государств, наконец. Практически нигде в интернете вы не встретите прямого упоминания о том, что рост числа диабетиков как-то связан с неимоверно высоким уровнем потребления сахара, который каких-то 150 лет тому назад практически никто не потреблял кроме очень богатых. Моя подозрительность прозрачно намекает мне, что нет дыма без огня. Что какая-то непонятная связь между огромным промышленным производством сахара и очень слабым ощущением связи потребления этого продукта с диабетом всё же существует.

В докладе ВОЗ по поводу эпидемии диабета упоминается необходимость контроля за потреблением сахара и жиров, но в очень уж невнятной форме. Эксперты ВОЗ, работавшие над докладом, считают, что для решения проблемы общество в целом должно бросить свои силы на борьбу с диабетом. "Простой выход – это если мы все начнем заниматься физическими упражнениями, есть здоровую пищу и следить за весом. Но это конечно не такой уж и легкий способ решения проблемы", - говорит Этьен Круг. Этот эксперт ВОЗ обращается к представителям пищевой промышленности с тем, чтобы они более ответственно (!) подходили к выпускаемым им продуктам, снижая содержание жиров и сахара (жиров и сахара, хотя жиры в организме человека в основном образуются из избытка глюкозы из сахара, не пошедшей на синтез АТФ из-за нехватки инсулина).

Другим решением, считает Круг, может стать более продуманное городское планирование, благодаря которому у горожан появлялся бы стимул ездить на велосипеде и ходить пешком. Езда на велосипеде безусловно полезна для здоровья, но почему-то никто из государственных деятелей, ответственных за здоровье населения, не требует в жесткой форме ограничить потребления сахара в такой же ультимативной форме, с которой давным давно осуществляется массированное наступление на потребление табака, марихуаны, наркотиков. Всё это сильно смахивает на театр абсурда. Вместо ультимативного требования запретить потребление сахара предлагается больше ездить на велосипеде, чтобы бороться со смертельной угрозой, сязанной с избыточным потреблением сахара

Ниже я попытаюсь на собственном примере доказать, что замалчивание роли неумеренного потребления сахара в возникновении диабета выглядит очень странно и мало понятно. Единственное объяснение, которое мне приходит в голову, это - трогательная забота о функционировании экономик тех 120 стран, в которых активно функционирует сахарная промышленность. Такая забота автоматически ведёт к росту функциональной активности другой крупномасштабной области индустрии - медицинской индустрии. Посудите сами! Есть такой грузинский анекдот. В скорую звонят люди с просьбой срочно приехать, поскольку Шалико нечаянно проглотил штопор. На вопрос, какие первые меры они приняли, звонящие сообщают, что теперь они открывают пробки вилками. В полном соответствии со смыслом этого анекдота в ответ на неуклонный рост числа больных диабетом, руководители медицинской промышленности опустили верхний предел концентрации глюкозы в крови с 120 до 100 мг/л. Этот шаг привёл к резкому увеличению продаж оборудования для определения концентрации глюкозы в крови, к резкому повышению посещаемости врачей и потреблению фармпрепаратов, бОльшая часть которых практически недейственна и в ещё бОльшей степени увеличивает зависимость пациентов от этих недешёвых медикаментов, составляющих пару сотен долларов в месяц.

Подавляющую часть медицинского опыта и знаний я приобрёл, избавляясь от недугов, возникших по причине моей неграмотности, оптимизма и самоуверенности. Я описываю приобретенные "болячки" и способы избавления от них, стараясь строго придерживаться фактов. А интерпретация этих фактов даётся мною сугубо для тех, кому не довелось получить соответствующего образования. Лет 40 тому назад я был по самую макушку погружен в исследование механизмов, объясняющих происхождение жизни на Земле. Я воодушевлённо парил в безвоздушом пространстве космоса, изредка спускаясь на Землю для того, чтобы заварить очередную порцию чая. У меня был способ доставать лучшие сорта индийского чая, предназначенные для больших людей у советской власти. Такой чай хотелось пить, не переставая. Просиживая рабочие часы за кухонным столом и лишь изредка посещая институт, где я работал, я в эти дни заваривал в чайнике этот невероятно душистый чай, наливал его в чашку объёмом в три четверти литра, добавлял туда пол лимона и шесть кусков рафинада и в рабочей задумчивости опорожнял чашку, немедленно повторяя процесс заварки после опорожнения чашки. Т.е. можно сказать, что в течение всего времени бодрствования я непрерывно пил чай с сахаром. И допился...

Дело в том, что спустя некоторое время я начал катастрофически худеть при том, что никогда не мог похвастаться даже следами жировых накоплений (http://proza.ru/2010/11/15/295). Появилась доселе незнакомые мне слабость, потливость, сухость во рту. Мне было тошно смотреть на себя в зеркало, а по глазам моих друзей я чувствовал, что они уже начали со мной прощаться и сочиняют тезисы некролога по поводу безвременной кончины меня. В то время я не очень разбирался в том, в чём я сейчас намного лучше разбираюсь. Но у меня по мере ухудшения моего здоровья зародилась мысль о том, что всё это от сахара. Что такое диабет, я в общих чертах себе представлял. У моей мамы было 4 брата. Она и один её брат резко по габитусу отличались от трёх других братьев. Она и брат, на которого она была похожа, умерли от агрессивной формы диабета. У трёх остальных ничего похожего на диабет не было. Я сильно похож на маму. Я хорошо помню, что незадолго до того, как моя мама заболела тяжёлой формой диабета и у неё случилась гипогликемическая кома, она некоторое время ела сахар столовыми ложками. Придя вечером с работы, она первым делом запускала ложку в сахарницу и съедала сахар, даже не запивая его водой. Что было причиной моей и маминой неумеренной тяги к потреблению сахара - другой вопрос. Но, к сожалению, никто не способен был тогда посоветовать моей маме не прикасаться к сахару. Но всё это было поводом задуматься и строить аналогии.

