Развод по-ростовски

Михаил Ханджей
Ростов-на-Дону, конечно, не „Париж-на-Сене“, но счастливцы, побывав в тех городах , помнят их, как чудное мгновение, всю жизнь. С давних пор эти два города известны, как «дьявольское наваждение соблазнов», где, как „вихри враждебные“, крутятся и тратятся деньги не только «на голых девок, идолиц поганных», но и на товары народного потребления.

Но и Париж, конечно, не Ростов! В нём нет вечно молодого «Старого базара»! Базар, как бы другой город в городе. Он свой колорит, жаргон и дух имеет. Где вы вдохнёте полной грудью духан смеси яблок, черешни, хурмы, укропа, чеснока, халвы, раков, свежей рыбы и сточной канализации? Где вы увидите столько разных лбов, глаз, лиц, носов, ушей, животов и ног? Здесь - прямой контакт. Здесь с вас снимут чары, и напустят на кого вы пожелаете.

Здесь вам восстановят потенцию, и лишат мужской силы того, на кого вы укажите. Здесь смычка города с деревней, здесь самая пёстрая выставка мод - от церковной длиннополости до светской оголённости. Что башня Эйфеля в Париже?! – талант в железе одинокого артиста. А вот  базар Ростова - иная высота! Это амфитеатр драмы и комедии, где артистов с разными языками тьма, но говорят на одном – базарно-матерном, проявляя восточную мудрость продавцов и недалёкость клиентов в деле базарных отношений.

 «Старый базар» - это очень пахучие ряды. На длинных прилавках под навесами
небритые «лица кавказской национальности» являют апельсины, мандарины, хурму и прочую экзотическую чурчхелу Кавказа.

Вот «азиатов» ряды, где янтарный урюк и кишмиш благоухают. А вот в белоснежных халатиках «ольгинские кореянки» салатами особой выделки торгуют. Их прабабушки из страны «утренней свежести», убегая от хунхузов на Дон, принесли с собой тайну корейской кухни.

Особо манят к себе рыбные ряды. Торгуют тут потомственные «дончаки». Их предки, в чёрных клобуках казаки, оценили в Диком поле Дон, корнями вцепились в дно речное, жили «с реки» и разбоя, не зная хлебопашества.

Теперь потомственные казачки торгуют не только селёдочным духом. На их прилавках сазаны губастые, сомы лобастые, осётры трёхметровые и севрюга, шамайка и рыбец, тарань и лещь, всякая рыбища и рыбица свежая, солёная, копчёная и тут же в корзинах зелёные раки пучеглазые.

В мясном павильоне «каждый баран за свою ногу весит», туши рогатого скота на плаху мясникам подручные кладут, и те огромными секирами их превращают в парное с кровью мясо. Здесь вам и нежные кролики с нутриями, и гуси с утками, индейки и цесарочки с перепёлками. Да разве перечесть здесь всё, что зарезано живого?! Днём жутковато здесь от вида рубщиков в крови и их подручных с огромными ножами. Ночью лучше сюда не попадать. Здесь полчища крыс, гадкие и страшные, они пьют кровь зарезанных и грызутся меж собою. Б-р-р-р!

В рядах медовых своя прелесть. Благоуханные меды гор, полей, лугов, садов и кущей вам предлагают милые дивы, такие же пахучие, как и их товар. Но, если вы в медах несведущ, вам обязательно всучат мёдоподобную тягучую массу. Будьте осторожны!

Говорят, что на Старом базаре, как в Греции «всё есть». И истину глаголят.
Вот торгутют шалями расписными, платками пуховыми, а рядом лавчонка, как избушка сказочная, и в ней на верёвочках лифчики разных калибров висят и всякие там штучки женской амуниции для дома и на выход. Дама, торгашка с опытом, охмуривает клиентку без опыта: - Ты только посмотри, милая, - только у меня панталончики кружевные, посредине разрезные. Для Венериных утех сей товар практичней всех! Бери, милая, век помнить и благодарить будешь!
   
А вот в ногах толпы на корточках «напёрсточники» своё мастерство продают!
С удалью мелькают руки, передвигая три напёрстка. Как тут не угадать, под каким шарик находится?! Ан нет! не угадал! Ещё разок! И ещё раз! Не успел азартный клиент опомниться, а его уже облапошили и его денежки перекочевали в чужой карман. Тут расчёт без проволочки. Попробуй не отдать деньги! В толпе зевак вон какие лбы торчат из «Службы защиты прав»! В момент шею свернут, курчонку или голубке подобно.
 
- Было ваше, стало наше! - каламбурит предприимчивый малый с жизнерадостной улыбкой на плутовском лице и туманным прошлым в истории своей жизни.

