Рецензия на фильм Бегущий по лезвию 2049

Диас Бернар
Остальные произведения размещены на сайте https://2018-istra-2018.wixsite.com/citizen/literatura

«Бегущий по лезвию 2049» - фильм канадского режиссёра Дени Вильнёва, по мотивам произведения Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Фильм сделан в жанре психологического нео-нуара и киберпанка, что придает ему смысловую многозначность и глубину. Детективный характер и пессимистичность нео-нуара, умело разбавлены высокими технологиями киберпанка.

Главный герой Кей (Райан Гослинг), последняя модель репликанта (биоробота), охотится на репликантов старых серий. После уничтожения одного из них на ферме, Кей находит там останки женщины- репликанта. В результате экспертизы останков, выясняется, что женщина умерла от родовых осложнений.

Возможность репликантов размножаться без их создателя, грозит новому обществу большими проблемами. Репликанты создавались как технологические рабы, призванные заменить людей на самых опасных и грязных работах. Репликанты- это новые морлоки из романа Г.Уэллса «Машина времени», но без их каннибалистической агрессивности. Очеловечивание репликантов, способно уничтожить существующий иерархический порядок общества 2049 года. Как хорошо сказано в фильме, разрушение стены, разделяющей людей и репликантов, приведет к войне и бойне.

Начальница Кея- лейтенант Джоши (Робин Райт) отдает ему команду уничтожить ребенка от женщины-репликанта. Об этом узнает основатель корпорации Wallace- Ниандер Уоллес (Джаред Лето). Он хочет, получить  ребенка, рожденного от репликанта, чтобы расширить возможности своей корпорации по производству новых биороботов. Эту задачу он поручает репликанту-киллеру Лав (Сильвия Хукс).

Возникает тройственный конфликт: между Кеем, его начальницей и Ниандером Уоллесом. Развитие этого конфликта и составляет движущую силу фильма. Особое значение в фильме, играет появление Рика Декарда (Харрисон Форд). Он возвращает нас к истокам конфликта между людьми и репликантами.

Благодаря Декарду, конфликт усложняется и в тоже время движется к своему разрешению. Заканчивается фильм оптимистически-трагической развязкой: Декард идет на встречу со своей дочерью, рожденной от матери-репликанта, а раненый в схватке Кей, умирает под медленно падающим снегом.

Этот фильм, выгодно отличается от множества «фантастических» голливудских штамповок (киношного фастфуда) с примитивным сценарием и сюжетом. Он магически обволакивает зрителя и чарует его. Возможно здесь сыграла свою роль национальность режиссера Дени Вильнёва, который является франкоканадцем. Известен также факт, о влиянии на творчество Дени Вильнёва, фильмов А. Тарковского. О хорошем вкусе режиссера свидетельствует и упоминание в фильме блестящего писателя-стилиста Набокова. Сам фильм снят на стыке арт-хаусного и массового кино. Поэтому любым критикам, сетующим на медленное развитие событий в бегущем по лезвию 2049, посоветуем смотреть фильмы о Джеймсе Бонде или цикл о трансформерах.

Фильм активизирует все виды зрительского восприятия, через совершенные по эстетизму картинки, образы и музыку. Отдельные картинки фильма приближаются к работам художников-классиков. Поэтому для любого дизайнера, просмотр этого фильма является обязательным мероприятием.    Звуковое окрашивание любой сцены и игра со светом- эмоционально воздействует на архетипы бессознательного у любого зрителя. Все элементы фильма строго подчинены авторскому замыслу и основной идее фильма. Любовь режиссера к японской эстетике (одной из самых стильных в мире), делает Лос-Анджелес 2049 года, похожим на Токио.

Блестяще поработали над сценарием фильма: Хэмптон Фанчер и
Майкл Грин. Диалоги героев многослойные и многозначные. Каждое слово необходимо и находится на своем месте. Создается впечатление, что сценаристы буквально следовали заветам Г.Флобера, считавшего, что для описания каждого события и явления, существует перечень единственно точных и адекватных слов и словосочетаний. Одна из фраз фильма: «мы ничего не знаем о жизни, но боимся ее потерять», достойна самого Ницше.

Интересно представлен образ голографической жены главного героя- Джой (Ана де Армас). Это просто идеал каждого мужчины: ласковая, внимательная, покорная. Сцена, когда перед половым актом, происходит наложение образа Джой на пришедшую к Кею проститутку, свидетельствует о глубоком знании сценаристами основ психоанализа мужского подсознания. В отличии от женщины, как правило удовлетворенной образом своего избранника, у мужчины происходит постоянная бессознательная борьба между архетипами Афродиты и Артемиды. Активированный архетип Афродиты -это женский образ, с которым мужчине хочется предаться безудержному разврату и безответственному веселью. Активированный архетип Артемиды -это женский образ, олицетворяющий строгость и ответственность. Поэтому, мужчина в жизни мечется между этими двумя полюсами часто не сознавая этого. Наложение этих двух образов друг на друга, фактически снимает этот конфликт и полностью удовлетворяет мужское Эго.

Широко представлены в фильме технологические достижения будущей цивилизации, которые являются делом и нашего обозримого будущего. Это порождает множество проблем, о которых предупреждают авторы фильма.

Во-первых, это проблема границы человеческой личности. Если человек роботизируется, а робот очеловечивается, то где находится та граница человеческой личности, после перехода которой, личность теряет свое Я?
И наоборот, возможно ли обретение биороботом человеческого сознания ?
И наконец, какое антропоморфное существо, можно считать человеком? Фактически, речь идет о тайне зарождения человеческой личности и жизни.

Во-вторых, это проблема соотношения виртуальной (в том числе и между различными ее видами) и естественной реальности, которая связана с первой проблемой. Как правильно установить гармоничное соотношение между естественной, смешанной и искусственной реальностями?

В-третьих, это новая иерархичность общественного устройства, где вместе с людьми, существуют технологические существа, обладающие искусственным интеллектом. Кто они? Новые рабы или же существа, обладающие определенными правами? Где пределы толерантности к новым, технологическим биороботам? Какой общественный строй будет соответствовать новому технологическому укладу? Нужна ли технологическая или социальная сегрегация для различных групп?
   
В-четвертых, это проблема этики. Отставание этики от техники является законом общественного развития. На основании каких ценностей будет строиться новое, технологическое общество? Кто будет высшим авторитетом для новой этики?
   
В- пятых, насколько далеко человечество может зайти в своих технологических открытиях, чтобы они не привели его к гибели?

Нужно быть благодарным этому фильму за то, что он заставляет заранее задуматься о таких серьезных вопросах.
 
 Фильм «Бегущий по лезвию 2049» заслуживает максимального балла 10, из 10 возможных, несмотря на то, что он является сиквелом фильма 1982 года «Бегущий по лезвию». Рекомендуем его к просмотру любителям серьезного кино, естественно в хорошем качестве и оптимальном звуке.