Дерево на опушке

Анастасия Енодина
Артур задумчиво чесал небритую щёку, разглядывая только что сделанную, ещё не высохшую до конца, фотографию, которая висела, прикреплённая прищепкой к бельевой верёвке. На ней было изображено дерево. Артур не очень разбирался в породах деревьев, но на снимке вне всяких сомнений был дуб: древний, широко раскинувший свои могучие ветви и одиноко стоящий на опушке леса, отделённый от остальных деревьев заросшим полем.
Это была одна из многочисленных фотографий этого дерева. Парень не смог бы толком объяснить, что именно привлекало его в этом незамысловатом пейзаже, но, тем не менее, он с самого детства приходил на одно и то же место и фотографировал этот самый дуб. У него были кадры, когда дерево в снегу, когда оно в охровых осенних листьях, когда на него идёт весёлый весенний или проливной летний дождь… Можно было бы перечислять и далее, но это ни на сколько не поможет понять, что же на этот раз так озадачило молодого человека.
***
Вчера он отправился к дубу после обеда. Солнце, жаркое палящее июльское солнце, освещало всё вокруг слепящим светом. Он прошёл по многолюдным улицам посёлка, свернул на лесную дорогу, потом на едва заметную тропу, уводящую вглубь леса. Где-то через час он вышел на опушку леса и направился по нескошенной траве к дереву.
Артур выбрал ракурс, с которого всегда делал снимки. Было интересно смотреть на фотографии одного и того же места в разных погодных условиях. Дуб практически не менялся: крепкие ветви не ломались, а сам он больше не рос, будучи вполне сформировавшимся деревом.
Молодой человек уже решил нажать на кнопку, как различил фигуру девушки, которая встала с корней дерева и направилась к нему. Артур сделал несколько кадров, рассудив, что незнакомка неплохо вписывается в окружающую обстановку. Она была в длинном лёгком нежно-сиреневом платье, а по плечам рассыпались соломенные волосы. Артуру она показалась похожей на лесную фею. Он с детства приписывал этому дубу таинственность и мистичность. Мальчиком он всегда представлял на нём золотую цепь, по которой бродит учёный кот, а позже легко мог поверить своим мыслям о том, что на этом дереве могли бы проживать эльфы или ещё какие-то подобные им существа.
Но к нему шла обыкновенная девушка. В её руках он различил почти такой же старый плёночный фотоаппарат, какой был у него.
- Здравствуйте! – весело поприветствовала она его, приблизившись, и представилась: – Меня зовут Алиса.
Артур относил себя к застенчивым людям, и прямота девушки его немного смутила, но он ответил ей, слегка улыбнувшись:
- Очень приятно. Я Артур.
Он не знал, что ещё сказать или о чём уместно спросить. Алиса не спешила на помощь, молча разглядывая молодого человека своими серыми смеющимися глазами.
- Тут хорошо, - начал он, припомнив, что если не о чем говорить, всегда можно обсудить погоду. – Даже в лесу было гораздо более душно и жарко, чем тут.
- Да, денёк выдался действительно летний, - поддержала его девушка. – Но вечерняя прохлада даёт о себе знать!
- Вечерняя? – переспросил Артур и глянул на электронные часы у себя на правом запястье. – Сейчас всего лишь два часа дня.
«Наивный, доверяет электронике», - улыбнулась она, и вдруг чему-то обрадовалась:
- Да ладно?! – воскликнула девушка, шагнув к Артуру ещё ближе и протягивая ему свою руку с механическими часами, на которых стрелки показывали без пяти десять.
- Наверно, Вы просто забыли завести их, - он мягко улыбнулся.
- Да какая разница, сколько времени, - отмахнулась Алиса. – У Вас часы на правой руке!
Артур глянул на её руку, убедился, что и у неё часы на правой. Ничего не понял, но спросил:
- И что?
- Да нет, ничего… - улыбнулась девушка. - Просто большинство носит на левой, а это жутко неудобно.
Больше она ничего не добавила, и Артур снова почувствовал себя глупо. Он не был совсем уж замкнутым, но одна из причин, почему эта опушка привлекала его, была в том, что здесь он никого никогда прежде не встречал. Здесь всегда можно было побыть наедине с собой. Но явно не сегодня. Девушка не намеревалась уходить, а уйти самому было бы как-то невежливо.
