Сталинград. Бои у тракторного завода

Александр Сергеевич Трофимов
Реконструкция по воспоминаниям и документам

23 августа немцы на Юго-восточном фронте прорвались к Волге по сухой Мечетке, километрах в пяти севернее тракторного завода (СТЗ), и перекрыли судоходство. В нашей обороне образовался «сухопутный» немецкий мост шириной 8-10 км. Севернее, с запада на восток проходила линия Сталинградского фронта.
Южнее, подходы к тракторному защищала полоса  естественных преград: балки Сухая Мечетка и Мокрая Мечетка с широкими и глубокими оврагами - и группа Горохова: 124-я и 149-я стрелковые бригады, 282 полк (п) НКВД,  рабочие отряды и моряки.  Она обороняла район населённых пунктов Латошинка, Рынок (сейчас его нет, это примерно, где поворот от Волгограда на ГЭС), Спартановка. Западней, за М.Мечеткой и Орловкой наши части удерживали плацдарм у с.Орловка, в образовавшемся, так называемом, орловском выступе, где-то пять на семнадцать километров.

После того, как немцы захватили центр Сталинграда и вершину Мамаева кургана, 26 сентября командующий 62-й армии под давлением комфронта Чуйков решил провести перегруппировку и силами  95 и 284 дивизий контратаковать  в общем направлении на вокзал.  Но ресурсы иссякли, и ни авиации, ни артиллерии, ни танков по сравнению с немцами не было - и отбив наши атаки, немцы сразу же 27 сентября перешли в мощное наступление и стали быстро продвигаться к рабочим посёлкам и заводам от кургана на север в сторону тракторного завода (подход с запада  преграждали глубокие обширные овраги в цепочке Вишнёвая Балка – Мокрая Мечетка) и одновременно ударили по орловскому выступу. Получилось так же, как и с контрнаступлением 14 сентября, приведшим к потере центра города, вершины Мамаева кургана и выходу немцев к центральной пристани. На  юго-восточном  склоне Мамаева кургана и в его окрестности окопалась 284 стрелковая дивизия (сд), 95-я сд отступала на север в промышленную зону, гдебыли три крупных предприятия государственного значения, производящие военную продукцию: «Красный Октябрь», «Баррикады», «СТЗ» (тракторный завод) (1).
Перед немцами стояли ослабленные подразделения 23-го танкового корпуса (тк) в составе: три танковых бригады (тбр) с танками, одна тбр без техники, и остатки двух мотострелковых бригад (9 и 38) (2).  Непосредственные подступы к поселку «Баррикады»  во второй полосе обороняли два  изрядно потрёпанных полка 112-й дивизии. Для сдерживания натиска гитлеровцев в промзону  срочно переправили:  25-27 сентября 193сд Смехотворова; 27-30 сентября к Баррикадам 308сд Гуртьева; 29 сент. – 1 окт. к «Красному Октябрю»  39сд Гурьева. Где-то в это же время, в промзону прислали ещё две бригады моряков, 42-ю и 92-ю. К Баррикадам переместился и КП 62-й армии Чуйкова.
Некоторое представление о количестве бойцов наших частей дают цифры и сводки Генштаба. Так  на 25 сентября в 9-й мотострелковой бригаде (мсбр) числилось 705 человек, в 38-й мсбр — чуть больше тысячи человек, в  112-й стрелковой дивизии — две с половиной, при положенных по штату в то время около 10 тыс. чел. для дивизии и около 6 тыс. для стрелковой бригады. Правда, количество бойцов в сводках указывалось с учётом вспомогательных подразделений и артиллерии и пр., остающихся на левом небоевом берегу Волги - примерно около половины общего числа. Новые дивизии приходили в Сталинград, в основном, недоукомлектованные.