Ниже я приведу некоторый минимум информации о причинах возникновения диабета, но здесь, чтобы не прерывать повествование, расскажу вкратце о гиперинсулинизме, насчёт которого у меня сразу же возникли подозрения. Между дольками поджелудочной железы человека вкраплены многочисленные группы клеток, не имеющие выводных протоков, т. н. островки Лангенганса. Островковые клетки выделяют непосредственно в кровоток два типа гормонов - глюкагон и инсулин, которые регулируют метаболизм углеводов. Эти гормоны обладают противоположным действием: глюкагон повышает, а инсулин понижает уровень глюкозы в крови. Именно благодаря инсулину глюкоза проникает в клетки, в которых подвергается переработке в АТФ - источник энергии для всех процессов обмена веществ. Инсулин помогает глукозе проникнуть в клетки, где она фосфорилируется и после этого из клеток выдти не может. Поджелудочная железа производит тем больше инсулина, чем выше уровень глюкозы в крови. Но если издеваться над поджелудочной железой так, как я это делал, непрерывно опорожняя кружки чая с шестью кусками рафинада, то происходит падение активности островков Лангенганса, а при недостаточности инсулина наступает сахарный диабет I-го типа. Гиперинсулинизм - это клинический синдром, характеризующийся резким повышением уровня инсулина и снижением сахара в крови. Гипогликемия приводит к слабости, головокружению, повышению аппетита, тремору, психомоторному возбуждению. При отсутствии своевременного лечения развивается гипогликемическая кома.

Я не буду здесь перечислять десяток причин, ведущих к гиперинсулинизму. В моём конкретном случае дело было в причине искусственной - в моей неумеренности. Постоянное потребление сахара приводило к очень активному выбросу инсулина, который давал возможность утилизировть глюкозу крови, и после того, как я переставал непрерывно потреблять сахар, концентрация инсулина не падала, что приводило к гипогликемии, к снижению содержания глюкозы в крови ниже критического, к активной переработке в глюкозу жиров и аминокислот (глюконеогенез). В подобных ситуациях начинают образовываться т.н. кетоновые тела, которые оказывают токсическое действие на организм. Показателем этого процесса является появление ацетона в моче. Итак, почувствовав, что дела мои очень плохи и я невероятно похудел, я отправился в городскую больницу с просьбой определить у меня ацетон в моче. Два раза у меня ничего не нашли. Пришлось дело взять в свои руки и рассчитать правильную сахарную нагрузку и правильное время анализа мочи. Ацетон нашли. Это было подтверждением причины моего похудания (образование кетоновых тел при биосинтезе глюкозы из жиров). В тот же день мы с женой пришли к решению навсегда покончить с потреблением сахара в нашем доме. Через достатчно короткое время я порозовел, поздоровел, пропали все признаки умирания, я снова ожил.

Я  курил с 15 лет в течение 57 лет. За 57 лет я не покурил однажды всего пол дня. Курил я по две пачки сигарет в день. Начинал с "Памира", "Авроры", "Казбека", болгарских сигарет. Последние 15 лет курил ежедневно по пачке Мальборо и пачке Кэмэла, кроме того курил трубку и несколько сигар в день. Бросил я курить двенадцать лет тому назад в одно прекрасное утро. Бросил не потому, что курение плохо влияло на моё самочувствие. Просто в один прекрасный день до меня дошло, что я стал рабом курения, что сидя в театре на опере Моцарта, я никак не могу дождаться антракта, чтобы покурить. Бросил я курить без каких-либо вспомогательных средств, бросил сразу. Не могу сказать, что это было очень уж просто терпеть, но мучился я терпимо. После этого не закурил ни разу в течение 10 лет. Недавно, переезжая в новый дом, обнаружил сотню сигар в сигарном ящике. За месяц с лишним их выкурил и два года не курю. Но вот когда я бросил потреблять сахар, то испытывал невероятные муки абстиненции. Меня ломало и крутило на все 360 градусов. Я чувствовал себя наркоманом, у которого нет денег на очередную "дозу". Ни до, ни после этого случая ничего подобного я никогда не испытывал. Бросание курить выглядело детским лепетом по сравнению с бросанием потреблять сахар. Я мог некоторое время выдерживать муки воздержания от потребления сахара за счёт того, что разрешал себе одну шоколадную конфетку в день.

В нашем доме все четыре десятилетия сахар не потребляется. За это время никаких опухолей у меня не обнаружено. Никаких страшных заболеваний, ведущих к гиперинсулинизму и другим сахародиабетным патологиям не обнаружено. Здоров я как бык, чего и всем своим читателям желаю. Причина моего умирания была единственная - САХАР. Сегодня я смотрю на сахар с откровенным отвращением.