Большой компьютер

Исаак Аронсон
   Здание нашей компании находилось недалеко от аэропорта. Частенько, по утрам, мы с Лёней встерчались в помещении, отведённом для обеденного перерыва, чашки кофе, и тому подобное. Помещение это было на четвёртом этаже, имело большое и всегда очень чистое окно, в которое можно было наблюдать за приземляющимися самолётами. Мне жутко нравилось следить за огромными машинами с таким тяжёлым пузом, медленно парившими настолько близко от нас что казалось прямо сейсчас влетит в окно. Было что-то немного сказочное в гигантском чудовище, которое спокойно плывёт рядом с нами и не падает.
   Компания занималась развитием и поддержкой нескольких программных продуктов для финансового люда, т.е. тех которые непрерывно продают и покупают ценные бумаги, в основном акции. Любые коррекции к программам тщательно документировались и многократно проверялись, ошибки сильно не любили. Время от времени кого нибудь увольняли, о чём мы всегда знали поскольку в таком случае менялись  все пароли. Для тех кто освоился работа была довольно скучная. Лёня любил вспоминать шутку о том что программист-профессионал умеет спать на рабочем месте с открытыми глазами, а программист экстра класса это тот который спит с открытыми глазами и время от времени постукивает пальцами по клавиатуре. 
   Русские тогда кишмя кишели. Один мой знакомый, родившийся в Канаде, поговаривал, что ,вот мол, мы тут боялись войны с Советами, а теперь смотри - русские нас всё-равно захватывают, без всякого вооружения. Налив чашку кофе и медленно размешивая сахар двумя пластиковыми палочками, что было для Лёни некой магией, он начал мне рассказывать о беседе со своим групп лидером.
   - Ты знаешь, взяли ещё одного нашего, он в каком-то то ли ящике работал, то ли военной конторе. Когда его интервьюировали он очень понравился своей спокойной манерой говорить, производящей впечатление фундаментальности. Правда когда стали задавать технические вопросы то он начинал говорить что-то невразумительное, но они не стали придавать этому большого значения. “Опыт военной фирмы, будет работать аккуратно, надёжно”. Ну, ну думаю. Надеюсь было незаметно как я начал хмыкать.
   В этот момент подбежал Антон, очень шустрый малый, эдакий самородок, приехал откуда-то с севера, перед отъездом спекулировал компьютерами. Рассказывал что не успевал закруглить все делишки, эмигрантская виза в Канаду истекала, так, я, говорит, не долго думая, написал письмо Английской королеве с просьбой продлить, и во прикол, правда продлили …. Антон держал в руках объявление о приёме на работу в какую-то другую компашку, и встревает.
   - Утро доброе, господа предатели родины. Смотрите, братцы, тут хотят  три года опыта использования языка Перл, как думаете сколько написать, четырёх, я думаю, достаточно ?
   - А ты знаешь Перл, спрашивает Лёня.
   - Первый раз слышу.
   - Так что ж ты на интервью будешь говорить ?
   - Проблемы надо решать по мере поступления. 
Антон испарился также незаметно как и появился.
   Хлебнув немного кофе, Лёня вернулся к прерванному рассказу.
   - Зовут паренька Дима, он немного старше нас, ходит так медленно, немного наклонившись, как будто погружён в глубокие раздумья. Я подошёл к нему, мы познакомились, перекинулись парой фраз. Минут через пятнадцать он ко мне подходит и говорит
   - Леонид, скажи пожалуйста, а почему вот у тебя, да и у других, я вижу, компьютер стоит на столе такой большой, а у меня только тоненький монитор.
   - Не может быть, отвечаю, я даже заинтересовался, все тут с писюками сидят, нет мониторов, подключённых напрямую куда-то. Подхожу к нему, смотрю у него компьютер на полу стоит. 
   -Дима, говорю, смотри у тебя на полу компьютер стоит, а у меня на столе, вот и вся разница.
   - А-а, хорошо что подсказал, я уж думал у начальства спросить.
Лёня опять хлебнул немного кофе и продолжал.
   - Мне это показалось странно. Ну, думаю, всякое бывает, нервничает, наверное, человек. Но потом, минут эдак через двадцать, Дима спросил нельзя ли напечатать страничку, другую, и я сел рядом с ним и стал подключать принтер. Он сидел справа, и я говорю, - Слушай, кликни вот сюда мышкой. Вижу, Дима не реагирует на внешние раздражители, я ещё раз повторяю, и смотрю он одним пальцем как-то толкает мышку, мне надоело, я потянулся через него и сделал что мне было нужно. А уже потом я заподозрил что он в глаза не видел ни компьютер, ни мышку, у меня, правда, очень сильное подозрение. Бывает же такое, и как человек смог сохранить такую девственность?! Ну ладно, пошли по своим кельям, ты обедаешь сегодня? 
   Через пару дней, проходя по коридору, я стал невольным свидетелем разговора Лёни, Димы, и их начальника Стивена. Как оказалось, Стивен позвал Лёню помочь поскольку, по его словам, возникла проблема языкового барьера. Стивен повторял, извиняющимся тоном, что просто для начала, и чтобы освоить процедуру внесения изменений, и их документации, он просит сделать очень простое исправление во вводе исходных данных.
   - Вот здесь, в этом поле, нужно ввести либо , Y, либо ,N, если клиент вводит что-то другое нужно выдать ошибку. Вот такая простая коррекция, есть жалоба что тут можно что-то другое задать и возникают дурацкие проблемы.
Дима начинает говорить, слегка раздражаясь, видимо повторяя уже не в первый раз
   - Ну я же написал в описании коррекции. Необходимо добавить в документацию ясное предупреждение о том что в этом поле ничего другого вводить нельзя. 
   -Леонид, видишь, у нас явная проблема языкового барьера. Сделай одолжение, объясни по-русски.
Стивен встал и ушёл.
   Через пару недель, придя на работу, мы узнали что Стивен и ещё несколько ключевых ребят компании работали всю ночь, и всё ещё не удалось зафиксировать критическую проблему у одного из главных заказчиков. Часам к одиннадцати Лёня шушукнул мне что они наконец-то нашли проблему,- каким то образом в одной из очень старых, центральных программ исчезла одна строчка, и никаких комментариев!         
   Люди были настолько ошарашены этим событием, что несмотря на усталость после бессонной ночи довольно напряжённой работы, подняли архивы, и проследили все изменения в системе за последние несколько дней. Выяснилось что Дима удалил эту строчку, которая, надо думать, ему помешала. В течение следующих пятнадцати минут Дима был уволен и выпровожден из стен здания специальным офицером.
Антон отреагировал по-свойски
   - Да, брат, трудна у нас дорога.