Юбилей 90 лет!

Василий Овчинников
                ВСЕВОЛОД ИВАНОВИЧ ИГОЛКИН
                Мастер спорта международного класса,
                почётный мастер спорта СССР,
                многократный чемпион РСФСР и СССР.
                Один из основателей псковской школы гребли
                на байдарках и каноэ.
                Воспитал мастеров спорта международного класса
                Виктора Калашникова и Евгения Малькова.
                (Из Псковской энциклопедии)
                И не один десяток просто Мастеров спорта СССР.
                Один из них - автор этого текста.
               





Из повести "Чемпион"
http://www.proza.ru/2015/01/05/1939
 
   Получив диплом инженера, я, отказавшись от спортивной карьеры в Ленинградском СКА ВМФ, уехал служить по специальности на Северный Флот.

   Через полгода службы сообщил ребятам адрес.  Получил письмо и от тренера.

   Письмо в Гаджиево:

«    4 октября 1973 года.
   Володя, Здравствуй!
   Большой спортивный привет с берегов реки Великой!
   Очень был рад получить такое письмо, оно придало мне новых сил. Всё понимаю и прощаю, что так внезапно убежал. Но, если бы ты тогда так же рассказал, я бы понял и отпустил.
   Этот летний период для меня оказался очень тяжёлым, как в физическом отношении, так и в духовном. Планы подготовки были выполнены, но выступления были явно ниже своих возможностей. Отдельные успехи всё же не решали всего того, что было запланировано. Проболев полтора месяца, пришёл к разбитому корыту.  Многие прекратили регулярные тренировки, а это так обидно. Вот прошли последние соревнования, товарищеская встреча в Даугавпилсе, и они (результаты?) говорят сами за себя. Одно первое место на 1000 м завоевал В. Татаренко.  Лудилин на 500 м сломал весло, на 1000 м он занял  третье место. Двойка Петров В. и Иванов А. заняли четвёртое на 500 м и на 1000 м третье место. Другие вообще были не готовы к стартам.  30-го сентября прошёл марафон. Результаты следующие: 1-е место на 20 км Лудилин - 1:53:26, Татаренко – 1:57:27, Борисов – 1:57:28. У юношей первая тройка выглядит так: Мальков (младший, Саша) -56:18, Канухин – 57:23, Корныльев – 57:49.
А таких гребцов как Фёдоров, Жуков, Кузьмин, Соловьёв и не видно даже на тренировках. Даже не знаю, что будет дальше. При таком отношении нам не дадут спортивный зал, и придётся загорать на улице. Настрой у них явно не спортивный,  а у меня от этого плохое настроение. Хотя и нахожусь в отпуске, каждый вечер прихожу на базу и убеждаюсь, что коллектива гребцов нет. (Сева так и не понял, что коллектив-то формировался не вокруг него… Суховат. Камень, не цемент. И среди людей скрепляющее начало требуется.) Никто не болеет за честь своего клуба и секции. Остались два последних соревнования «Кубок Золотой осени» и «Закрытие летнего сезона», но они уже не поправят того положения, что есть.
   Здоровье моё сейчас лучше, но вот эти огорчения приносят только вред. Не могу быть равнодушным к спорту, как относятся к тренировкам, а это так сложно быть спокойным, чтобы не вредить своему здоровью.
   Приехал на побывку домой Мальков (это уже старший, Женя), на Союзе выступил плохо, а вот на встрече Дружеских Армий на 10000 занял 1-е место и на 1000 2-е место.
   Осень вступает в свои права, в 19-00 уже темно, так что не за горами кроссы, лыжные прогулки, баскетбол, всё то, без чего нельзя существовать спортсмену гребцу.
   Ещё раз спасибо за письмо. До свидания. С искренним уважением, твой тренер, Всеволод  Иголкин.  »

     И уже в "новой жизни".
     10.04.2001. Еду с работы в городском автобусе. Рядом села женщина с цветами. Оказалось, знакомы. Заслуженный тренер России по академической гребле, сейчас она, уже в пенсионном возрасте, завучем в спортивной школе, - По какому случаю? - Вашему Севе сегодня семьдесят лет отмечать будем.
    Конечно, не до банкетов, но это случай. Надо быть.

    В холле водной базы Саня Калашникова, заслуженный тренер России, Наташка, дочь Ветерана, Виктора Калашникова, она тоже стала тренером. Саню Калашникову почему-то всегда узнаю за километр, уж очень улыбка у неё добрая. Рядом с ней седой, какой-то мягкий. По лицу видно, с сердцем не всё ладно. Узнал, только когда подошел вплотную. Сам Ветеран. Второй из псковских после Севы Мастер Спорта Международного класса в каноэ. Ему уже шестьдесят два. На пенсии. Побаливает. Но работает. Там же в Любятово, где живёт, у Бибикова, в Андромеде. На все руки. Он и наладчик, и сторож и, как Саня говорит, и подметала. В, общем, - свой.
 
