Не стирайте в тазике или Как я читаю

Рыжов Александр Геннадьевич
Соломон писал, что «нехорошо душе без знания» (Пр.19:2). Один из основных источников получения знаний – книги. Рассказывают, что когда турки в 1974 году захватили часть Кипра, некоторые солдаты не знали, что такое стиральная машина. Они заходили в ванные комнаты, видели стиральную машину и использовали ее как подставку под тазик, в котором стирали белье. Пренебрегая чтением, мы рискуем оказаться в положении тех, кто стирают в тазике на стиральной машине.

Меня время от времени спрашивают, как мне удается читать больше 200 книг в год и как именно я читаю. Чтобы не отвечать каждый раз по-новому, выложу здесь заметку и буду давать на нее ссылку. При необходимости, в будущем я обновлю ее либо заменю новой заметкой. Нашел свою статью пятилетней давности на эту тему, некоторые абзацы и мысли возьму оттуда.

Апостол Павел на протяжении всей своей жизни уделял чтению большое внимание, недаром он писал Тимофею «Принеси... книги, особенно кожаные» (2Тим.4:13). В другом письме он советовал Тимофею заниматься чтением (1Тим.4:13). Незадолго до мученической смерти в 1536 году Уильям Тиндейл просил прислать ему его вещи: «Теплую шапку, свечу, кусок материи, чтобы починить мои гамаши... но больше всего прошу и молю вас о милости настоять перед прокурором, чтобы он мне милостиво разрешил получить мою еврейскую Библию, грамматику и словарь, чтобы я мог заняться некоторое время их изучением». Ап. Павел и Тиндейл посвятили дни перед своей мученической смертью изучению Писания.

Джон Уэсли был восторженным читателем и большую часть книг прочел при поездках верхом. Иногда он проезжал 150 километров в день. Его чтение охватывало множество тем. У него была привычка ездить верхом, в то время как к луке седла прислонился том естественных наук, истории или медицины, и таким образом он прочел целую библиотеку. «Читай, чтобы наполнить кладезь вдохновения», — было советом Гарольда Дж. Окенгаса, взявшего с собой в свадебное путешествие полный чемодан книг. «Я не советую, — пишет Мартин Лютер, — собирать без различия все книги и думать только об их количестве. Я хотел производить выбор среди них, собирать в своей библиотеке только порядочные книги и советоваться о них со знающими людьми». Если правда, что человека можно узнать по его друзьям, то его можно узнать и по книгам, которые он читает, потому что они отражают его интересы.

Теперь о том, как читаю я и почему я читаю столько, сколько читаю. Моментов, после которых я стал читать больше, было два – морально подготовительный и окончательно запускательный. Но сначала пару слов о том, что было прежде. Вообще, я из семьи читателей. У нас всегда было дома несколько стен занято книжными шкафами. Кстати, буквально сегодня я заказал себе книжные стеллажи на три стены своего кабинета (четвертая стена занята четырехметровым рабочим столом), от пола до потолка, чтобы по максимуму использовать все стенное пространство. Так вот, к семейной обстановке. У моей мамы два высших образования, у меня столько же. Классиков я читал в детстве за пару лет до того, как их проходили по программе, причем собраниями сочинений, по 7-8 томов. В детстве меня нередко выгоняли на улицу погулять, отрывая от книг.

Когда стал верующим, то внял «строжайшему в нашем вероисповедании учению». Оно на те времена было таким: следует рассудить не знать ничего, кроме Христа, и притом распятого. И толковали тогда это, в частности, так: кроме Библии и «Вестника истины», а также литературы издательства «Христианин» читать ничего нельзя. Не воспримите как критику, просто рассказываю про свой путь и опыт. Так прошли лет 12 моей христианской юности. Из плюсов отмечу, что за это время я прочитал Библию 30-40 раз.

Где-то ближе к 2010-му году (я тогда, кажется, еще был руководителем молодежи) я включил в одну из новогодних анкет вопрос о том, кто из церковной молодежи сколько книг за год прочитал. И среди привычных нулей и единичек вдруг увидел цифру 50. А рядом с ней еще одну похожую. Это были анкеты двух родных сестер. Меня их циферки здорово возрадовали и пристыдили. Это был морально подготовительный момент.