После окружения орловского выступа и захвата рабочих посёлков к 30 сентября немцы стали угрожающе скапливаться против завода Баррикады, в центре промзоны. И 3 октября они прорвались на стыке 308 и 112 дивизий в районе улиц Щёлковская и Мытищи (там был большой овраг).  Взяли завод «Силикат», 4 окт. -шестиугольный квартал (шестигранник, скоросшиватель, как называли его немцы, - квартал "высоток" (10), в Волгограде на его месте - Мирный, и бои велись уже в парке «Скульптурный» (теперь – им.Гагарина). Над 62-й армией нависла смертельная угроза. За спиной была армейская «переправа-62», которая после потерь переправ в центре города и у Мамаева, обеспечивала связь с тылом.  В основном именно здесь армия получала подкрепления, оружие и боеприпасы, переправляла раненых. Была ещё переправа у тракторного. Тут протока Волги (Денежная Воложка) была шириной всего 200-300м и использовались, кроме причалов для барж и бронекатеров и наплавные пешеходные мостики.
В ночь на 5-ое сразу с переправы вступила в бой срочно переброшенная с Дона крепкая 37-ая дивизия Жолудева: из молодых рослых призывников, среди которых ещё остались десантники с кинжалами и финками, лопатами-миномётами,  которые, по словам Чуйкова, «штыками перебрасывали гитлеровцев через себя, как мешки с соломой». Она заняла линию обороны от устья Орловки до Мытищ и от Силиката до шестигранника и парка Скульптурный. Два полка (109 и 114) преградили путь немцам, 118-й оставили в резерве,  полковую артиллерию поставили у пос.Ударник и стадиона СТЗ, дивизионная артиллерия осталась на о.Зайцевском. 
КП 37-й дивизии разместили между кирпичным заводом и Баррикадами, в овраге, поблизости от КП армии.
114 полк пошёл влево через овраг Житомирский к парку Скульптурный (теперь им.Гагарина)  и с Верхнеудинской был атакован пехотой с танками. Начался трудный бой - противотанковые пушки пока ещё не переправили.
109 полк занял позицию напротив тракторного. Его КП устроили в Доме профессуры (на ул.Дзержинского, 5, здание сохранилось, сейчас там мемориальная доска),  в 500м от центральной проходной завода. Артиллерию разместили у стадиона в р-не цирка (там теперь рынок Тракторозаводского района Волгограда) и у пос.Ударник. Один батальон свернул к устью Орловки, другой, продвигаясь вдоль ж/д к Мытищам,  на ул.Ногина столкнулся с немецкой разведкой.

Вскоре за 37сд переправили 84тбр Белого (49 танков, в т.ч. 5 – КВ, 24 – Т34, 20 – Т70). По словам Крылова, начштаба 62-й армии, даже латанных-перелатанных танков оставалось очень мало.  В воспоминаниях Н.И.Волостного из 109 полка упоминается о введённых в бои за тракторный всего только 5 танках.
112 дивизию отвели на правый фланг. (3)