- Я бы хотел присесть на корень, потому что шёл сюда по жаре полтора часа и немного устал… - подробно объяснил он, после чего направился к дубу.
Алиса последовала за ним, отчего молодой человек почувствовал себя неуютно. Но девушка на этот раз заговорила сама:
- Артур, у Вас есть домашние животные?
- А что? – ответил он вопросом на вопрос, так как нашёл его неожиданным и бесполезным.
- Я недавно узнала, что коты и собаки не могут понять друг друга, потому что у них абсолютно одинаковый язык жестов, но каждое движение означает полностью противоположное. Представляете, собака приглашает кота поиграть, а он думает, что на него нападают.
Они расположились на корнях. Артур посмотрел на девушку с добродушным непониманием, и она пояснила:
- Одни люди любят собак, другие кошек… Мне кажется, если у человека есть домашнее животное, то его можно не очень бояться…
Артур не очень понял взаимосвязи, и решил переспросить:
- То есть Вы меня боитесь, и потому спрашиваете, есть ли у меня животное?
- Вроде того… - пожала плечами Алиса и сказала в своё оправдание: -Это нормально: бояться незнакомого парня, встреченного на опушке леса.
Артур не стал спорить, так как всё ещё не до конца понимал логику этой девушки.
- Зачем было подходить ко мне в таком случае? – полюбопытствовал он.
- Не знаю, - беспечно ответила Алиса и улыбнулась уголками губ. - Вы мне понравились, наверно…  - без обиняков предположила она, потом ненадолго задумалась и призналась: - Знаете, я из той редкой породы людей, что до сих пор слушают музыку через плеер, читают бумажные книги, а фотографируют на плёночные фотоаппараты…
«Я тоже», - подумал Артур, но вслух сказал:
- У меня дома живёт кот. А у Вас?
- О, у меня много всякой живности! – воскликнула Алиса. - Усадьба большая, и места хватает всем…
- Усадьба? – переспросил он, и, заметив удивление в глазах девушки, прокомментировал: - Слово-то какое… будто из другого века.
- А Вы из какого века? – неожиданно спросила она, вскинув на него взгляд, в котором не было ни тени иронии, а лишь лёгкое любопытство.
- Из двадцать первого, - честно ответил он, так как не смог придумать что-то остроумное. -  Хоть по моему фотоаппарату и не скажешь… - он улыбнулся ей, но Алиса смотрела на него серьёзно.
- И как Вам в Вашем веке? – деловито спросила она.
- Нормально, - признался он. - А Вам?
- Осматриваюсь… - туманно отозвалась девушка.
- То есть? – он знал, что она ждёт этого вопроса, и не стал лишать её удовольствия, не задавая его.
К его удивлению, Алиса ответила не сразу. Она испытующе глядела Артуру в глаза, собираясь с мыслями.
- Что, если я скажу Вам, что я… - она подняла глаза к небу, немного задумалась, и сообщала: - Путешественник во времени.
- Да? – притворно удивился парень. – И с какой же миссией Вы путешествуете?  - он постарался спрашивать серьёзно, но ирония проскальзывала в каждом его слове. - Или простой туризм? И не «Селезнёва» ли Ваша фамилия?  - книжки про девочку Алису Селезнёву, путешествующую по разным временам и планетам, он помнил с детства, только вот его собеседница явно не помнила, о чём было несложно догадаться, так как эту шутку она пропустила мимо ушей.
- Вы хотите знать правду? – заговорчески прошептала девушка.
- Допустим, хочу, – кивнул он, включаясь в непонятную игру.
Алиса наклонилась к нему, словно опасалась, что кто-то может подслушать и тихо заговорила:
- Мы, люди моего времени, пришли к выводу, что нельзя допускать неконтролируемое развитие человечества. Понимаете? Мы нашли способ избежать множества проблем, и в том числе, конца света.
- Весьма интересно, - поддержал он разговор, как мог.