А окончательно запускательный случился, когда я прочитал на Лайвлибе (это интернет-портал для книгочеев, своеобразный онлайн-менеджер по управлению чтением книг с возможностью вести статистику, выписывать цитаты, публиковать рецензии, общаться на книжные темы и т.п.) ветку обсуждения, где народ рассказывал, кто сколько прочитал за год. Там было реально много людей, которые читали 150, 200 и больше книг в год. И они не врали, можно было просмотреть их рецензии на прочитанное. Кажется, там был студент, прочитавший 350 книг за год. Если я правильно помню, меня тогда только рукоположили на учителя, и вот я сравниваю свою статистику: служитель церкви, учитель, который по определению призван быть мыслителем, читает 5-10 книг в год, а неверующие люди рядом с ним – легко по 150 и больше.

Я поставил себе планку на следующий год – прочитать 80 книг. Прочитал. Поднял на следующий год до 100. Прочитал. Ну, вы поняли, что было дальше. Я последовательно поднимал планку до 120, 150, а в этом году до 200 книг. Был только один год, когда я не выполнил план книг на 15. Что удивительно: это дается совершенно без напряга. Как только происходит щелчок переключателя в мозгах, как только вы начинаете считать, что читать 5 книг в год для проповедника стыдно, а 80 – нормально, дальше ничего сложного нет. Скажу честно: за весь прошедший год я напрягся в чтении только в последнюю неделю декабря – перенес одно несрочное дело (работу над сборниками стихов) на первые числа января и посидел над книжками освободившиеся несколько дней.

Если что, для информации: я не освобожденный от работы служитель. Иногда работать приходится по 12-14 часов в сутки и больше. Надо готовиться к нескольким разборам в неделю (а иногда к 5-7), а также к проповедям. Полгода назад у нас родился 8-й ребенок, кроме того, мы берем на каникулы и иногда на выходные мальчика из детского дома. В этом году, как и в каждый из последних, я написал под две сотни стихотворений и несколько десятков небольших вещей в прозе, конкретнее статистику в начале января увижу. Это не для похвальбы (разве что самую чуточку), а для вашей мотивировки.

Спросите, где брать время на чтение? По этому поводу мне нравится вот какая история. Один человек, узнав, что Стивен Кинг советовал писателям читать пять часов в день, сказал: «Ну, знаете, это ерунда! Кто на это способен?» Но затем, много лет спустя, этот человек оказался в отпуске в штате Мэн. Он со своей девушкой стоял в очереди за билетами в кино, и кто же оказался перед ним? Стивен Кинг! Все время, что знаменитый писатель провел в очереди, он стоял, уткнувшись в книгу. Когда все зашли в зал, Стивен Кинг читал, пока не погасили свет. Когда свет зажгли, он сразу же достал книгу. Он читал даже на ходу. Минуты на чтение кроются во всех уголках нашего дня, и, если их сложить, получатся многие часы.

Из лайфхаков отмечу следующее. А) Хорошо иметь книги всегда под рукой – как в бумажном формате, так и в электронном или в формате аудио. Час полива огорода плюс час пробежки плюс полчаса-час за рулем = 2,5 часа. Это половина аудиокниги на ускоренной перемотке. Я читаю, когда укладываю детей, жду в очередях и т.п. Много лет мне здорово помогал Букмэйт, потому что сотню или полторы сотни бумажных книг в год не купишь, а с подпиской на Букмэйт я имел все книжные новинки и «старинки» в кармане. (В последние месяцы я остался без Букмэйта, там резко подорожала подписка, я не могу себе сейчас позволить такую стоимость, которую они просят. Дочитываю имеющиеся на полках запасы). Недавно появился христианский аналог Букмэйта – Эквалибра. Б) Хорошо читать одновременно несколько разноплановых книг, устав от одной, всегда можно переключиться на другую. В) У меня выбор книг всегда обусловлен либо интересностью / увлекательностью книги для меня, либо ее нужностью для решения какой-то ближайшей прикладной задачи, поэтому я от чтения в принципе не устаю. Г) Очень важна организация системы сохранения выписок из прочитанных книг. Несколько лет я сохранял цитаты в Эверноуте, обильно тегируя их, благодаря чему они постоянно всплывали у меня при тематическом поиске, сейчас сохраняю цитаты и выписки в Брэйне.

