Спектакль "Дуэль", поставленный на малой сцене МХТ им. Чехова режиссером Антоном Яковлевым по одноименному произведению А.П. Чехова, сделан современно, ярко, с бережным отношением к первоисточнику. При этом - сценическое воплощение повести наполнено новым, неповторимо пронзительным звучанием.
Режиссер очень точно нащупал пульсирующий нерв чеховской драмы. Смотрится постановка на одном дыхании, захватывает с самого начала, волнует и не отпускает.
Хочется отметить выразительную и емкую сценографию спектакля, где буквально каждая деталь продумана и несет конкретный смысл. Удачно и оригинально решено музыкальное сопровождение сценического действия.
Данная театральная работа - это, прежде всего, размышление об извечных вопросах бытия, в том числе, о смысле человеческой жизни. Глубокий анализ того, как в критические моменты в опустошенной душе слабого и потерянного человека зарождается прочный нравственный стержень.
Антону Яковлеву в своей постановке удалось добиться потрясающей сценической гармонии и убедительной правды характеров. Он сумел воссоздать тревожное ощущение нарастающего скрытого конфликта.
Все персонажи спектакля не являются положительными героями в традиционном понимании. У каждого своя жизнь, своя правда. По воле рокового случая соприкоснулись две полярные, антагонистические личности - Лаевский и Фон Корен.
Первый из них предельно эгоистичен, его бессмысленное и ущербное существование лишено реальной цели. Он находится в беспросветном духовном тупике, из которого не может выбраться - грешная душа давно потеряла точку опоры.
Фон Корен - настоящий фанат своего дела, смыслом жизни которого является работа до седьмого пота и усовершенствование своих профессиональных качеств. Материалист и рационалист, он непримирим и категоричен, отрицает веру и духовность.
Несчастная, недалекая, запутавшаяся в страстях Надежда Федоровна в своем бездумном существовании - во многом под стать Лаевскому ( филигранная работа Натальи Рогожкиной ).
Есть в спектакле два особых персонажа ( дьяк Победов и фельдшер Самойленко ), живущие в полной гармонии с окружающим миром и в ладу с собой.
Особенно колоритен Самойленко в блестящем исполнении Дмитрия Назарова. Его герой не вкалывает до седьмого пота, как Фон Корен, никому не завидует и никого не осуждает, живет легко и счастливо, искренне неся всем друзьям добро и радость. Он и дьяк убежденно считают, что на все есть промысел Божий. Прямолинейный Фон Корен яростно осуждает этот постулат, но не более того.
А вот Лаевский раздражает Корена до ненависти - его бессердечие и нетерпимость граничат с рационалистичной жестокостью ( " таких, как Лаевский, надо уничтожать, как вредных насекомых " ). Дмитрий Миллер изображает своего персонажа достаточно неприятной личностью, порою даже - антипатичной.
Люди, подобные главному герою, заслуживают не физического истребления, а сочувствия и жалости. Лаевский мучается, мечется, поступки его спонтанны и чрезмерно эмоциональны, а иногда - истеричны и отвратительны. Его деяниями руководит разрушительное " второе я " , поселившееся в опустошенной, грешной душе. Оно, словно бес, постоянно искушает его, заставляя страдать, толкает в пропасть, к самоубийству. Лаевский не в состоянии справиться с собой. Программа его самоуничтожения включена, " обратный отсчет " времени запущен.
Но Чехов дает своему герою ключ к спасению.
Многие считают " Дуэль " единственным христианским произведением Чехова, где отчетливо звучит заповедь милосердия и любви к ближнему. На дуэли никто не погиб, Фон Корен и Лаевский остались живы. Но состоявшаяся реальная дуэль - лишь отправная точка для последующей духовной трансформации героев.
В их мировоззрении наступил тот самый переломный момент, когда рушатся привычные стереотипы, и люди изменяют свои взгляды. Проявлением зарождающейся духовной гармонии являются истинное милосердие, бескорыстие, терпимость и умение прощать.
Путь к духовному преображению лежит через познание собственной души, глубокое осмысление понятий добра и зла и искреннее покаяние. Самое трудное на этом пути - преодоление себя, победа над собой. Иначе говоря - ДУЭЛЬ С САМИМ СОБОЙ.
Лаевский медленно, но верно движется в данном направлении. В заключительных сценах это уже совсем другой человек, душа которого постепенно обретает точку опоры и покой, в жизни появляется смысл, возникает желание работать, а в поведении ощущаются уверенность и убежденность. Александр Усов сыграл своего героя самозабвенно, достоверно, с внутренней болью и испепеляющей самоотдачей.
В ожесточенной и непробиваемой душе Фон Корена тоже что-то круто изменилось. Исчезла прежняя непримиримость и бескомпромиссность, он стал мягче и даже добрее.
Очень сильно поставлена и сыграна финальная сцена прощания двух недавних врагов. После чего Лаевский остается на берегу, а Фон Корен уплывает на лодке в бескрайнюю морскую даль. У каждого свой путь. Но они уже не враги - сумели простить друг друга, не осуждая и не держа "камня за пазухой".
Чтобы быть милосерднее к ближнему, надо попытаться до конца понять его. И самого себя тоже.
В пронзительно волнующем финале спектакля почему-то очень захотелось, чтобы эти двое в будущем обязательно встретились, Режиссер дарит зрителям такую надежду.