Как Иван-дурак в гости к Зиме ходил на Масленицу

Александр Гронский
Действующие лица:
1. Иван-дурак
2. Мамаша
3. Зима
4. Леший
5. Коряга

Деревенская изба. На печи храпит Иван. Входит мамаша.

Мамаша:
Эй, Ванюша, хватит спать!
День настал, пора вставать.
Ох, как сладко ты храпишь –
Так всю молодость проспишь!

Иван (просыпается):
Я зимою спать люблю,
Потому так и храплю.
Я ж работаю во сне,
Не мешай, маманя, мне.

Мать:
Эх и ничего себе!
Он работает во сне!
Только гляньте на него,
На сыночка моего!
Ну-ка, мигом просыпайся
Да за дело принимайся.
А не то, о Боже мой,
Враз огрею кочергой!

Иван:
Вы зачем, мамаша, бьете?
Вы же так меня убьете!

Мать:
Как зачем? Зима лютует,
Снег, да ветер в поле дует.
Глянь, на улице мороз,
Высуни, поди-ка, нос!
Лед на улице кругом,
Заморозила весь дом
И не хочет уходить.
Как с зимой нам дальше жить?

Иван:
Ну подумаешь, Мороз!
Ладно, встану, не вопрос.

Как русский наш мороз силен,
Познал сполна Наполеон.
И Гитлер лютою порой
Морозил фрицев под Москвой.
Замерзло все – и там, и тут,
Зато враги к нам не пройдут! (смеется)

Мать (в окошко):
Березку чуть прикрыла ветка,
Дрожит серебряная нить.
Зима, как старая кокетка,
Сама не хочет уходить.

Иван:
То загрустит, то засмеется,
Сам черт ее не разберет.
И хоть зима все замуж рвется,
Никто старуху не берет.

Мать:
А как быть с новым урожаем?
Мы, Ванюша, и не знаем!
Уж скоро сеять и пахать,
А солнца так и не видать.
Уйти Зима должна, ей-Богу,
Весне и лету дать дорогу.
Мы ж зимой не лясы точим,
А работаем до ночи:
Борону готовим, плуг,
Так что спать нам недосуг.
Что нам делать, знаем сами –
Летом мы готовим сани.
Но телегу мы зимой
Приготовим-ка с тобой.
Ты – опора для меня!
Ведь стара уж стала я.

Иван:
Ладно, мама, не горюйте,
На дела свои наплюйте.
Я вам мигом помогу -
Все устрою, что смогу.

Мать:
Помоги, Ванюша, мне
И ступай, давай, к Зиме.
С ней в лесу договорись,
А потом домой вернись.

Иван:
Мама, вы в своем уме?
Что же я скажу Зиме?

Мать:
Так и скажешь, мол, пора,
Уходи-ка со двора!

Иван:
Ну а если не поймет
И в отставку не уйдет?

Мать:
Шибко мне не возражай,
Важен людям урожай!
Не дурак же ты поди -
Ты схитри иль убеди!
И на Зиму не ори,
Аргументы подбери.
Если ты не идиот,
То она тебя поймет.

Иван:
Не умею я хитрить
И красиво говорить.
Вы, мамаша, не невольте,
Дураком мне быть позвольте.
Был вчера плохой прогноз:
Лень ступать мне на мороз.

Мамаша:
Нет уж, Ваня, постарайся,
В путь-дорогу собирайся,
Зиму лютую найди
И заставь ее уйти.
Ведь весна уж впереди!
Не тумань веселый взор -
Вот возьми с собой топор,
Хлеба свежего чуток,
Да с картошкой узелок.

Иван:
Все дороги замело,
Крыши снегом занесло.
Ни проехать, ни пройти -
Где же Зиму мне найти?

Мамаша:
Ты, Иван, вставай на лыжи!
Путь всегда на лыжах ближе,
Коль идешь один в лесу.
Щас тебе их принесу. (приносит лыжи)

Иван (надевая лыжи. Трагически):
Что ж, в чужую сторону
Ухожу, как на войну.
Ладно, матушка, прощайте!
Меня помнить обещайте.

Занавес закрывается. Меняются декорации.


                Сцена вторая. Занавес отворяется.

Иван (от лица рассказчика):
Вот идет Иван-дурак
Через поле и овраг.
Вдруг навстречу пеший
Появился Леший.
Очень страшненький на вид,
Из ушей дымок валит.

Леший:
Ты, Иван, меня не трожь,
Расскажи, куда бредешь?
Здесь давно уж нахожусь,
Может быть, на что сгожусь.

Иван (детям):
Вы видали этот гриб?
Сам со мною говорит!
(Лешему)
Зиму я пошел искать,
Чтоб была спокойна мать.
Где живет Зима, не знаешь?
Нихт ферштейн? Не понимаешь?