Да, я ведь еще журналы читаю и лекции / проповеди слушаю / конспектирую. Регулярно мониторю ряд блогов и несколько тематических сайтов. Т.е. если поставить планку 300 книг / год, то я знаю ресурсы, за счет которых эту планку можно взять.

Читать и не писать – накапливать информационный жир. Поэтому я пишу: прежде всего дневники. В стол, для самого себя. В качестве рабочих заметок для будущих письменных работ и просто способа рефлексии. Немножко пишу эссе. Немножко разного рода художественную прозу. Написание вещей, связанных с толкованием Библии, идет у меня вяло, прежде всего по той причине, что в кругах близких мне христиан (или начальствующих над этими христианами) такие тексты спросом не пользуются. Если бы пользовались, скорее всего, мне бы не запретили вести христианский блог. Выкладывать же такие вещи здесь на проза.ру, где их заведомо почти никто не прочитает и еще более наверняка почти никто не прокомментирует – мотивации на это мало. Процесс-то ведь трудоемкий.

Меня регулярно спрашивают про аудиокниги, так вот: да, аудиокниги в мои 200 книг в год тоже входят, это довольно значительная часть в общем списке. Слушаю книги за рулем (если не разговариваю с попутчиками или детьми) и во время пробежек, летом во время полива огорода и другой садово-огородной работы. Ставлю записи обычно на ускоренную перемотку, большинство дикторов читают ужасно медленно и занудно. Слушаю на такой скорости, чтобы полностью усваивать содержание, коэффициент ускорения обычно устанавливаю от 1,7 до 2,3. В телефоне у меня всегда есть запас из нескольких книг на случай, если книжка неожиданно закончится в дороге. В последние пару лет у меня произошло такое разделение: слушаю я главным образом художественную литературу и беллетристику, читаю с бумаги или экрана в основном то, что надо проработать и обдумать. Но бывают исключения и там, и там. По поводу заметок по аудиокнигам я в последний год пришел к такой практике: прямо на бегу (если речь о пробежке) открываю на телефоне гугл-почту и отправляю себе письмо с несколькими словами в шапке, по которым я, возвратившись к компьютеру, вспомню, о чем была речь в заинтересовавшем меня фрагменте книги, и запишу мысль. Бегал с карандашом и блокнотом, но они у меня как инструменты фиксации мыслей на бегу не закрепились.

Покупая книги, я беру некоторые из них сразу в нескольких экземплярах. Удобно, когда дома есть запас хороших книг, которые можно, в случае необходимости, кому-то подарить. Книга – прекрасный подарок.

Почти всегда при обсуждении чтения меня спрашивают про скорочтение. Скорочтением я не пользуюсь. Ну, если быть честным, пользуюсь очень-очень редко – максимум на протяжении пары особо скучных страниц из нескольких тысяч. Я прочитал несколько книг по скорочтению и умею читать быстро, но не пользуюсь этим, п.ч. при скорочтении неизбежно резко падает процент усвоения информации.

Мне не раз говорили, что при таком обильном чтении все в разуме и памяти не сохранится, а потому надо читать поменьше, а вот размышлять побольше. Может, для кого-то это верно, не спорю, но для себя я вижу полезным именно такой подход, при «обильном» чтении многие детали оседают уж не знаю в каких частях памяти и потом всплывают, когда нужно. Кроме того, много читать, это не значит мало размышлять, чтение как раз запускает процесс размышления, и я часто размышляю во время чтения и останавливаюсь, чтобы записать мысли или вопросы.

Сейчас я стараюсь придерживаться своего старого правила четырехкратного прочтения Библии за год. Я давным-давно провел расчеты и знаю, сколько надо читать страниц в день, чтобы прочитать Библию нужное количество раз за год. В текущем году план я сБп выполнил – вчера дочитал Библию в 4-й раз за 2017-й год.

Профессор Григорий Абрамович Бялый когда-то говорил, что человек может прочитать за жизнь  (читающий постоянно человек) не более десяти тысяч книг. Самое интересное, что когда он их прочтет, он понимает, что ему-то по жизни достаточно десяти книг. Но чтобы знать, каких именно десяти, и приходится читать эти самые десять тысяч.

30.12.2017