Двенадцать девушек и один мужчина

Александр Щербаков 5
Зимой 1963 года к нам в поселок привезли очередную партию кинофильмов.  Обычно их было 5-6, потому что  зимой погода неустойчивая, и самолеты летают не всегда. А другого вида транспорта  зимой в наш северный поселок в те годы не существовало.  Я уже в это время учился в старших классах школы,  и нам было разрешено посещать вечерний семичасовой сеанс.  Увидев на афише название кинофильма «Двенадцать девушек и один мужчина»,  я не предполагал, что просмотр этой картины приведет к изменениям в моей личной жизни.

Заранее купив билет на свое излюбленное место в последнем ряду напротив центрального прохода между рядами, я шел по расчищенной улице Клубной к нашему клубу имени Жданова. Зимой бульдозеры расчищали только проезжую часть улиц, насыпая высокие брустверы по бокам. А уже жильцы сами прокапывали тропинки к подъездам домой. Зимы в те годы были очень снежные,  но нас, жителей Херпучей, радовало, что ветра были очень редко.  Наш поселок располагался в котловине между горами, и они защищали его от ветров. А вот в соседнем поселке Оглонги, расположенном на берегах реки Амгуни, ветра бывали намного чаще, дуя вдоль русла реки.

В клубе, как всегда, было оживленно. Кто-то играл в шашки или шахматы друг с другом, за длинным столом разыгрывали сразу две партии в домино. На стульях вдоль стен сидели бабули и обсуждали последние поселковые новости.  В те годы никто не спрашивал входной билет при входе в зрительный зал. На двери висел ящик, куда сознательные зрители отрывали талон от билета. А такие несознательные, как я,  с билетом в кармане проходили,  и садились на свои места. Никто никогда не подсчитывал количество оторванных талонов, так зачем отрывать. Все равно второй раз по этому билету в кино ты не пойдешь. На обороте есть начало сеанса.  Да таких пройдох в нашем поселке и не наблюдалось. 20 копеек стоит билет в кино, и не найти таких денег взрослому человеку – позор. А вот детский билет на дневные сеансы стоил 5 копеек.

Перед началом фильма показывали киножурнал. Обычно это были или «Новости дня», или киножурнал «Советский спорт».  Мне, конечно, больше нравилось смотреть про новости спорта. Телевидения в нашем поселке не было,  а где можно было увидеть звезд советского спорта и наших кумиров. После короткого перерыва, буквально на 1-2 минуты, когда включался свет и все опоздавшие к начале занимали свои места, свет снова гасили и начинался кинофильм.  Меня сразу поразила красивая музыка и высокие горы, на фото  которых появились титры актеров, играющих главные роли. Прочитав фамилию Тони Зайлер, я вспомнил, где читал об этом фильме.  Не в журнале «Советский экран», который давно выписывала моя мама,  а в журнале «Физкультура и спорт» было написано, что выдающийся австрийский горнолыжник, трехкратный олимпийский чемпион Тони Зайлер сыграл главную роль в фильме,  и все зрители увидели, какой это выдающийся спортсмен.  Больше я не отрывал глаз от экрана.

А там разворачивались удивительные события. Инструктор по горнолыжному спорту, которого играл Зайлер, обучает группу девушек в количестве 12 человек, как правильно кататься на горных лыжах.  Это обучение происходит высокого в горах, в австрийских Альпах, на фоне голубого неба красивые заснеженные вершины, не менее красивые девушки в спортивных костюмах, которые для нас были недоступны.  И когда позже в это обучение вмешиваются контрабандисты, которых Зайлер был вынужден преследовать, начинаются головокружительные спуски с почти вертикальных склонов, среди камней и деревьев, на огромной скорости.  Я был восхищен таким катанием с гор австрийского горнолыжника.

Возвращаясь домой, я мечтал когда-нибудь тоже скатиться с горы в настоящей горнолыжной экипировке, на горных лыжах, у которых металлическая окантовка, позволяющая закладывать виражи на укатанных склонах.  Но пока решил осваивать технику поворотов на обычных беговых лыжах, на которых все в наши годы начинали. У меня на лыжах были жесткие крепления, в которые вставлялись специальные канты лыжных ботинок и крепились специальными скобками. К этому времени у меня уже было французское пособие, полученное через «Книга-почтой», написанное группой авторов, среди которых был олимпийский чемпион 1960 года Вюарне.  Читая пособие перед выходом на гору, я представлял алгоритм действий лыжника перед выполнением виража – на какую, наружную или внутреннюю лыжу опираться, разгружая другую ногу, и другие специальные действия. Через некоторое время я уже мог на небольшой скорости и на рыхлом снегу успешно выполнять виражи. 

К этому времени я уже знал, что таких универсальных горнолыжников, как Зайлер, очень мало. Некоторые сильны в скоростном спуске, где высока скорость и мало виражей. А кто-то лучше себя чувствует себя на трассе специального слалома, где на не очень высокой скорости надо объезжать большое количество поставленных не очень далеко друг от друга палок с флагами.  Но пока я делал только первые шаги на склонах и такие тонкости для меня были «тайной за семью замками».  Светлое время суток увеличивалось, и мне все дольше и дольше удавалось кататься на лыжах с горы.  Вначале этой горой была знаменитая Каланча, расположенная в центре поселка, до подножия которой мне надо было пройти всего-то сто метров. Правда, потом надо было еще елочкой забраться на вершину и начать спуск.  По вечерам, когда на гору приходила масса малышни кататься на санках,  спуск на лыжах представлял опасность и для лыжника, и для саночника.  Поэтому я катался чаще в дневные часы.  Но виражи на Каланче было невозможно делать, и поэтому я выбрал для этого другую гору – Дубовку, которая являлась одной из вершин хребта, разделяющего наш поселок на две части.  И там я накатал трассу между несколькими деверьями, которая позволяла выполнять виражу. Конец этой трассы выходил на территорию вокруг клуба, причем один вираж надо было выполнять буквально у забора.  Вначале не  очень быстро, но потом все быстрее и быстрее, я стал спускаться с Дубовки к клубу. Некоторые ребята пытались повторить мой спуск, но кто-то падал в середине спуска, а кто-то врезался и в забор.  А мне такие тренировки помогли немного освоить технику горнолыжных спусков.