Леший смеется:
Во дает! Нет, вы видали
Дураков таких едва ли,
В эту зимнюю пору!
Щас я со смеху помру!

Леший закатывается от смеха, неожиданно оживает рядом коряга, открывает глаза.

Леший:
Слышь, Коряга, тут дурак
К нам пришел через овраг.
Хочет встретиться с Зимой,
Вот же бестолочь какой!

Коряга:
Эх и дурень, во дает!
Он же просто пропадет!
Может, выжил из ума?
А зачем ему зима?

Леший:
Может, хочет породниться,
И на зимушке жениться?

Коряга:
Ты тут зря, Ванюша, ходишь!
Только уши отморозишь!
И еще конечности
По своей беспечности.
(смеются, заливаются)

Леший:
Так что дурку не валяй,
А давай проваливай!

Иван:
Вы решили издеваться?
Хватит надо мной смеяться!
А не то сейчас в лесу
В щепки вас я разнесу! (достает топор)

Леший:
Ой, Ванюша, не губи
И Корягу не руби!

Коряга:
Мы не злые бяки-буки,
Просто тешимся от скуки!

Леший:
Хочешь, мы о том о сем
Тебе песенку споем?

Песенка Лешего и Коряги:

Мы не злые бяки-буки,
Но не знаем, как нам быть.
Просто тешимся от скуки,
Чтоб себя развеселить.

Как нам быть, как нам быть,
Чтоб себя развеселить?
Как нам быть, как нам быть?
Эх ма!

Леший:
Вот, Ванюша, что скажу,
Путь к зиме я укажу.
Только нам с корягой скучно,
Отгадать загадки нужно.

Иван:
Не дурак я, слава Богу!
Да и дети мне помогут.
(детям) Поможете мне?

Леший и Коряга загадывают загадки.

Леший:
И находчив, и умен,
И в загадках ты силен!
Раз уж в это дело влез,
Так ступай, Ванюша, в лес,
Как бывало по старинке,
Вот по этой по тропинке.
Километров сто пройдешь,
Там и зимушку найдешь.

Коряга:
У Зимы характер скверный,
Так веди себя примерно.
Не бузи и не ругайся,
А пошире улыбайся.
А не то, как дурака,
Превратит в снеговика.

Леший:
Или превратит в сосульку,
В общем, вредная бабулька!
О погоде будет речь –
Будь помягче, не перечь.
И еще, Вань, не забудь
Подарить ей что-нибудь -
Шоколадку иль грильяж,
В общем, как-нибудь уваж.
Сделай важный прецедент –
Подари Зиме презент.
Знай, что все, кто с ней встречался –
Ни один не возвращался. (смеется)

Иван:
Леший, ты меня прости,
Где в лесу презент найти?
Я ж в подарках не гугу,
Да и лес в сплошном снегу.
А Зиме мои подарки,
Словно мертвому припарки!
Ну, короче, мне сдается –
Без подарка обойдется.

Леший:
Чтоб ты чуть умнее был,
Я тебя предупредил.

Иван:
Ладно, Леший, прощевайте,
И с корягой не скучайте! (пожимает руку)
До свидания, коряга!

Коряга:
Что ж, ступай к Зиме, бродяга! (смеется)

Иван уходит.

Коряга:
У меня нет просто слов!
Что за дурень без мозгов?

Леший:
Дураков не разберешь –
С ними со смеху помрешь!
Пусть Зима себя покажет
И за дурь его накажет! (смеется)

Занавес.



Сцена третья (в гостях у Зимы)

Иван (от рассказчика):
Без удалого коня
Шел Иван еще три дня.
Ветер дул ему в лицо,
Но держался молодцом.
Вот заветная избушка,
В ней живет Зима-старушка.
Из трубы дымок идет,
Песню зимушка поет.

Иван (стучит):
Открывай, Зима, ворота,
А то я замерз чего-то!
И устал я, есть хочу,
Все что дашь мне проглочу!

Зима:
Заходи ко мне, милок,
Сядь тихонько в уголок.
Ты уж шибко не взыщи,
Из еды есть только щи.

Иван:
Вот и славно, дай поесть!
Все тащи, что в доме есть.
Я в лесу неделю шлялся,
Словно волк, проголодался!
Ты зачем народ морозишь,
Добровольно не уходишь?
Заковала речку льдом,
Ни живой души кругом.
Солнца в небе не видать,
Ты кончай озоровать!

Зима:
Что-то ты, Иван, невежлив,
И довольно тон насмешлив!
У меня к тебе вопрос:
Ты подарок мне принес?