  - Дамы и господа! Только у нас и только сегодня уникальная лотерея! Где вы ещё можете выиграть за сто рублей японский телевизор «Панасоник»? За двести мотоцикл «Ямаха»? За пятьсот « Джип Черокки»? Счастливый случай в ваших руках!,- призывает красивая блондинка с яркими губами, стоя под кровлей расписной палатки ввиде избушки на курьих ножках.

- А вдруг повезёт!, - пронзила мысль Нину Петровну, посетившую базар в один из знойных августовских дней. Но, порывшись в кошельке, она обнаружила всего лишь семьдесят рублей и, сморщив смущённо личико, призналась лотерейщице:

- У меня не хватает. Значит не судьба смотреть мне «Панасоник»!
 
- Женщина, мне так хочется чтобы вы выиграли! Чего там у вас не хватает? Бог с вами, давайте что есть, – посочувствовала блондинка с яркими губами.

Нина Петровна, смущяясь, вытряхнула свои денежки на столик, где стоял лотерейный аппарат, протянула руку, вытащила билетик, развернула его и прочла - «Панасоник».

Сердце её чуть не выскочило из груди на базарную площадь, щёки её стали ярче цветов мака, а в висках стучало:

- Выиграла! Выиграла! Счастливый случай! – И стала показывать зевакам выигрышный билетик. Тут же нашлись женщины, желающие выиграть даже «Джип Черокки».

  – Простите, а где я могу получить свой телевизор? – спросила, сияя от счастья, Нина Петровна лотерейщицу.

- На базе.

- А где это?

  - В конце «Московской», номер сто четвёртый, во дворе база. Предьявите
билетик и забирайте свой телек. Русское кино в японском телеке – лучше не придумаешь! Я за вас так рада! Гуд бай, дама! Скорее бегите за «Панасоником»! – подбодрила лотерейщица.
      
Нина Петровна с базарными сумками попёрла в конец «Московской», не чуя под собой ног и не видя лиц, прущих ей навстречу. Ей не хватало воздуха от быстрой ходьбы, угарного газа чадящих машин и радостного ощущения приподнесения сюрприза мужу и детям. Видимо, волнуясь, она никак не могла найти сто четвёртый номер дома, где база. Начала спрашивать старушек, которые всегда всё знают, где тут база по выдаче лотерейных выигрышей. На что старушенции отвечали:

- Милая, мы тут живём с Октябрьского переворота, но про такую базу слышим впервые. Ты, наверное, обмешулились на радостях. Пойди и уточни адресок.
Нина Петровна, как говорится, - «сумки в зубы, ноги в руки» и погнала в обратном направлении, к яркогубой блондинке.
   
- Вы меня простите, голубушка, - задыхаясь лепетала Нина Петровна лотерейщице, - но там, куда вы меня послали, базы нет.

- Дама, простите меня грешную! Я совсем забыла, что база переехала в другое место! Она теперь в Змеёвской балке находится. – И яркогубая блондинка схватилась за грудь, извиняясь.

- База в балке? Там же гадюки под каждой травинкой лежат! Я боюсь их досмерти! – У Нины Петровны мурашки по всему телу пошли.

- Дама, это уже ваши проблемы. Моё дело обслужить клиента и скассировать денежки за билетики. У вас ко мне ещё вопросы? Это после работы. А сейчас я занята. Видите, сколько желающих выиграть?!

- Как же мне быть? – лихорадочно соображала Нина Петровна. – Не понесу ж я на горбу телевизор с базы по гадючьим местам до автобусной остановки. А как я влезу в автобус с сумками и с «Панасоником»? Нет, надо домой смотаться. Взять такси и на базу. Телек в багажник ставить не буду, вещь дорогая. На заднем сиденье ему будет безопасней.

Хорошо, что у Нины Петровны «Удостоверение депутата горсовета» имеется! Проезд в трамвае, троллейбусе и автобусе бесплатный. Доехала до своей остановки. Влетела мухой в подъезд, на третий этаж, зазвонила нетерпеливо в свою квартиру. Муж, даже в глазок не глянув, поспешно отпер замки, с немым вопросом «Что случилось?» – в глазах.

- Быстренько одевайся! Едем! Надо срочно телевизор получить на базе!

- Ты что, белены объелась? Какой телевизор? Перегрелась ты, подруга, на базаре.

- Не перегрелась, а выиграла! Одевайся! И не чухайся. Пока я в туалет схожу, чтоб в сборе был! Прихвати денег на такси туда и обратно. Не будем же мы по автобусам таскаться с «Панасоником». В такси я всё расскажу, пока на базу ехать будем.

Пролетающие молнией такси были заняты. Пришлось тормознуть частника.

