Осень- ещё не зима или Осенние игры Гл. 15

Светлана Казакова Саблина
   продолжение повести 

                ***
- Расскажите мне о загранице тех лет,- попросила я Валентину.
- О, это – чудо! После сибирского, закрытого и довольно молодого, по сравнению с Прагой, Омска, чехословацкая столица нам показалась архитектурной сказкой!

   Эти старинные католические соборы и храмы, где звучала органная музыка, их  готические шпили. Эти каменные дома и мостовые средневековья, красивый арочный Карлов мост через Влтаву  с его прекрасными скульптурами, Пороховая башня, Клементиум, где расположена национальная библиотека, летний дворец королевы Анны, Национальный музей.

   Эти открытые кафе с ароматным настоящим кофе и свежеиспечённой сдобой, это чешское пиво, которое пьёшь и не пьянеешь, оно  бодрит, а не расслабляет, наполняет тебя какой-то энергией.
 
   А ещё поражало обилие всего в магазинах и обслуживание в них.
   Вот, к примеру, в обувном магазине меня обслуживало  четыре (!!!) продавца. Не найдя нужный мне размер сапог  в выставочном зале магазина, повели меня на склад (такое возможно ли даже в сегодняшних наших отечественных магазинах?) А там  усаживали на банкетку, приносили не один десяток сапог, просили примерить, застёгивали замки, просили пройтись, посмотреть, как сидят на ноге, удобна ли колодка, какие мне больше идут. Я уже устала мерить, я уже не хотела сапог, от внутреннего зажима не привыкшая к такому обслуживанию и деликатному обхождению, а они всё несли и несли мне новые модели.  Чтобы остановить их служебное рвение, я схватила последние две пары из примеряемых.  Ах, как долго я их носила потом здесь, в Сибири! Эти сапоги всё никак не выходили из моды, были тёплыми и удобными в носке!

  А косметика! Мы с девчонками накупили её на два года вперёд.
  Заходя в любой из магазинов, ты получал такой высший класс обслуживания, что чувствовал себя чуть ли не королевской особой.

  А рестораны! Нас кормили при гостинице и там, где время обеда заставало на экскурсии. Можете ли вы себе представить наше стеснение, не зная, с какого из трёх бокалов нужно начинать обед, какую,  из пяти вилок, брать первой? Я умела пользоваться ножом в правой руке и вилкой в левой. Мы дома праздничные обеды  проводили за убранным скатертью и сервированным столом, но  столько обеденных приборов и я видела впервые. Заводские девчонки и ребята, молодые передовики сельхозпроизводства прямо потели  от такой непосильной задачи. Наверное, им легче было добиться рекордных надоев и выточить архи много сверхсложных  деталей, чем сидеть за таким столом. Наш гид тихонько подсказывала и просила не тушеваться. Официанты были с непроницаемыми лицами. И от этого ты чувствовал ещё большую неловкость.
   Там, в Чехословакии,  впервые мы, сибиряки, попробовали листовой салат. Многим он не понравился, как и подаваемые ко вторым блюдом оливки. А я с тех пор обожаю их.

- А как относились чехи к русским, ведь лет  за десять до вашей поездки там были волнения?- не утерпела я.
- В целом, хорошо. А если и кто-то и пытался что-то нам сказать, мы не понимали, а гид не переводил.  Меня вообще за свою принимали. По материнской линии есть молдаванские  корни. Как видите, я черноглаза и волосы  у меня  от природы были тёмные, прямо как девушка с их Моравских гор.
   Знаете, я позже и в Турции была, но Чехословакия произвела  на меня неизгладимое впечатление, которое не рассеялось до сих пор.

  Обаяние старосветской Европы романтически подействовало на всех нас.
  Представляете, я даже позволила себе провожать меня одному красавцу - башкиру из параллельной туристической группы, с которой от Москвы мы  ехали в Чехословакию уже вместе.
  Как Виктор убивался, как караулил меня, а, завидев возвращающихся нас из пешеходных наших гуляний по вечерней Праге, резко поворачивался и бежал в свой номер.
  Однако, сев в обратный поезд, очарование растворилось, как утренний туман. Башкир был забыт. И Виктор вновь предпринял атаку на меня. Я в который раз объясняла ему о своём замужнем статусе, но тому - всё нипочём. Любой женщине льстит такое внимание, и я не исключение. Уже перед самым Омском я наградила верного рыцаря поцелуем. Это был поцелуй благодарности за его чувство, но сердце моё было тогда не свободно.

  Эх, если бы знать, где мы теряем и что мы находим…

  Моя семейная жизнь с Сергеем Калашниковым  не заладилась. Через полгода я разошлась с ним.

  Чуть позже мне призналась мама, что приходил какой-то светловолосый кудрявый парень, искал меня. Это было где-то сразу после моей туристической поездки. Адрес родителей он нашёл по городской справке. Я не была прописана в квартире мужа, чтобы не упустить возможности получить квартиру на своей работе.
- Почему ты не сказала мне об этом раньше?- спросила я маму.
- Ты - замужняя женщина, какие могут быть другие мужчины?- выговорила мне мать.
- А дружбу ты не предполагаешь?
- Я предполагаю его большую любовь к тебе,- ответила мама.

