Сбит ракетой?.. Не верю!

Евгений Попов-Рословец
    Это произошло 4 октября 2001 года…

    Украина взяла на себя ответственность за гибель авиалайнера.   А если быть предельно точным,  признал вину Украины  лично Кучма.
   И вот мы знаем, что Украина  подписала с Россией и Израилем межправительственное соглашение о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе. В соответствии с этим соглашением Украина выплатила по 200 000 долларов США за каждого погибшего :  7 800 000 долларов России и 7 500 000 долларов Израилю.
 
   Как это было… Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс по маршруту Тель-Авив—Новосибирск, но через 1 час и 45 минут после взлёта  рухнул в Чёрное море  сравнительно недалеко от границы с Турции.  Координаты примерного места падения самолёта были определены 42°11; с. ш. 37°37; в. д. , что примерно в 340 километрах от места пуска ракеты - мыса Опук в Крыму, и примерно в 100 километрах от побережья Турции. Все находившиеся на его борту 78 человек погибли.
    Официальная версия трагедии основывалась на заключении Межгосударственного (российско-украинского)  авиационного комитета (МАК), а именно:  самолёт был непреднамеренно сбит зенитной ракетой «С-200», запущенной в ходе проводившихся на территории испытательного полигона российско-украинских военных учений.
    Итак, два важных факта: полигон – не украинский, а российско-украинский, а учения не украинские, а российско-украинские… Может это и пустяк, но необходимо быть точным.
 
   В  том районе, где рухнул лайнер глубина моря составляет свыше двух километров. Поисковикам благоприятствовала погода: ими были извлекли плавучие останки с поверхности моря. Кроме останков тел, были найдены 404 фрагмента лайнера, имевших повреждения от металлических шариков (в основном, напольное покрытие).  Так или иначе, но ни одного фрагмента ракеты и ни одного бортового самописца обнаружено не было. Увы, но это тоже факт.
Итак, трагическая ошибка во время военных учений?..   Или преднамеренный теракт, в результате чего на борту лайнера взорвалась бомба? От ответа на этот вопрос многое зависит… Очень многое!
 
   «Самолёт был поражён извне, будучи сбитым ракетой ПВО» - именно такую  информацию дала американская телекомпания CBS, сообщившей на весь мир, что имеются «убедительные доказательства», что лайнер был сбит ракетой украинского зенитно-ракетного комплекса  С-200, выпущенной во время военных учений.  Можно ли сомневаться, что  эта информация сразу же была подхвачена во всех СМИ РФ?
   Но могла ли такого рода «разоблачительная сенсация» в принципе быть сокрытой или оспоренной официальным Киевом, если за ходом учения  на учебном центре Черноморского флота Российской Федерации  наблюдали делегации семи государств?  Более того,  Украина признала, что во время тех российско-украинских учений  было сделано 23 залпа с различных зенитно-ракетных комплексов:С-300 и «Куб» по беспилотному самолёту-разведчику Ту-143, известному как мишень «Рейс». 
(Википедия:  Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Практическая дальность действия — 180 км, время полёта — 13 мин, практический потолок — 1 000 м).

   Важное обстоятельство:   кто же первым обнародовал сенсацию о виновности Украины (и только Украины!) в гибели авиалайнера.
   Говоря Си-Би-Эс, необходимо знать, что речь идёт о медиаконгломерате  Viacom, о  том самом, который стал с 2000 года владельцем Си-Би-Эс. 
Кто не знает о телеканале в России  MTV? Кто не знает о Мумий Тролле группы «Владивосток 2000», о  Comedy Central…  Это всё продукты Viacom International Media Networks (подразделение Viacom), которая открыла представительство в Москве,  став ответственным за рынки России и стран СНГ, Украины и Прибалтики.  В России же компания представляет 12 глобальных мультимедийных развлекательных брендов, включая Nickelodeon, MTV, Paramount Comedy, Paramount Channel и ряд других.   Я не удивляюсь, что именно эта компания объявила, что располагает данными о виновности Украины в гибели пассажиров ТУ-154.
 
   На следующий день после трагического инцидента президент Путин назначил главой  комиссии по расследованию причин катастрофы Рушайло – печально известного, как шефа РУОПа.  Так были созданы комиссии в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
   По заявлению комиссии анализ пробоин в фюзеляже показал, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200 «Земля-воздух», так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса. После этого открытия,  предположение о том что лайнер могла сбить ракета в ходе учений,  СМИ перестают называть эти учения совместными и отмечает их как исключительно учения Украины.
 
  10 октября  Генпрокуратура России сообщила предварительные данные судебно-медицинской экспертизы погибших — причиной смерти всех 14 пассажиров, тела которых были найдены в ходе поисково-спасательных работ, стала баротравма. По информации заместителя генпрокурора России Сергея Фридинского, в крови погибших обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту.

  О, да!.. Комиссия, под руководством Рушайло, сложа руки не сидела.  Уже 11 октября руководитель обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы: «множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении  самолёта извне». При этом Рушайло подчеркнул, что «останки самолёта, упавшего в море, не найдены из-за сложного строения дна, агрессивной сероводородной среды и большого слоя ила — до 6 метров».