- Куды паедим, женьщина? – спросил заросший щетиной армянин, открыв дверцу «Жигули».

- В Змеёвскую балку.
   
- Ти сумашедшая, чито ли? Там жи гадюк пално.

- Никаких там теперь гадюк нет. Там теперь база по выдаче лотерейных выигрышей.

Возьмём телевизор и обратно сюда приедем.

- Туды и абратны будить стоить шестьсот рубилёв. Но тибе за пятисот. Толика тама никакой база нету, а гадюги многа. Садысь. Паехала
В машине Нина Петровна рассказала мужу, как она выиграла японский телевизор.

- Ты представляешь, Вань, теперь у нас свой «Панасоник»!
Когда подъехали к Змеёвской балке, оказалось, что там кроме памятника жертвам войны, нет ни одной избушки. Голая балка. Только видно, как в траве что-то шевелится.

- Я жи тибе гаварила, чито тута никакая база нету.
Какое-то нехорошее предчувствие заползало под платье Нины Петровны. И уже, наливаясь гневом, она сказала:

- Едем на «Старый базар». Я то выиграла! Пусть эта стерва красногубая где хочет берёт телевизор.

- Женьщина, я тибе ни мальчик катать туда-сюда. Давай деньга, тады паедим.
Нина Петровна достала тысячерублёвую банкноту и сказала водителю:

- Видишь, деньги есть. Ты что не веришь мне? Приедем, тогда и расплачусь.

- Давай твая тисяча. Забирёшь свая тиливизора, я тибе отвезу дамой и сдачу дам. Ти чито мини ни веришь? Даю слова армянина! -  Потянул тысячерублевик к себе, раскрыл «бардачок» со словами:

- Тута пусть палижить.

У «Старого базара» припарковаться негде. Прилепился водила на улице знаменитого артиста Станиславского и сказал, хлопая мужа Нины Петровны по плечу:

- Ара, я тута буду стоять и ждать вас с тиливизаром. Вы луче наймите грущика, он вам за двадцать пиять рублей на тележке прикатит. И поедим.
Когда муж и жена, обладатели выигрышного билета, подошли к лотерейному павильончику, Нина Петровна буром попёрла сквозь очередь на красногубую блондинку, а муж её в сторонке стал ожидать разрядки ситуации.

- Вы что меня за дурочку считаете? Я всю «Московскую» обшарила, в «Змеёвскую балку» на частнике моталась. Никакой там базы нет! Я выиграла! Отдайте мой телевизор или деньги.

Видя разволновавшуюся обладательницу лотерейного билета, к ней тут же подошёл амбал, и обратился к ней:

- Тётка, ты чего орёшь?

- А ты кто такой? Чего нос суёшь не в своё дело?

- Я её «крыша». Давай в сторонку отойдём и разберёмся. А к ней не приставай. Видишь сколько у неё клиентов?
   
Нина Петровна, потрясая своим выигрышным билетиком, излагалась на высоких тонах разъярённой женщины:

- Я выиграла. Она мне сказала, что база, где выдают выигрыши по счастливым билетикам, с «Московской» переехала в Змеёвскую балку. Я моталась и туда. Но базы там никакой нет. Я что, дурочка?

Амбал взял в свои лапищи лотерейный билетик, и со словами:

- Тётка, я тебе таких выигрышных билетиков хоть тыщу дам, - разорвал на четыре части.

- Вань, - позвала Нина Петровна мужа, - я по этому билету «Панасоник» выиграла, а он порвал.
 
- Тётка, дёргай отсюда, пока я тебе и твоему мужу ноги из жоп не повыдёргивал!

Оценив обстановку, муж Нины Петровны подошёл к ней, взял под локоток, и повлёк в гущу базарной толпы, от греха подальше.

- Нина, это же аферисты! Какой дурак телевизор за сотню тебе даст?! Хорошо, что ты не додумалась за пятисотку мне «Джип Черокки», а Витьке «Ямаху» за триста выиграть. Вляпалась ты, Нинок, по самые ноздри.
Нина Петровна чувствовала себя обалдевшей от несправедливости со стороны устроителей лотереи. Она не в силах была говорить в полный голос. Лишь шёпот надутой аферистами клиентки:

- Сволочи! Какие сволочи! – слетал с её губ.

Кое-как выбрались супруги на «Станиславского», но хозяин авто, как только счастливая пара пошла за телевизором, «сделал ноги» и «рванул когти» в одну из четырёх сторон света. Обманутая Нина Петровна, ища сочувствия и защиты, обратила глаза, наполненные слёз, к мужу. К кому ж ещё преклонить свою голову?!

- Нинок, не расстраивайся! И помни - «В каждой избушки свои игрушки!».