   Через два года меня познакомили с молодым человеком, который сделал мне предложение. Я вышла замуж. Без любви. С желанием родить сына. Мне – под тридцать. Родители ждут внуков. Они уже  пенсионного возраста, хотя отец продолжал работать. Он сделал мне однокомнатную квартиру, планируя позже им  с матерью переехать в неё, а свою большую отдать  мне.
   Сын как-то сразу не получился. Лишь через два года я наконец-таки узнала счастье быть матерью. Родился снова мальчик. Мой славный Егорушка. Моё – всё.
  Только это событие продлило наш брак со вторым мужем ещё на два года.
  Второй муж был жадным  и грубым. Любил женское общество. Иногда я  жалела о Сергее Калашникове, первом муже. Иногда вспоминала милого своего воздыхателя в той незабываемой поездке в прекрасную страну.

       Прошло почти тридцать лет. Была перестройка. Развал страны. Потеря идеалов. Потеря родителей. Как благодарна я им, что оставили мне квартиру. Чтобы как-то выжить одной с ребёнком – алименты были такими  мизерными, я сдавала свою однокомнатную квартирантам. Выучила сына.

- Вы всё это время жили одна?
- Нет, я же с сыном. Это – семья. А если вы имеете в виду мужчин, то – да. Жила одна. И не было желания кого-то искать.
- А с кем же вы сейчас подолгу разговариваете по телефону?
- С Виктором. С тем самым верным моим рыцарем.

   Видя моё изумление, Валентина счастливо смеётся:
-  Изредка я перезванивалась с Ольгой.  Помните, моя соседка по купе  в туристической поездке?

   Я киваю.

- Так вот, она недавно мне позвонила на домашний телефон и сказала, что через  интернет  её разыскал Виктор, из письма которого она узнала, что он никак не может найти меня. Хотел уже в передачу «Жди меня» обращаться. «Я дала ему твой номер сотового. Я правильно сделала?»- говорит  взволнованно Ольга.
- Конечно! - кричу я ей в ответ.
   А сама лихорадочно ищу свой телефон, на который  полчаса назад шли звонки с неизвестного мне номера.
   Я никогда не принимаю чужих звонков.
   И только я взяла телефон в руки, как снова раздался звонок.
- Здравствуй!  Я, наконец, тебя нашёл!
   Прошло столько лет, а голос не изменился, он звенел молодой радостью. И я вдруг почувствовала, что у меня есть крылья. Моё тело  сидит в кресле, а душа взлетела и мне наплевать, что я - женщина зрелой осени, что по сути, я возвращаюсь с ярмарки жизни, и что вообще  из этого может получиться…

                ***
   Мне потом Ольга рассказала о Витиных перипетиях  жизни.

   Женился он вскоре после Чехословакии. Поняв, что он для меня-отрезанный ломоть, пытался забыть мои чёрные глаза. Как это делают заводские ребята? Напился, залез в женское общежитие и там, где приветили – переночевал. Наутро ничего не помнил. Но через два месяца ему ребята и говорят, что там, где приветили, ожидают потомства и грозятся через суд признания отцовства. А чего через суд, если было дело. Чего ему от своего семени отказываться? Конечно, женился. Уехали с женой в район. Троих детей народили.  Дом построил, дерево не одно посадил, внуков дождался. Нет долгов ни перед кем. Жена три года, как умерла. И все эти три года он пытался найти меня. А у меня фамилия от второго мужа осталась, чтоб не было разночтения с фамилией сына.

- Да, сюжет для сериала, ваша история, Валентина.
- И не говорите. Он мне тоже позже  про кино говорил: « Представь себе, что когда я тебя в той турпоездке встретил,  для меня жизнь - кино цветным показалась, а потом – чёрно-белое, с случайной женщиной, но дети, дети – скрашивали  и скрепляли в связке эти контрастные цвета. А теперь жизнь опять цветной видится». И я так явственно это представила. И поверила в это. Хотя, кто его знает, как сложится дальше?..
- Продолжайте верить, перестаньте бояться. Вы же, в конце концов, не маленькая девочка, хотя смеётесь вы, общаясь с ним по телефону, по-детски счастливо и непосредственно,как дитя,- говорю я Валентине.
-Вот и  Виктор меня «Хохотайкой» зовёт. Я за всю жизнь столько не смеялась, сколько теперь с ним хохочу. Другой раз себя укорачиваю, но он смешит, и я опять прыскаю.
- Есть такая английская пословица, в переводе на русский звучит так: «Добрый смех – это солнечный свет в доме»,- цитирую я по памяти.
- Ой, сколько электроэнергии я сэкономлю!- хохочет опять Валентина.

  Раздаётся звонок, и Виктор снова начинает радовать свою  «Хохотайку» серенадами песен. Она сбавила  громкость, чтобы не тревожить соседей, но чтобы и  я могла слышать эти нежные мелодии их любви. Засыпая, я ещё успеваю подумать, как мило можно сказать о главном таким вот  песенным признанием.