Уверенный и серьёзный тон девушки внушал подозрения, что она говорит правду. Артур не был таким уж мечтателем, но его воображение и фантазия вполне допускали возможность удивительных полу волшебных, потусторонних или фантастических событий. Он слушал с интересом и подозрением, но, пожалуй, всё-таки больше с интересом.
- Мы решили избрать некоторый отрезок истории человечества и… «зациклить» его, - посветила его в свои планы Алиса. -  Артур, Вы можете представить себе трёхмерный замкнутый график синусоиды?
Парень молча кивнул: его пространственное воображение могло позволить понять, о чём говорила ему Алиса. Только вот он пока не мог определить, для чего она это говорила и стоило ли принимать все её слова за чистую монету..
- Отлично! – невозмутимо продолжала девушка, напрочь игнорируя ставшее напряжённым лицо собеседника. – Итак, синусоида – график развития человечества, каким мы хотим его видеть. То есть будет происходить прогресс, до определённого момента, а после будет следовать регресс. Конечно, необходимо продумать, как заполнить промежуток, чтобы всё протекало плавно… Но это позже. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации. Вы, Артур, не типичный представитель своего века, но всё же, раз уж мы с Вами встретились, я задам вам вопрос, на который Вы уже ответили мне, но слишком скупо. Итак: каково Вам в этом веке?
- Мне вполне неплохо… - неуверенно ответил Артур, обескураженный пламенной речью девушки.
- Это весьма невнятное определение… Поймите, если все люди ответят мне так же, я проголосую на совете за то, чтобы двадцать первый век не включали в цикл времени. Люди в прошлых веков дают куда более вдохновляющие определения своей эпохе.
- Ну… - замялся молодой человек. – Ведь они там более возвышенные, учтивые и всё такое… Наш век хорош. Прогуляйтесь по городам, и Вы это поймёте…
- Увы… - она печально покачала головой. - Времени у меня немного. Знаете, сколько ещё лет мне нужно повидать и поговорить хоть с одним человеком из каждого… Я могу составить своё мнение только из Ваших слов. Что Вы можете сказать в защиту своей эпохи?
- Я не знаю…- растерянно отозвался Артур. - У нас лучше, чем в прошлом, поскольку мы лечим многие болезни, мы изобрели кучу разных полезных вещей…
- Но все эти полезные вещи убивают ничуть не меньше, чем болезни. Сколько людей гибнет под колёсами автомобилей и в авиакатастрофах? От болезней гибли больные, слабые люди, а в этом веке умирают в основном здоровые. Что скажете?
- Я… не уверен, что я прав… Но лично мне бы не хотелось жить в каком-то другом веке… И я думаю, что так бы ответил любой человек из любого года. Каждый нормальный человек доволен своим временем, потому что привык к нему и создан для него…  Неужели кто-то отвечал Вам иначе?
- Я не могу этого рассказать Вам, простите…. – виновато ответила она.
Артур решил спросить ещё об одном непонятном для него аспекте:
- Мне всегда было интересно, когда я думал о путешествиях во времени…  Что станет со мной и моим миром, если Ваши люди посчитают наш век лишним в своём цикле?
Алиса удивлённо посмотрела на собеседника:
- Думаете, я знаю ответ на этот вопрос?
- Ну да… - неуверенно ответил Артур. - Кому же знать, как ни Вам!
Она несколько мгновений пристально всматривалась в его серьёзное лицо. Артур даже вздрогнул, когда Алиса звонко рассмеялась
- Да шучу я!.. – сумела выдавить она из себя сквозь смех.
- Шутите?.. – осторожно переспросил Артур.
- Ну конечно! – она  отсмеялась и немного успокоилась, её лицо озарялось доброжелательной улыбкой. -  В наше время так легко заставить человека поверить во что-то сверхестественное… Простите, Артур, я просто не удержалась… Вы так смотрели на меня, когда я показала Вам часы, а потом сказала про усадьбу… Простите ещё раз… У Вас такой забавный вид…. Вы позволите сфотографировать? – она с надеждой в смеющихся глазах смотрела на него, и он кивнул.
Алиса поднялась с корней, немного отошла в сторону. Затвор щёлкнул, и девушка перемотала плёнку, после чего щелчок повторился.