Иван:
Чай ведь я не Дед Мороз,
Чтоб подарочки носить,
Уж прошу меня простить.

Зима:
Ну тогда без лишних слов
Наколи мне гору дров,
Да в поленницу сложи,
Сбоку бантик повяжи.

Иван:
А зачем мне, так сказать,
Сбоку бантики вязать?

Зима:
Не стоит, Ваня, пререкаться,
Если хочешь жив остаться.
Угоди мне чем-нибудь
Или путь домой забудь.

Иван:
Ладно, ладно, наколю,
Сбоку бантик прикреплю.
Я ругаться не люблю.

Зима:
Отчего меня народ
Ни за что не признает?
И во всех грехах виня,
Лжет веками про меня?
И ругает так поспешно.
Разве я не белоснежна?

Иван:
Что тебе, Зима, сказать?
Просто меру надо знать.
Только ты не возражай –
Под угрозой урожай!
По-хорошему, ей-Богу,
Уступи весне дорогу.

Зима:
Милый Ваня, каждый знает,
Что зимой все засыпает.
Я укрыла все поля,
Чтоб пришла в себя земля.
Ей ведь надо отдохнуть
Перед летом хоть чуть-чуть.
И чтоб был для дела прок,
Я уйду в обычный срок.
Так что ты уж потерпи
И меня не торопи.

Иван:
Да чего мне торопиться?
Я и сам люблю лениться.
А к тебе, не скрою я,
Нет претензий у меня.
Это мать меня послала,
И велела для начала
Диалог с тобой наладить
Ну, короче, все уладить.

Зима (преображается):
Хоть ты, Ваня, дипломат,
Но уж больно грубоват.
Хочешь стать мне кавалером?
Научу тебя манерам.

Иван:
Ну, бабуля, ты даешь!
Что за глупости несешь?
Чай есть девки помоложе!
Раскрасавица мне тоже.

Зима:
Ах раз так, дружочек мой,
Так останешься со мной,
С бесконечною зимой!
Я дыхну тебе на кожу
И легонько заморожу,
Да запорошу слегка -
Превращу в снеговика!

Иван:
Да ты что, Зима, постой!
Я ж по-честному с тобой!
Без претензий, так сказать,
Просто забежал узнать.

Зима (грозно):
Позабудь, Иван, свой дом,
Быть тебе снеговиком.

Иван:
Ой, куда же мне бежать,
Чтоб расправы избежать?
Люди добры, помогите,
От Зимы меня спасите!

Зима:
Эй, негодник, ну постой!
Ты теперь навеки мой!

Иван превращается в снеговика с морковкой на носу и ведром на голове.



Зима:
Вот костюмчик попрактичней,
В нем ты даже симпатичней.
Будешь так теперь ходить.
А то взялся мне хамить!

Иван (кричит):
Нет! Я больше не могу,
Все равно, Зима, сбегу!

(Снеговик убегает)

Зима:
Ну беги себе, беги!
Не видать вокруг ни зги.
Всюду снег, белым-бело,
Все дороги замело.
Все равно путь не найдешь,
На коленях приползешь.
               
Занавес


Сцена четвертая

Иван:
Вот дурак, зачем полез
Я к Зиме в суровый лес?
Я ж не дровосек железный –
С нею спорить бесполезно…

(Появляются Леший и Коряга).

Леший:
Ты в кого, Вань, превратился?
Я аж с горя прослезился! (плачет навзрыд)
Раньше был ты молодцом,
Ну а стал – снеговиком.

Коряга:
Был невежлив ты с Зимой,
Наш Ванюша дорогой.
У тебя теперь обновка –
На носу торчит морковка! (от смеха заливается)

Леший:
А на голову хитро
Нацепил себе ведро!

Коряга:
Что ж с Зимою не остался?
Эка, брат, ты оплошался!

Леший:
А в штанах стоишь в сухих?
Что-то больно уж притих! (смеется)

Иван:
Я неправ был, признаюсь.
Хочешь в пояс поклонюсь?
Сжалься, Леший, надо мной,
Как вернуть мне облик свой?

Леший:
- Жить в лесу, Иван, не сладко.
Отгадай еще загадку,
Или нам концерт устрой
Зимней лютою порой,
Иль вприсядочку спляши
Да потешь нас от души.
В общем, Ваня, развлеки!
Мы ж с корягой старики.

Коряга:
Ну а коль не развлечешь
И нам песню не споешь,
Так здесь, Ваня, и помрешь,
И домой не попадешь.

Иван обращается к детям, просит помочь станцевать веселый танец.

Леший:
- Развлекли вы нас с успехом.
Что ж стань, Ваня, человеком!