  Через неделю  после трагедии  Рушайло заявил, что, по анализу обломков самолёта и пробоин, зенитная ракета взорвалась в 15 м над самолётом.
 И тогда министр обороны Украины от имени правительства страны на конференции в Киеве принёс извинения родным и близким погибших: «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».

  Прошло 7 лет…

  В 2008 году Министерство обороны Украины инициировало экспертизу. В состав экспертной комиссии вошли шестеро специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) и трое сотрудников Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба.
   Согласно повторной экспертизе КНИИСЭ от января 2011 года, самолёт... Внимание! НЕ БЫЛ поражён украинской ракетой. Эксперты изучили, во-первых,  условия, при которых, согласно выводам МАК,  ТУ-154  мог быть сбит, и, во-вторых, поражающую способность ракеты ПВО.  Комиссия пришла к заключению, что во время подрыва боевой части ракеты (если имела место ошибка наводчика) расстояние до самолёта должно было составлять 780 метров. В таком случае в самолёт попало бы «до трёх поражающих элементов». «Уничтожение самолёта при таких условиях является практически невозможным», — утверждается в выводах КНИИСЭ.

   В отчёте также сказано, что мишень «Рейс» за три минуты до катастрофы Ту-154 уже была  уничтожена огнём другого зенитно-ракетного комплекса — С-300 ПС, расположенного в 11 км от С-200 . В 9.42 по UTC (в 12.42 по киевскому времени) прекращено излучение радиолокационной аппаратуры  ракеты С-200, что исключает возможность попадания в самолёт украинской зенитной ракеты. Отрицая поражение самолёта украинской зенитной ракетой, эксперты КНИИСЭ не указали конкретно о  других возможных причин крушения Ту-154.  Но, тем не менее, отвечая в ходе судебных слушаний на вопросы, эксперты не исключили, что источник поражения самолёта мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещённое «между потолком внутренней части самолёта» и его внешней оболочкой.

  Хронометраж

  Рейс SBI1812 вылетел из аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в 08:00 UTC (10:00 по израильскому времени). В 09:39 UTC самолёт вошёл в зону ответственности № 7 Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) «Стрела», и экипаж сообщил диспетчеру о пролёте пункта обязательных донесений ODIRA. Полёт осуществлялся на высоте 11 100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные, действовавшие на период проведения учений вооружённых сил противовоздушной обороны Украины.

  В 09:45 UTC (13:45 MSK) магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся криком человека. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе обрывок фразы: …куда попала(о)…), свидетельствовавшими о внезапном возникновении на борту самолёта некой аварийной ситуации. Практически одновременно метка самолёта исчезла с экранов радаров.  Лайнер в это время находился на высоте 11 000 метров примерно в 200 километрах юго-западнее Сочи.

   Так ракета?.. Или взрыв на борту?
 
  «Паспортные»  данные дальности поражения целей этим комплексом – 255 километров. Уже то, что  расстояние до места обнаружение обломков самолёта – более чем 340 километров, версия поражения авиалайнера комплексом С-200  изначально выглядит сомнительной.
 
    Президент Украины 10 октября 2001 года так ответил журналистам на вопросы о причинах авиакатастрофы:
  «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу» (конец цитаты).
    Высказывание украинского президента «есть трагедии и большего масштаба» шокировали мировое сообщество. Легкомысленное заявление Л. Д. Кучмы вызвало гневную реакцию официального Израиля. Пресс-секретарь израильского премьер-министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента:
«Хоть убитые люди  не являются представителем твоего народа , тем не менее, недопустимы такого рода «благодушные» умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами. Для нас это величайшая трагедия».
 
    Эпилог
  20 сентября 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны.
Но Военный суд Киевского гарнизона 19 октября 2004 года отменил постановление Генеральной прокуратуры о закрытии дела.  Верховный Суд не удовлетворил жалобу Генпрокуратуры с просьбой отменить это решение, и расследование было возобновлено. Но в июле 2007, как известно,  дело окончательно было закрыто с предыдущей формулировкой Генеральной прокуратуры.
   Вывод из этой тяжбы: Генеральный  прокурор Украины настоял на том, чтобы расследование прекратить, а дело – закрыть. Следствие закончено!..   Забудьте.

ПОСТСКРИПТУМ
   Гибель пассажиров того самолёта... Но мы знаем, что к дате той катастрофы над Черным морем вот уже два года, как не затихал интерес общества к причине иной трагедии... В Москве были взорваны дома со спящими безмятежным сном людьми. И мы уже забыли, но тогда, самой насущной потребностью людей было узнать истину – кто же взорвал гексогеном те дома?
 Итак, тема – «гексоген» весь 2000-й и 2001-й года продолжала оставаться самой актуальной для людей, чья совесть не способна на холуйское «одобрямс».  О том злодеянии и об «авторе» тех чудовищных взрывов неустанно думали не только замечательные журналисты, но и все люди с гражданской совестью.
  И вот трагическая гибель пассажиров лайнера…
  Есть такой приём, называемый «встречный пожар» - это когда поджигают лес, чтобы остановить стену огня.