Г. 15Никогда не брошу камень в историю моей страны

Ирина Христюк
Опубликовано в журнале "Мы родом из СССР", 7, 2-ая часть.

               НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ
      
                ГЛАВА  ПЯТНАДЦАТАЯ
   
                НИКОГДА НЕ БРОШУ КАМЕНЬ
                В ИСТОРИЮ МОЕЙ СТРАНЫ

          Помимо событий личного, семейного, характера, пережитых в начале шестидесятых годов двадцатого века, запомнились и те, государственного масштаба, что коснулись жизни каждой семьи, и оттого запали в память на всю жизнь.

          К ним, в первую очередь, можно отнести денежную реформу 1961 года.  Она началась сразу после нового года и проходила в течение всего первого квартала. Бумажные денежные знаки образца 1947 года и серебряные, никелевые, медные и бронзовые монеты, выпущенные в СССР, начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Обмену не подверглись и остались в обращении монеты СССР номиналами 1, 2 и 3 копейки. С первого января 1961 года были выпущены банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей и чеканились монеты нового образца достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. О предстоящем обмене денег население было проинформировано заранее. Уже во второй половине 1960 года в магазинах на товарах цена указывалась и в старых, и в новых деньгах. Конечно, нашей семье особо менять было нечего: стройка забирала все средства, но кампания эта запомнилась. Многие, у которых были кое-какие запасы, испугались не на шутку. К слову сказать, с новыми купюрами и монетами мы прожили довольно долго. Они оказались наиболее долговечными за всю историю СССР, хоть и потеряли свой вес по отношению к доллару. Если дореформенные 10 рублей содержали 2,22 грамма золота, то 1 рубль 1961 года в 2,25 раза меньше - 0,99 грамма. Валютный курс, с 1950 года составлявший 4 дореформенных рубля за 1 доллар, после реформы составил 90 новых копеек (вместо 40). Если честно, нас это не особенно волновало, так как валюты мы в глаза не видели, за границу не выезжали, импортными шмотками не торговали. В таком неизменном виде советские деньги просуществовали вплоть до 23 января 1991 года, когда началась их замена на купюры новых образцов. Может, просуществовали бы и дольше, но распад СССР предопределил появление новых стран и соответственно новых денежных знаков. Но история не имеет сослагательного наклонения… В Республике Молдова, в частности, национальная валюта - лей (молдавский), равный 100 бань, введён с 29 ноября 1993 года. Обмен всех наличных и безналичных денежных средств, находящихся в обращении на территории Республики, в том числе вкладов населения, производился при огромных давках до! 18.00 часов 2 декабря 1993 года по обменному курсу 1 лей равен 1000 купонов (рублей). И стала копейка не то, что рубль, а тысячу рублей беречь…

          Но вернёмся в 1961 год. Не успели отойти от денежного потрясения, как через 12 дней совершенно неожиданная, ошеломляюще приятная новость: человек в космосе. Телевизоров в селе ещё не было, но торжественно-тревожный голос Левитана по радио передавал правительственное сообщение о том, что «сегодня, 12 апреля 1961 года, впервые в мире совершён полёт человека в космос». Его имя – Юрий Алексеевич Гагарин. Гордость переполняла людей от мала до велика. Наверное, это была первая всеобщая послевоенная радость. Со времени первого полёта человека в космос прошло уже более 56 лет, но ликования не забыть. Многие женщины после этого стали называть новорожденных мальчиков Юрой. А каждый год потом и до сегодняшнего дня, отмечая день рождения моей подруги Маруськи Тиминской 12 апреля, обязательно освежаем в памяти и день космонавтики. Припоминаю, как во время учёбы в Кишинёвском государственном университете, сокурсница приносила фото её родных с Гагариным во время посещения им вместе с женой и двумя дочерьми нашей республики. А я, обычная ученица первого класса, под впечатлением полёта Юрия Алексеевича начала собирать газетные материалы о космосе. За многие годы набралось довольно-таки много интересных публикаций и снимков. Одно только фото со свадьбы Валентины Терешковой с Николаевым, где посажёнными родителями были Никита Сергеевич Хрущёв с супругой, чего стоит! Там они все молодые, красивые, с бокалами шампанского в руках. Но в один день всё исчезло в неизвестном направлении. Да, то было время первых полётов в космос и небывалой популярности профессии лётчиков и космонавтов. Сто восемь минут полёта Юрия Алексеевича перевернули мир и наше представление о нём…