- Всегда дублирую… привычка… - пояснила Алиса. – Посидите так ещё немного.
Она отбежала подальше, сфотографировала дуб с сидящим под ним Артуром и вернулась к нему.
- Вы точно пошутили?.. – подозрительно спросил он.
Не то, чтобы он вправду ей поверил, но шутка показалась ему весьма странной и не смешной. Хотя на сумасшедшую девушка была настолько непохожа, что он ни разу не допустил подобной мысли о ней.
- Да, я просто пошутила… - она перестала улыбаться и виновато добавила: - Наверно, не очень удачно…
Она достала из сумочки блокнот с карандашиком и стала что-то писать, бросая на собеседника оценивающие взгляды.
- Что Вы делаете? – спросил Артур не столько любопытно, сколько раздражённо.
Алиса ответила ему серьёзным тоном, не отрываясь от своего занятия:
- О, я записываю, что люди в двадцать первом веке вполне довольны своей жизнью, и, возможно, если наш социологический межвременной опрос покажет, что таких, как Вы большинство, то мы зациклим время на более позднем веке.
Она заметила, как лицо молодого человека снова стало мрачно-серьёзным, и рассмеялась:
- Да ладно, Артур! Я просто пишу Вам записку, - с этими словами она вырвала листок из блокнота, сложила его вчетверо и протянула молодому человеку. – Прочтёте потом. А сейчас мне пора. Уже очень поздно, скоро стемнеет… - молодой человек не стал напоминать, что ещё полдня впереди и у неё просто неправильные часы. - Не обижайтесь на меня, Вы мне правда понравились. – она улыбнулась ему на прощанье и направилась куда-то через поле.
- Я не обижаюсь! – крикнул он ей вслед, и она обернулась, маша ему рукой.
Он помахал ей в ответ и улыбнулся. Она больше не оборачивалась, но он проследил за ней взглядом, пока она не скрылась за холмом. Тогда он развернул записку и прочёл:  «Послезавтра в это же время. Здесь. Обещаю больше не шутить.  Алиса. Такой же простой человек, как и Вы».
***
Алиса задумчиво смотрела на снимок. Огромный дуб, широко раскинув свои ветви, одиноко стоял на опушке леса. Девушка знала, что на толстых корнях этого дерева она давеча сидела и рассказывала небылицы незнакомцу по имени Артур, помнила, как он почти поверил ей, и как она запечатлела его озадаченное лицо на фоне дуба.
Ещё вчера она смотрела передачу по телевизору, где говорили о том, что фотоплёнка весьма чувствительная вещь к различным призракам и жителям тонкого мира. То что-то потустороннее неожиданно появляется на сделанной фотографии, то чего-то на ней не хватает. Когда есть объяснение, пусть и антинаучное, пусть вовсе и неверное, всегда становится легче. Одно плохо в таких объяснениях – когда они есть, ускользает суть, ускользает истина. Так вышло и сейчас. Но девушка знала, что всё равно придёт к дубу послезавтра. Хотя бы узнать, почему этот симпатичный парень остался скитаться призраком.
Алиса не могла знать, что где-то в параллельной реальности молодой человек по имени Артур, засыпая, подумал о ней:
«Надеюсь, твой дух обретёт мир…»  - примерно так звучали его мысли.
Он точно знал, что послезавтра придёт в назначенное время на опушку, что постарается помочь призраку завершить земные дела, если потребуется. Но истина ускользнула и от него. По крайней мере, сегодня.
***
Из не выключенного Артуром телевизора доносился голос, вещавший о том, что обычный  лист бумаги имеет две стороны, но если его сложить в хитрую загогулину наподобие восьмёрки, то получится лист Мёбиуса, у которого лишь одна сторона, в чём легко можно убедиться, проведя пальцем по нему и, не встретив никаких препятствий и не пересекая края, прийти в исходную точку. Теоретики и практики. Вроде ведь две стороны, но…
Кто сказал, что параллельные миры, как и параллельные прямые, не пересекаются? Ну да, не пресекаются. В теории. Но…
От лёгкого летнего ветерка шелестел листьями старый дуб, выросший на перекрёстке миров.

14.11.14.