5 октября комфронтом Ерёменко приказал незамедлительно контратаковать и отбить завод Силикат и Скульптурный. Наши контратаки с жестокими боями по требованиям штаба фронта продолжались до 14 октября. 
Первые попытки немцев после заводских посёлков захватить Красный Октябрь (немного южнее Баррикад) и Баррикады, не увенчались успехом. И они 7 октября, собрав значительные силы поблизости от Баррикад, атаковали. Гитлеровцы двигались с Щёлковской, Дизельной, севернее Силиката, мимо оврага Мытищи  и парка Скульптурный. Как обычно сначала усиленно использовали авиацию, артиллерию и танки, подавляя точки сопротивления, потом шла пехота. Наши самолёты практически не появлялись, кроме ночных «фанерных» бомбардировщиков, или их быстро сбивали. Тяжёлая артиллерия, крупные миномёты и «Катюши» были на левом берегу, танков было очень мало, и их использовали как неподвижные точки обороны. К вечеру немцы вернули  шестигранник и придвинулись к пр. Стахановцев. Фронт выгнулся до полукилометра. Потом наступило относительное затишье со стороны немцев на 4-5 дней. Они готовились к решающему удару. А командование фронтом, расценив это как слабость, «усиленно требовало» продолжать атаки.
В ночь на 9 октября для прикрытия завода «Баррикады» и переправ Чуйков перевел от Мамаева и Красного Октября всю 95-ю дивизию Горишного,  с «Красного Октября» 117п 39сд Гурьева, и дополнительно 42сбр - на рубеж: «верховье Житомирского оврага  — стадион – парк «Скульптурный».
11 октября было приказано контратаковать и отбить шестигранник,  но продвинулись за день всего на 100 – 200м.  13 октября  опять приказали атаковать в направлении Типографской. За несколько дней непрерывных атак силы иссякли, хотя пополнения и поступали.
Но 14 окт. с мощнейшего наступления противника начались, как сказал Чуйков – «самые жесточайшие бои за всю битву».  Немцы двинулись от Баррикад на тракторный, предварительно сосредоточив большие силы и придерживаясь тактики нанесения неожиданного удара. Наша линия обороны проходила от Базовой по овр.Мытищи до Типографской, по южным выходам Бакунина, Красина, Ногина (4) до Устюжской и далее к югу через верхнюю часть разветвлённого оврага Житомирский. Это был рубеж трёх полков  37-й дивизии (потери которой  уже оценивались до 70%).  Далее от проспекта Стахановца, оборонялись  117 п. 39д и два полка 95-й дивизии ( 90 и 161 ), переданные в подчинение Жолудеву.  12 октября переправили в резерв и 524  полк 112 дивизии, да «активных штыков» в ней было, как в батальоне. Красиво на бумаге…  Этот участок фронта в промзоне, протянувшейся вдоль Денежной Воложки на 8 км, в направлении тракторного оказался защищённым всего слабее.
Утро началось с массированных  бомбёжек и обстрелов полосы обороны часа на два. Потом масса танков и пехоты ринулась от истока Мытищ и через Стахановский пр., блокировав разрозненные группы красноармейцев, в двенадцатом часу они были уже у стадиона,  уничтожили батарею в районе цирка, окружили КП 109п, взяли кирпичный завод (по внутренней сводке вермахта).  Батальоны дрались в окружении в надежде на выручку. «Ни шагу назад!»  Но приказывать проще, чем полосу препятствий сделать и надёжные доты построить… Не смогли, не успели. Подмогу не прислали. Связи не было. Боеприпасы кончались. Поддерживали только артобстрелы с острова и ночные бомбардировщики «У-2». Более десяти часов штаб 109 полка с собравшимися там офицерами и красноармейцами оборонялся и только ночью пробился  к Мечетке, севернее СТЗ. Часть окружённых а районе улиц Бакунина – Красина тоже сумела пробиться вдоль Мечетки к устью, несколько десятков бойцов  пробились на тракторный, в основном из 114-го полка Пуставгара.
На СТЗ был лишь малочисленный отряд рабочих и милиционеров. А территория его была соизмерима с территориями двух предприятий - Баррикад и Красного Октября. Мощные постройки протяжённостью около 2 км с подземными сооружениями и неиспользованными незавершёнными корпусами танков и башнями не были основательно подготовлены к обороне и достались немцам. Судьба тракторного была предрешена. Предвидение было хилым.  Не смотря на героическое сопротивление его взяли за один день, 15 октября. На отдельных участках  красноармейцы отстреливались ещё до 20-го.  А вот уж немцы укрепиться сумели…
Продвинувшись влево и вправо вдоль берега, немцы заняли полосу в 5 км, вышли к Баррикадам сбоку и были уже в нескольких сотнях метров от армейского командного пункта и обстреливали его из танков. В этот же  день, ударив ещё из района Латошинки  (с севера), они прорвались к устью реки Мокрая Мечетка и отрезали группу Горохова от переправ и от 62-й армии. Фронт в Сталинграде опять был разделён, уже на три части.  Реальной поддержки не получилось и от Донского фронта (5).
Состояние 95-й и 37-й дивизий в журнале боевых действий 62-й армии 15 октября определялось как «полностью утратили свою боеспособность». Так называемые «активные штыки» 37-ой, 112-ой и 95-ой дивизий практически погибли полностью (6). Из боевого донесения от 16 октября: от 92 и 42 сбр осталось 42 чел. Хотя, как тогда писали, «велись тяжёлые бои», но если знамя цело, значит соединение не уничтожено, откуда только убыль под 20 млн?  В сложившейся ситуации Чуйков счел необходимым 18 октября перевести свой командный пункт в другое место (7).
В сталинградских сражениях наши потери людей, танков, артиллерии на островах и самолётов были колоссальны (8).  За один только, по словам Чуйкова, самый тяжёлый день осени 1942 года – 14 октября - на левый берег было отправлено три с половиной тысяч раненых, и дивизии потеряли до 75% бойцов.
Для сравнения по данным противника потери немецкой 305-й дивизии, наступавшей на тракторный и кирпичный заводы с юго-запада,  за 14 октября, составили 84 убитых, 283 раненых и 15 пропавших без вести, а общие потери немцев с 3 по 31 октября вкл. раненых и без вести пропавших - 1296 чел.
Трагически сложилось для  генерала-десантника Жолудева участие в Сталинградской битве: прибыл с уверенностью и энергией защитить тракторный, а у тракторного его гвардейской дивизии не стало за одни сутки, и на всё про всё - дней десять. 
Район тракторного завода был освобождён только  2 февраля 1943, когда  по отказавшимся сдаться в развалинах цехов и посёлков был нанесён прямой наводкой артиллерийский удар мощью двух фронтов. И через несколько часов последняя фашистская группировка капитулировала (9). Сталинградская битва закончилась.   Но очистка заводских посёлков продолжалась ещё до марта, а на территории тракторного завода вооруженные стычки происходили и в апреле.
Завод был очень сильно разрушен. Но чудом перед проходной сохранился памятник Дзержинскому.    