          У каждого человека своё детство и своя молодость хороши в любое время. Проходят годы, но мы бережно храним воспоминания, по большому счету, положительные: добрых, улыбчивых людей, дружных соседей, весёлые праздники. А главное - чувства, оставшиеся в далёких забытых воспоминаниях. Помню счастливых родителей, родных, гостеприимных друзей и близких. Помню многое. Но не закрывались от нас и проблемы. Всё обсуждалось за столом в семье. И «секреты» из хаты не выносились. Воспоминания всплывают разные: и тяжёлые, и болезненные, и те, что не хочется ворошить. Но это - история моей страны и моей семьи. И я никогда не брошу в неё камень. Переделать её - невозможно. Можно только извлечь уроки.

          Одним из кризисных и бедственных макрособытий, что зафиксировала  память – разразившийся в начале шестидесятых годов хлебный кризис. По всей республике стояли длинные вереницы людей за хлебом. Сначала в 1962 году повысили цены на мясо и масло. А в 1963 году случился неурожай, появились перебои, затем дефицит хлеба и некоторых других видов продуктов питания. Во многих сёлах и районах республики хлеб выдавали по спискам в определённые дни, кое-где каждый день, но в строго ограниченном количестве. Объясняли тем, что после первых лет приличных урожаев целина с начала шестидесятых годов подвергалась воздействию эрозии и уже не могла приносить весомой отдачи. Но народ-то наш трудолюбивый, к трудностям привыкший, и страна богатая. Виноваты, наверное, во многом были руководители страны, республик и местные власти.
Чтобы купить буханку хлеба, нужно было простоять в длинной очереди по пять часов. Доходило до того, что одолев её, уходили ни с чем. Наша семья в сельских списках не значилась, так как туда включали, в основном, инвалидов войны, труда, детства и одиноких престарелых. В списках был родной брат отца – уйко Андрий. Бывало, стою долго в очереди, знаю, что нас в списках нет, но всё равно называю фамилию с надеждой, что может что-то за день изменилось. Иногда, очень редко, продавщица жалела и отпускала буханочку. Казалось, ещё день-другой - и угроза голода станет всеобщей. Но голод в мир гонит. И стали родители отправлять меня, десятилетнюю девочку, с подружкой, соседской Марусей, за двадцать километров в районный центр – Рышканы. Не зря говорят, проголодаешься, так хлеба достать догадаешься. Прознали откуда-то, что там, на краю посёлка, недалеко от стадиона, в железной будке отпускали хлеб без списка. Давали мне рубль: 40 копеек на дорогу автобусом туда и обратно, 48 копеек – три буханки серого хлеба (кирпич) и оставшиеся 2 копейки – на газировку. Незадолго до описываемых событий был открыт автобусный маршрут «Глодяны – Рышканы». Он пролегал через наше село Дану, колхозный сад, соседнее село Балан, Лупарийский лес, Нагоряны и конечный – Рышканы. Путь от автостанции до хлебной будки тянулся через весь посёлок. И топали, и стояли в очереди, и боялись потерять деньги, зная, что родители сейчас в поле, а вечером будут ждать нас с хлебом. Порой, у ларька бывала такая толкотня, такая давка, что, если стоишь у прилавка, то с большим трудом выходишь оттуда. Да ещё надо было не выдать себя, что мы с другого района. Но выстояли, выжили и, приблизившись к последней черте, за которой начинается продовольственная катастрофа, запомнили на всю жизнь слова: «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб ногами топтать - народу голодать».

          И ныне во многих наших семьях, особенно, где ещё живы пожилые и старые люди, перенесшие голод 1947 или хлебный кризис 1963 годов, господствует почти религиозное отношение к хлебу: Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счёт. И не надо пытаться стереть из памяти то, что пережили. Страна – это большой организм. И у него тоже случаются недомогания, болезни, упадки сил и страдания. Он, в свою очередь, также нуждается во врачевании, терапии, а иногда и в хирургии.
Не будем предаваться забвению, ведь ВСЁ, ЧТО ПЫТАЕШЬСЯ СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ, ОСТАЁТСЯ НА СОВЕСТИ. А мне хочется, чтобы пережитое мною, моими родителями, дедушками и бабушками обрело своё место в памяти детей, внуков и правнуков, тех, кто идёт на две-три  жизни впереди нас, и несёт в себе наши обычаи, традиции, наш язык, частичку нашей жизни, нашей души, нашей совести …

 
   01. 01. 2018.

 Продолжение следует.