Легенда о Тунисском Вине

Николай Сологубовский
   Легенда о тунисском  вине

Жила-была три тысячи лет назад страна Финикия. И ее столицей был город Тир.  У ее жителей было много богов и богинь.  Как и у древних греков и римлян.  Самым главным богом был  для всех Зевс, он же Юпитер. Потомком Кадма был бог Дионис, сын Семелы, дочери Кадма, которую полюбил верховный бог Зевс, в результате чего Дионис и появился на свет. Финикийцы считали его тем же богом, что их Шадрапа, бог-целитель.  К чему я это рассказываю?
А вот к чему…
…Было время, когда жители Тира совсем не знали вина. В это время около города жил один очень гостеприимный пастух. Однажды к его хижине подошел юноша и попросил приюта. Пастух с радостью согласился пустить его к себе. Когда они вошли в хижину, пастух сразу же пригласил гостя за стол. Угощение его было нехитрое,   простой хлеб да оливковое масло, в которое макали хлеб, а запить его можно было водой.
Юноша с удовольствием поел хлеб и осушил чашу воды. А потом в благодарность за гостеприимство предложил хозяину свое угощение. Из принесенного им меха он налил в чашу красивый напиток цвета пурпура и с улыбкой предложил пастуху выпить его. Пастух с благодарностью взял чашу и стал пить. Когда же он осушил чашу, то пришел в неописуемый восторг.
А когда немного успокоился  и  протрезвел, то спросил юношу, откуда у него эта пурпурная жидкость, почему она цвета крови и почему, в отличие от воды, дает такое наслаждение пьющему — ведь эта жидкость услаждает не только вкус, но и обоняние, а, будучи холодной, согревает желудок.
 И юноша ответил, что это — кровь винограда.
Около хижины пастуха рос дикий виноград. Юноша подошел к лозе, сорвал виноградную гроздь и сжал ее в своем кулаке. Из нее потек сок, подобный той пурпурной жидкости, которой он угостил пастуха. Указав на лозу, юноша сказал, что отсюда проистекает эта божественная влага — виноградное вино.
И был этот юноша богом, которого греки зовут Дионисом, а финикийцы — Шадрапой.
Так люди научились изготавливать вино. Из Тира искусство виноделия распространилось на другие города и страны.  Более того,  именно из Тира уплыла в вечное плавание царица Элисса, основавшая великий город Карфаген, земли которого   стали  потом замечательной страной Африка, а затем   Ифрикией и наконец-то Тунисом. 
В Тире в честь этого события ежегодно справляется великолепный праздник, во время которого люди пьют много вина, а оно, в свою очередь, питает любовное чувство. А любовное чувство перерастает в Любовь, в результате которой рождается много  Семел и Дионисов.
Так и вошло в языки многих народов финикийское слово вино. И именно финикияне распространили виноградную лозу по всему Средиземноморью. А одним из древних агрономов, трудами которых можно пользоваться и сегодня, стал карфагенянин Магон. Он же вывел виноградную лозу, которая до сих пор носит его имя и из этого винограда  делается тунисское  красное вино Магон.
А у великого сына Карфагена,  полководца Ганнибала было волшебное  вино с удивительные эффектом опьянения, секрет которого не разгадан до сих пор.  Хотя…
По одной из легенд, карфагеняне  ставили агрономические опыты не только на винограде, но и на других  растениях, деревьях и кустарниках, в результате чего они получали живительную прозрачную влагу, которую называли… «Вода жизни». Такую надпись на французском языке  «EAU DE VIE» можно  встретить на бутылках   пшеничной водки, которую  творят, священнодействуя,  тунисские виноделы. А какие названия они  дают своему напитку?
 «Наташа», «Евгения», «Елена»… Ну как тут не порадовать свою даму?
По другой легенде, уникальную тунисскую водку из инжира, которая называется «Буха», сотворил  заезжий русский купец Мыкола Перебий-Нис, доставивший в Тунис партию гвоздей и, не смейтесь, спичек. Он  с  болью в сердце увидел, как погибают «от перепроизводства» тунисские фиги, самый вкусный инжир  в мире,  и сразу смастерил  незатейливый, незнакомый для арабов, но известный каждому русскому казаку аппарат, причем  из подручного сырья – кускусятницы, этакой  двойной кастрюли для приготовления любимого блюда тунисцев, кускуса! Купец не только утолил свою жажду после долгого путешествия за три моря, не только  напоил своих местных  покупателей гвоздей  и спичек до самого блаженного состояния!   Угостив своим напитком  тунисского бея,   он сразу получил  от него бессрочный  агреман на производство своего зелья и звание «личного лекаря от всех болезней и напастей  при дворе  наместника турецкого султана в Тунисе».
Так и появились в Тунисе русские   шкалики-«бухарики» и квадратные поллитровые и литровые бутылки  «бухари».
«Смотри в корень», сказал в те времена другой русский купец,  Козьма Прутков: тунисская водка «буха» – от русского глагола «бухать»!
Вот и везут теперь  обратно  из Туниса в Россию и на Украину  туристы    подарки-шкалики-бухарики и потчуют инжирной водкой своих друзей по большим праздникам. «Бухать или не бухать?» Вот вопрос, на который в Тунисе вы всегда найдете достойный ответ.

  Легенду о вине  нам рассказала  книга Ю. Циркина «Мифы Финикии и Угарита». Все остальные легенды -  на совести Николая Сологубовского. Который тоже, как купец Мыкола, по своим делам оказался в  Тунисе и,  хотя еще ничего не изобрел из жизненных напитков,  но близок уже к удовлетворению своего желания,  прославился  своими путешествиями по Сахаре   и легендами  о  любви верной Элиссы и других женщин времен Карфагена  и  покоренья Африки.

С.Ф., Москва, 28 декабря 2017 года