     Собралось человек тридцать. Стол оплатили в складчину.  Соловей, напарник мой бывший, он сейчас в состоятельных, хорошо добавил. Получилось пусть не роскошно, но вполне на уровне. В таких случаях главное не стол, а повод. Собрать в одно место тех, кого жизнь уже давно разбросала, рассортировала.

    Валерка Велигура. Пока он работает у Соловья. Но скоро жизнь их разведёт. Сдаст Валерка своего работодателя. «Своя игра?». Уж больно разные они по жизни.
    Севин сын. Когда-то пацан начинал и в каноэ. Сева мечтал сделать из него чемпиона, как у напарника, Ивана Виноградова. Не получилось. Не захотел наследник мучаться на одном колене. Но парень крепкий, по жизни серьёзный. Погоны, семья, дети…
    Сева. Семьдесят лет, ни одного седого волоса. А ведь не раз по молодости в больнице с сердцем лежал. Успокоился. Продолжает работать учителем физкультуры в гуманитарном лицее. Говорит, может еще на уроке кое-что и показать, на канате, на перекладине.

    Выпили. Закусили. Тосты, поздравления и даже выступления. Женя Егоров, ровесник брата Коли, когда-то каноист, сегодня гитарист и немного певец. Гриша Николаев, «Домик окнами в сад». Оказывается, Григорий Васильевич здорово поёт. Саня Наместников прохрипел под гитару пару песен из старых времён. Фил, Саня Филиппов мастер спорта из поколения, следующего за нами, он сейчас на базе хозяйственный директор, тоже певец душевный. Пару слов и я сказал, как бы экспромтом.
    Собрался домой. Соловей: «Володя, не спеши. Водочки попьем, по****им. В кои-то веки встретились за столом». - Стареет.   Немного даже похудел. Стал какой-то сентиментальный.
     Я бы рад, но пить мне давно уже не катит. Поговорить я могу и по трезвянке. В отключении извилин отдыха не вижу. Посидели неплохо. Домой шёл в тихом  раздумьи. Странная, и ужасно интересная, всё-таки штука, жизнь…

   Осень 2010. Мы с Севой «соседи». Дача у него недалеко от моей деревни. Где-то, в конце восьмидесятых,  роздали людям уже не по шесть, по пятнадцать соток мелиорированной земли. И километров всего двенадцать к северу от города. Дорога хорошая, автобус пригородный. Одна беда. Времена смутные наступили. Обещанную электроэнергию к участкам так и не подвели. Большинство забросили свои наделы. Заросли они густым березняком, ольхой, ракитником.
   Самые упорные из дачников хозяйничают и без энергии. Редкие пенсионеры ухитряются даже и жить. С рассветом встают, с темнотой ложатся… 
   Сева из упорных. Не ночует. Но уже несколько лет, я, время от времени, встречаю своего тренера в автобусе возвращающимся с дачи. Один. Поговорим немного. Расстались в своё время мы не друзьями. Может от этого сдержанность, может время такое…  Сдаёт старик понемногу. Ведь уже под восемьдесят. Дай Бог ему здоровья.

    Май 2011. Сева с женой едут на дачу. Поговорили. С опозданием поздравил его с восьмидесятилетием. Держится старик. Где-то, уже по осени поговорил в автобусе с женой Иголкина. В своё время, она работала в ИВЦ у меня оператором. Даже разок за клюквой Севу с отделом вывезла на «Ракете». Профсоюз поездку организовал. Клюквы по ведру и поболе наковыряли.  Получился такой, почти семейный выезд.
    Девчонки, мои электронички  мужей взяли, штурманов с Крестов. На обратном пути на палубе салона летуны расстелили карту вместо скатерти. «Совершенно секретно. Генштаб СССР». Глянул, слюнки потекли. Не от яств, от карты. Мужики постарались пить и  закусывать поаккуратнее, не очень засаливать карту.
    Британские острова, Франция целиком, Испания с Гибралтаром, Марокко. Потом я её бережно свернул, и она заняла достойное место в моём архиве – коллекции.
    Через год в мае 1991-го я уезжал в Крым, казалось, насовсем. На прощание от электроничек моих, точнее, от их мужей – штурманов, получил подарок – напутствие, генштабовскую подробную карту Крыма.

     Севе  даже неожиданно всё это было, он, собираясь с женой за клюквой, не знал, что встретится со мной. Да и я, когда-то перспективный гребец - мастер и чемпион, а потом после болезни и срочной службы на северном флоте опальный, позорно изгнанный им с водной базы, его ученик, - Здесь тебе центр олимпийской подготовки, а не богадельня для спортивных инвалидов, - теперь начальник его жены, тихо гордился своей конторой.