Снеговик превращается в Ивана.
Иван:
Злые брешут языки,
Что глупей всех дураки –
На грабли наступают,
Ничегошеньки не знают.

Коряга:
Умный, чтоб не мучиться,
На чужих ошибках учится!

Леший:
Так что, Ваня, не ленись,
Лучше на чужих учись!
Ты развеял нашу скуку –
Будет впредь тебе наука!

Иван:
Ладно, буду поумней
И немного поскромней.
Прежде чем мне зазнаваться,
Надо бы ума набраться.
Весь от холода дрожу,
Что я матери скажу?

Леший:
Чтобы мать не мучила,
Сделай-ка ты чучело
Из Зимы проказницы,
Нет ведь людям разницы.
А потом, будь похитрей,
Разожги костер скорей.
Над зимой посмейся,
У костра согрейся!




(Иван делает чучело зимы, Коряга и Леший исчезают)



Сцена пятая

Иван:
Ну а прежде чем сжигать,
Надо ж людям показать
Просто ради смеха –
Будет им потеха!
(стучит в дверь)
Эй, мамаша, не робей,
Открывай мне дверь скорей -
Я вручу тебе трофей!

Мамаша:
Ах, Ванюша милый мой,
Воротился ты домой
Целый, невредимый,
Заходи, родимый!
Вот садись, сынок, поешь –
Хлебушек чудесно свеж!
Да намажь его медком,
Да запей-ка молоком.
Как я рада! От души
Все подробно расскажи.

Иван:
Лесом шел через овраг,
Был повсюду полный мрак.
Ветер мне плевал в лицо,
Но держался молодцом.
Один раз среди метели,
Волки чуть меня не съели.
Я не испугался
И с волками дрался!
Взял огромную дубину,
Одному как в зубы двину!
Волки сразу испугались,
Ну, короче, разбежались.


Мамаша:
Ой, сыночек дорогой!
Дай я обнимусь с тобой!
Вот еще горшочек каши.
Или хочешь простокваши?
Как же ты оголодал,
Пока Зиму-то искал!

Иван (уплетает с аппетитом кашу):
Мне давно не привыкать
Дни и ночи голодать.
Ради дела, чтоб не врать,
Я готов и пострадать.
Шел я дальше, вдруг медведь,
На весь лес давай реветь!
Я медведю хрясь по роже…
В общем, он скончался тоже.

Мамаша:
Ой, сыночек-голубочек!
Девять дней и восемь ночек
Ты не спал, не отдыхал
И в лесу чуть не пропал!
Как же я горжусь тобой,
Настоящий ты герой!
И с медведем ты сразился,
А с зимой договорился
Или нет? Ты мне скажи,
Да всю правду доложи!

Иван:
День, наверно, на седьмой
Я пришел к Зиме домой.
Говорю ей: «Слышь, не дело!
Ты того… не заболела?
Мол, давно уж дело к ночи,
Уходи, давай, короче!


Мамаша:
А она? Не возражала?

Иван:
Уговаривать вдруг стала
И жениться предлагала!
Но я гордо отказал
И к чертям ее послал.

Мамаша:
Ай да Ваня – богатырь!
Ну-ка дай мне нашатырь.
Может, зимушка Зима
Уж в конец сошла с ума?

Иван:
Строго я зиме сказал
И на дверь ей указал.
Кончен бал, мол, выметайся,
Восвояси убирайся!
А она мне, как в бреду –
Никуда я не уйду! (передразнивает плачущую Зиму)
Говорю: Не возражай,
Людям важен урожай!
И показываю так –
Крепко сжатый свой кулак.
Тут она уж испугалась
И в тот час ретировалась.

Мамаша:
А на вид она, какая?
Чует сердце, бабка злая!

Иван:
Да ни рожи и ни кожи,
И противная до дрожи!
А чтоб нас не мучила,
Сделал я ей чучело.

Мамаша:
Ах, какой ты рукодельник,
А не лодырь и бездельник!
Что ж давай-ка поспешим,
Во дворе его спалим!
Позовем своих друзей,
Чтобы было веселей.
Раз пришел живой домой,
Попрощаемся с Зимой!

Песня:
Ах, как с нашего двора
Уходить Зиме пора.
Пусть она, ей-Богу,
Даст весне дорогу!

Приходи весна скорей,
Солнце станет подобрей
И заглянет в огород,
Пусть порадует народ!

Ешьте люди свежий мед,
Он вам силушку дает!
Знаем мы и сами –
Мед вкусней с блинами!

Ай люли, люли, люли.
Мы блиночки напекли.
Налетайте, не стесняйтесь,
Да блинами угощайтесь!






           КОНЕЦ
Нижний Новгород  январь 2018г.