Незабываемый ноябрь

Александр Андриевский
В ноябре 1974- ого время моей службы в Советской Армии закончилось. После 10-ого числа, на плацу танкового полка, зачитали приказ о демобелизации всем солдатам, кто выслужил в армии, установленные законом два года службы. Этот дембельский приказ был моим : о нём я мечтал  до призыва на военную службу.         

Как бы это не казалось странным, но мне было немного грустно сознавать, что моя жизнь без забот о будущем закончилась, что в прошлом осталась её обстоятельность, размеренность и даже тяготы военной службы.   

Ещё неделю все солдаты моего призыва, изнывали от безделья и неизвестности: все ждали вестей о воинском эшелоне, который повезёт нас, демобелизованных солдат, к местам нашего жительства, туда, где жили до призыва на военную службу. 

Через неделю из штаба полка позвонили в канцелярию  батальона и отдали приказ, уволенным в запас солдатам, идти в штаб  за документами,  денежным расчётом и продовольственным довольствием, которые они должны были получить перед прибытием на  железнодорожную станцию воинского эшелона.

После того, как все  *дембеля   вернулись в свои воинские подразделения, дневальный по батальону, подал команду:-  Батальон! Выходи строиться на плац!
   
Как всегда бывало перед отъездом дембелей домой, полк строил  командир части.
С напутственными речами, к уезжающим домой солдатам, выступили командиры батальонов и начальник штаба полка. После команды "Полк смирно. Равнение налево"  и команды  "Шагом марш"  для дембелей, наша колонна  под музыку военного марша  " Прощание Славянки", пошла строевым шагом по плацу, к штабу полка.

***

Все солдаты, увольняющиеся в запас, хорошо знали о том, что перед тем, как они уедут домой из воинской части, их одежду  шинеля, *парадки, шапки, и гимнастёрки будут проверять на время их получения. Это делалось просто : проверяющие сверяли номера военных билетов, что были написаны на них раствором хлорки, с номерами их военных билетов. 

Часто, безжалостные проверяющие, обнаружив на одежде дембелей, написанные чужие номера военных билетов, заставляли их снимать её. Естественно, что они звонили в воинскую часть, откуда уезжали домой уволенные в запас солдаты, чтобы старшины подразделений, в которых они проходили службу, передали им через дневальных нужную одежду. 
         
Вот из-за этой процедуры нам пришлось побывать в спортзале мотострелкового полка, что находился рядом с нашим полком.  Двоим нашим однополчанам пришлось по этой причине расстаться с шинелями и парадной одеждой.

Из ворот * КПП соседней части, мы,  дембеля, так нас называли, с улыбками и разговорами пошли к железнодорожной станции. В это время, на улицах деревни, в которой стоял наш танковый полк, дул холодный ветер; на земле, местами, белел снег. В Маньчжурии, в ноябре, земля всегда бывает укрыта снегом. Нужно сказать о том, что он как правило, лежит в  низких местах из-за постоянно дующих ветров.

Многочисленные лысые сопки, окружившие деревню, белели от лежащего на них снега. Я смотрел на них и думал о том, что буду иногда их вспоминать;  буду вспоминать и о том, как танки нашего полка ездили по ним, во время учений.

Возле небольшого деревянного здания железнодорожного вокзала, не было  воинского эшелона, на котором, уволенные в запас солдаты должны были ехать до своих городов и деревень; но недолго солдаты ждали прибытия дембельского эшелона: он прибыл через  двадцать минут. 

Неожиданно, мы, увидели нескольких молодых солдат нашего батальона. Они  прибежали из части, чтобы попрощаться с уезжающими своими друзьями. Видеть их было приятно.

*** 
Локомотив поезда подал сигнал отправления; пассажирские вагоны вздрогнули, перрон, на котором стоял  оркестр, играющий  военный марш " Прощание Славянки," и провожающие, качнулся, и начал убегать назад, к железнодорожной станции. Это был самый долгожданный миг, который  уволенные в запас солдаты, ждали два года. Многие дембеля смотрели на невысокие белеющие сопки, где  стояли гарнизонные караулы, и вспоминали о том, как ходили туда в наряды, на службу.         

Через пять минут многие из них сидели в своих купе; кто-то доставал рюкзаки с  пайком, а кто-то шёл к кондуктору вагона, чтобы узнать есть ли в титане кипяток.   

Федя Малинкин, с которым я служил в одном танковом батальоне, играл на гитаре и пел дембельскую песню : -
                Не грусти, салага, срок отслужишь свой
                И как я поедешь ты домой
 
                В далёкие края, в большие города
                На  дембель едут парни дембеля...
               
               
***

Ритмично стучали на стыках рельс колёса вагонов, идущего поезда, и убегали назад маньчжурские сопки, что виднелись на горизонте. Радостную атмосферу, что была в вагоне ещё недавно, сменили: атмосфера ожидания и даже грусти из-за мыслей о предстоящей разлуке с друзьями.
   
В моей груди, с каждой новой остановкой поезда, усиливались чувства ожидания и грусти: через несколько часов я должен был выходить из вагона, потому что эшелон подъезжал к деревне, в которой  жил до призыва в армию.
      
Не оставляли меня думы о моём старом отце, которому было уже шестьдесят семь лет. Его участие в Великой Отечественной войне; в войне с Японией, в августе тысяча девятьсот сорок пятого года, на Халхин - Голе, в Монголии, и в Финской кампании - сказались на его здоровье: он стал часто болеть, а седые волосы, на его голове появились очень рано, когда ему не было сорока лет.    

На моих проводах на службу в советскую армию, он, неожиданно заплакал и сказал: - Не знаю, дождусь ли я из армии всех своих ребят? Может и не дождусь? Не доживу, уйду на кладбище *шипишку караулить.

"Что же делать мне?- думал я,- может выйти из вагона поезда в городе ***, встать на военный учёт в райвоенкомате, а потом уехать домой на пригородном поезде. После этого, мне никуда не нужно будет ехать.

***   

Увы! Жизнь есть жизнь! Через семь месяцев отец мой ушёл из жизни, от тяжёлой болезни. Вот из-за этого я не поехал поступать учиться в ВУЗ, на вечернее отделение.  У меня, как у бывшего военнослужащего были льготы для того,чтобы  поступил на него. Впрочем, я поступил на работу в железнодорожный околоток, монтёром пути и вскоре работал на ремонте железнодорожных путей. Судьбе было угодно, чтобы я начал проходить "университеты" жизни. 

В начале  августа я уезжал в областной город ***, на постоянное место жительства . С матерью оставался жить в стареньком доме младший брат, которому на службу в армию нужно было идти  через три года.    
   
Жизнь чем-то похожа на пассажирский поезд, в котором  едут люди; его пассажиры постоянно 
 меняются : одни  сходят, другие заходят. С каждым годом он идёт быстрее.  Человек, едущий в его купе, не мечтает о том, когда приедет на свою конечную станцию. Идёт поезд  жизни и пусть путь его будет счастливым и  долгим.   

*Парадка - Парадная одежда  военнослужащих.( Прим.автора)
*КПП - Контрольно Пропускной Пункт.(Прим.автора) 
*Шипишка - шиповник (Прим.автора)
*Дембеля - военнослужащие, уходящие в запас.(Прим.автора)