Пояснения

1.  СТЗ после потери Харьковского завода, главного предприятия, где делали Т-34, стал до Урала крупнейшим их производителем.  Даже в сентябре сорок второго с СТЗ вышли 200 тридцатьчетвёрок.  А на Урале их производство только осваивали.
Из дневника первого секретаря Сталинградского обкома и горкома партии Чуянова: 17 октября 1942 комплектовались 18 эшелонов для отправки на Урал 23 тыс. рабочих тракторного завода и их семей (только ещё!).
2.  30 сентября от 23 тк осталась только 6 тбр, в которую собрали оставшиеся «активные штыки»: сохранивших матчасть артиллеристов, минометчиков и танкистов. 
3.  На правом фланге были остатки 112 дивизии Ермолкина: 416 полк - у кладбища, правее - 385 п., в нём было «меньше роты». Туда немцы ещё не прошли.  524п, переправили позже, где-то 12 октября, в резерв, к стадиону.
4.  Расположение и названия сталинградских  улиц: Базовая, Типографская, Бакунина, Красина, Ногина в Волгограде сохранились. Там стояли и сейчас стоят маленькие домишки на склонах оврагов, переходящих в холмы, откуда подходы к тракторному и - к Баррикадам с севера - как на ладони. На том взгорье и сейчас осколки под ногами.
5. В конце сентября Сталинградский фронт был переименован в Донской, а Юго-восточный – в Сталинградский.
6.   241п 95д остался в 138 дивизии Людникова 64-й армии, которая 15 -17 октября срочно переправилась на Баррикады. Туда же передали и сводный 118 полк 37д (его остатки, пополнение, флаг и штаб). 109п в виде небольшого сводного отряда под именем 37д воевал у переправы до начала ноября, когда был отправлен на переформирование.
7.  На плане место КП 62А отмечено с немецкой схемы. Но было два места расположения КП: в штольне у Баррикад и в блиндажах (между тракторным и Баррикадами). 19 октября Чуйков со штабом перешёл на новый командный пункт армии в километре южнее устья Банного оврага, напротив Мамаева кургана, последний до окончания сражения.
8.  По нашим данным во время боев 14–15 октября за Сталинградский тракторный завод было убито около 3 тысяч немецких солдат и офицеров.  По сообщениям вермахта немецкие потери 14 октября составили 538 человек,  а общие потери советских войск - 10 тысяч человек.
9.  Из дневника Чуянова, первого секретаря обкома и горкома, – немцев в заводском районе сдалось 33 тысячи, главным образом, укрывшихся на СТЗ. По другим данным - около 20 тыс., по мемуарам Н.Н.Воронова, нач. артиллерии Красной Армии, ответственного за ликвидацию (получены от штаба Донского фронта)- 10 тыс.
10. Так, видимо, выглядели двух-трёхэтажные кирпичные здания на фоне маленьких деревянных и глинобитных домиков.

* Достойна внимания публикация о 37-й сд и её 109 полку с фотографиями и докумкентами