47. Локус контроля

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    После того, как мы определились с принципами «индивидуации» оперативного аппарата подростка, найти подход к его восприятию не составляет особого труда. Если деятельность под руководством Первой сигнальной («персоны») направлена на сферу практических интересов («сферу гомеостаза»), то она и воспринимает сигналы из этой сферы. Напротив, Вторая сигнальная («личность») воспринимает информацию из-за ее пределов, обрабатывает и отправляет обратно в «зону хаоса».

    Свою задачу автор видит в том, чтобы раскрыть феноменологию (явные проявления) этой альтернативы, впервые отмеченной Дж. Роттером, который условно разделил людей на «интерналов», действующих по собственной инициативе, из «внутренних побуждений» – и «экстерналов», которые руководствуются ситуативными обстоятельствами.
    «Внутренние побуждения». Не следует измышлять избыточных сущностей вроде «внешних детерминант» или «гормических инстинктов». На самом деле, нет никаких причин не соглашаться с Б.Ф. Скиннером, считавшим, что мотивация поведения всегда внешняя. Другое дело, что Скиннер совсем не учитывал способность человеческого ума «тормозить» (по Фройду) – т.е. задерживать или блокировать информацию, поступившую извне. Реакция на сигнал «окружающей среды» может быть отложена – именно это позволяет человеку мыслящему строить долговременные планы и преследовать далеко идущие цели. Этим он и отличается от подопытных кроликов и обезьян. Именно задержанная в Буфере Обмена информация (не обязательно из «зоны хаоса», но как правило) и создает всю феноменологию «внутренних побуждений» – так ее действие наблюдается со стороны. В Первом (0-6 лет) Возрасте вся информация из-за пределов «сферы гомеостаза» яв-ляется проблемной и блокируется в личном бессознательном. Во Втором (7-13 лет) «эмоциональные проблемы» выходят на сознательный, а в Третьем (14-20 лет) – на оперативный уровень.
    Нас побуждает к действию вся внешняя информация – да не всякая способна побудить к немедленному действию. Все зависит от структуры внимания, – то есть, сознательного мышления. Собственно говоря, речь идет о внушении – в самом широком смысле этого слова, который В. Леви обозначил так: «Все происходящее внушает нам себя». И здесь самое время оговориться, что «внушаемость» не означает «подчинение». Для полной психологической зависимости от внешней среды человек должен обладать конформными свойствами не только на уровне восприятия («экстернальностью»), но и на сознательном уровне (ассоциативным мышлением), и на оперативном (потребительскими целевыми установками). «Конформная» Первая сигнальная доминирует на всех уровнях лишь у 40% населения (ну,плюс-минус). Это не так много, если бы не формы ограниченной зависимости.

    Эта избирательность внимания создает феномен «авторитета», который восходит к рефлексиям младенчества. И в течение всего Первого (0-6 лет) Возраста источником инициативы для ребенка являются «прототипы Дао» – взрослые из ближайшего окружения – его первые авторитеты, действующие в сотрудничестве с аппаратом Дао. Напомню, что инициатива взрослых просто не замечается дошкольником (избирательность внимания!), если не проходят цензуру Дао.
    Клин в это сотрудничество вбивается «кризисом семи лет», когда обособившееся сознание («Я») вступает в конфликт с чувствами. С определенной точки зрения, «кризис Игры» – именно как кризис – состоит в том, что восприятие мешает сознательной деятельности, а деятельность сознательному восприятию. И может быть, «момент воли» наступает как реакция на яростный крик взрослого: «Ты слышишь, что я тебе говорю?!» Уже слышит. Он как будто проснулся.
     «Рефлексия воли» позволяет маленькому человеку не только ощутить свое Я (сознание), но и осознать свои чувства. Образно говоря, Я и Дао «увидели» друг друга (как через семь лет «увидят» друг друга компоненты Монады).
    С этой точки зрения, «кризис семи лет» следует понимать как кризис отождествления: он завершается отчуждением от внешнего источника инициативы. Ребенок перестает отождествлять себя с «прототипами Дао» – зато обретает способность видеть себя со стороны, а других – изнутри. («Искусство быть Другим».) Он осознает свои желания, начинает «вести себя» как источник инициативы, отделяя ее от инициативы извне. «Рефлексия децентрации», которая регулирует эти способности, разделяет в Буфере Обмена побуждающую информацию на потоки Первой и Второй сигнальных. Так субъективно локализуются два верховных «авторитета» человека: центр его внимания в окружающей среде – и его личное бессознательное. Два «локуса контроля» над поведением.

    Справедливости ради надо сказать, что Дж. Роттер, который ввел это понятие, считал его фиктивным, воображаемым – в том смысле, что «экстерналы» объясняют свои неудачи объективными обстоятельствами, а «интерналы» – свои успехи – исключительно внутренними достоинствами. Но, как правильно заметил Т. Уилсон, пока одна структура (сигнальная система) объясняет поведение теми или иными мотивами, другая система ими руководствуется, формируя это поведение.
    Мы не всегда осознаем свои побуждения и, особенно, мотивы. Но ощущаем мы их всегда. Как уже было сказано, понятие «побуждения» – это синоним «категорического диссонанса»; теперь можно добавить, что «внешние побуждения» – не что иное как «актуальный диссонанс», а «внутренние» (как оказывается, еще более внешние) – «диссонанс восприятия». Благодаря «рефлексии децентрации», человек отличает эти два вида дискомфорта очень четко. (Собственно, так и образуется структура наших чувств.) Так что они всё правильно объясняют, эти люди, они так чувствуют.
    С Роттером можно согласиться лишь в том смысле, что локус контроля – дело субъективное; но зависит он не от фантазии или воображения, а от нашего внимания. Человек управляет своим поведением не только на сознательном и оперативном уровне, но и на уровне восприятия. Это наш ментальный выбор – на чем сосредоточить внимание… Да и то не всегда. Порой и среда диктует, не оставляя выбора. Именно это обстоятельство регулируется «условием мотивации», которое снимает конфликт идентичности на уровне восприятия:

    С. При подавляющем влиянии «актуального диссонанса» человек руководствуется внешними обстоятельства (и доминирует Первая сигнальная), а в условиях «диссонанса восприятия» – внутренними побуждениями (и доминирует Вторая).