   Севина жена, уже в новые времена,  рассказала, как она замуж за Севу выходила. Доброжелатели отговаривали. Разведённый, ни кола, ни двора, сорок пять, весь больной, изношенный, года на два-три от силы хватит. Ей на десять лет меньше. Стоит ли?  Тридцать пять лет уже вместе. Целая жизнь.
     Двадцать лет назад участок уговорила Севу взять, что бы было куда ездить. Так ничего за эти годы и не построили, но Сева привык, лопату в землю втыкает с таким же усердием, как когда-то и весло в воду. Многое в этой жизни от женщины, которая рядом, зависит…

     26.07.13. Готовлюсь к соревнованиям по ориентированию. Пробежался. Чтобы километры были с пользой, решил найти Севину дачу. Свернул в массив «Калиновщина», спросил сначала у мужика на входе, потом ещё раз, - «язык до Киева доведёт», а потом уже и Севу с женой в «позе рака» увидел.
     Дома нет, сарайчик дощатый, но участок ухожен, чувствуется, руки прикладываются.  Сева весь под впечатлением. Вчера похоронили Борю Корнева. МСМК, байдарочник, мужик добрый, душевный, чуть-чуть за шестьдесят перевалило, учителем физкультуры продолжал работать.  Оказывается, они соседи по квартире были с Иголкиными. Митирёва Лариса Аркадьевна - жена Каталымова, Кежаткина Нина Иосифовна были. После поминок зашли к Иголкину. Посидели.
 
    «Снаряды падают всё ближе». Отношение к возможной смерти. У каждого - своё.  Сева. Генерал. Рябов. Нина Николаевна – вдова Прокопенко. 
    Моё. Жизнь, по крупному, уже совершилась. И нельзя сказать, что она не удалась. На середине седьмого десятка моё отношение к жизни как к уже выигравшему лотерейному билету. Торопиться никуда не надо. Каждый год сверх воспринимается как призовой бонус. И каждый день, как подарок от Бога.

    19.05.14. В 114 автобусе едем с Севой. Я в свою деревню, он на свою дачу. Везёт рассаду помидорную, уже на подсадку. Сегодня он один. Жена дома осталась. Поговорили. Остановка моя. Доброго здоровья!

    Май 2018. Сева в автобусе. Возвращается с дачи. Один ездит, супруга по зиме поскользнулась, плечо выбила. Не помощница. Годы, конечно, здоровья не прибавляют, но молодец, держится. Дай Бог здоровья!

    Октябрь 2019. Встретил в автобусе. Сева вывозит урожай. Дай Бог здоровья!

    16.10.20. Вчера в свой контакт скачал старое видео, где Всеволод Иванович совсем молодой - семидесяти нет. Набрал в поисковике наугад. Оказывается, он и комп освоил, в "контакте" есть. Ай да тренер! Доброго здоровья!

    04.04.21.  От брата два звонка  пропущенных.
Созвонились.  Тренеру-то нашему,  Всеволоду Ивановичу Иголкину,
кажется не так давно семидесятилетие отмечали,
а уже и девяносто лет исполнилось.
    Говорят, облспорткомитет по такому случаю денежку какую-то  выделил,
оргкомитет собрался, список избранных составили, место и дату  назначили.   
Вот только незадача. Учеников-то Севиных, мастеров спорта СССР
по гребле на каноэ,  в списке и нет. Вот брат Коля и звонит.
Во первых,  мне  напомнил, а то я в заботах повседневных сей факт как-то и прозевал.
Во вторых, посоветоваться, как быть.
Ведь незваный гость  на чужом распиле,  да и на чужом
застолье -  это намного хуже татарина.

Кстати, и про Валерку  Татаренко, тоже Мастера спорта СССР
и второго после Севы  тренера  по каноэ  на водной базе   вспомнили.
С тренерской работы в смутные  годы он  ушёл.
Семью-то содержать на что-то надо было. Живой ещё.
Раскидала  жизнь  народ по углам своим.
На десятое апреля сходняк намечен.
Пока  ещё есть  время подумать,
как Всеволода Ивановича
поздравить.


      10.04.21. С утра форс-мажор на ферме. Позвонил Брату. У него тоже что-то неясно. Говорят, Чижиков списками заведует. Избранные приглашены. На восьмом десятке скакать вокруг чиновных как-то и не с руки. Сыграли отбой.

      Как ни будь попозже поздравим.
      А пока, дай Бог здоровья Всеволоду Ивановичу!



28.09.91.  Вторник. Вахта на ферме. Пять утра.  Луна, вступившая в последнюю четверть, серпом вверх. Осадков не обещает. По прогнозам кратковременный  возврат бабьего лета.

Вчера вечером позвонил Брат Коля. Ему сообщили, что тренер наш  Сева Иголкин  умер. 
Прощание завтра (в среду) в 10-30 в Храме Жён Мироносиц.  Завтра с утра как раз у меня смена вахты.  Надо быть, но это, как получится.  Я же как бы и не совсем хозяин сам себе.

11-00. Дочь Оля позвонила. В новостях о Всеволоде Иваныче узнала.  Говорит,  думать будет, как меня попрощаться с тренером доставить.

Дочь у меня умница. Всё обеспечила. Провели тренера.
Всех живых собрал он вокруг себя в последний раз.