Две зимы я катался с гор в нашем поселке. Потом стал студентом и прекратил подобные тренировки. Хотя однажды зимой с моим дядькой, всего на год старше меня, мы пошли кататься на лыжах с гор на Ильинке. Там была оборудована неплохая трасса, куда во выходным приезжала масса народа на поезде «Снежинка».  Но мы катались в будний день, там как  мои дедушка с бабушкой жили недалеко от Ильинки.  И я совсем неплохо освоил спуски с довольно крутого склона горы. Причем катался с одной палкой, потому что на другой руке у меня был гипс, наложенный в связи с переломом одной из костей левой кисти.

Мест для занятий горнолыжным спортом в Хабаровске не было, поэтому все желающие старались ездить в район Облучья, где  были оборудованы неплохие трассы и даже примитивные подъемники.  Но потом трассы с подъемниками появились и недалеко под Хабаровском, на Хехцире,  не доезжая до поселка Корфовский. Была организована детско-юношеская спортивная школа, закуплено горнолыжное снаряжение – комбинезоны и ботинки с лыжами.  И мне, как врачу-травматологу, пришлось принимать немало травмированных мальчишек, который попутным транспортом привозили в травмпункт 11-й больницы.  Именно тогда я увидел самые серьезные травмы – перелом обеих костей голени в с/3, выше высокого горнолыжного ботинка.  Такие больные обычно не лечатся в травмпункте,  это считалась тяжелой травмой, которая в начальный период лечилась с травматологическом стационаре.

Прошло много лет.  В ноябре 1990 года я в составе делегации Хабаровского края ездил на Аляску, в город Анкоридж.  Нашу делегацию медиков поселил у себя в коттедже за городом  частно-практикующий врач-окулист. Недалеко от этого коттеджа было несколько трасс с подъемниками, которые могли функционировать круглые сутки. Трассы регулярно укатывались специальными машинами-ретраками,  напоминающими мини-трактор с широченными гусеницами.  Этим гусеницами выпавший снег укатывался и горнолыжники могли без проблем спускаться по склону. А поднимал их на вершину горы подъемник, представляющий из себя непрерывную  ленту с лямками, за которые хватался лыжник,  и его, стоящего на лыжах,  поднимал наверх этот транспортер. Но мы были на этом склоне уже довольно поздно, и покататься мне не было возможности.

Но вот несколькими днями позже во время экскурсии по окрестностям Анкориджа мне удалось спуститься с горы в полной горнолыжной экипировке – в комбинезоне,  га горных лыжах с ботинками. Я пожертвовал своим обедом, чтобы наконец осуществить свою детскую мечту – прокатиться с горы, почти как знаменитый Тони Зайлер из кинофильма «Двенадцать девушек и один мужчина».  Для этого потребовалось почти 30 лет. 

В последние годы горнолыжный спорт получил огромную популярность.  Увеличилось количество дисциплин, в которых участвуют спортсмены. Ранее были скоростной спуск, слалом и слалом-гигант. Теперь появился  супер-гигант и параллельный слалом. Особенно интересно смотреть параллельный слалом, при котором два горнолыжника объезжают древки с флажками одновременно по двум параллельным трассам. А потом меняются трассами и снова спускаются.   У кого  лучшее время за две попытки, тот и победил.  Увеличилось и количество соревнований. Раньше было 4-5 официальных соревнований в год, и теперь их число увеличилось до 20, и они проводятся во многих странах.  Наиболее популярны горные лыжи в Австрии, Италии, Франции, Швейцарии, США и Швеции.  Т.е. это те страны, где есть высокие горы типа Альп в Европе. Вот по ним и гастролирует «горнолыжный цирк» в течение всего зимнего сезона, собирая огромное количество зрителей.

Но не только на двух лыжах стали с гор спускаться спортсмены. Появилась одна широкая лыжа – скейт, и стали проводиться соревнования по скейтборду с большим количеством виражей, прыжков.  Появился и такой вид спорта, как фристайл, т.е. фигурное катание на горном склоне на лыжах.  Одним из разновидностей фристайла является могул, т.е. спуск на лыжах по многочисленным буграм.  Все эти соревнования собирают огромное количество зрителей,  и популярность этих видов спорта растет с каждым днем. Все эти виды включены в программу зимних Олимпийских игр.  Они  привлекают и молодежь, которая становится на лыжи и скейт. Строятся новые трассы с подъемниками, целые горнолыжные курорты появились на карте многих стран. Одним из таких является  знаменитый французский  Куршавель в Альпах,  который из небольшой деревушки превратился в модный горнолыжный курорт. Таким же курортом стала и наша Красная Поляна около Сочи, где проводились горнолыжные соревнования во время Сочинской Олимпиады.  Что может быть лучше спуска на лыжах с горы в хорошую солнечную и безветренную погоду, на свежем воздухе? Разве только еще один спуск.  На лыжи, друзья! За здоровьем и хорошим настроением! Даже в тропических странах, в том же Дубае, есть огромные помещения с искусственным снегом,  выдается на прокат горнолыжное снаряжение,  и люди круглый гор могут кататься с таких искусственных гор.