Изнасилованная ментальность

Моисей Харитонов
Время и ситуация подвига защитников Масады это  - эпоха разрушения Второго Храма, тяжелое время римского владычества, ликвидации даже видимости еврейского государства. Идеологически и политически влиятельной фигурой был Иоханан бен Заккаи  - ученик Гиллеля, основателя фарисейской школы. Иоханан бен Заккаи, уважаемый законодатель, занимал в то время должности верховного судьи и ректора храмового университета.

Уровень и смыслы влияния этой фигуры на настроения евреев после поражения от римлян я попытался реконструировать по книгам Иосифа Флавия, Лиона Фейхтвангера и публикации рава Цви Вассерман «Раби Йоханан бен Заккай». 2008 г. https://toldot.ru/rabbanim/rabbanim_2999.html

Высокими нравственными достоинствами отличались и ученики Гиллеля — те самые будущие мудрецы, которым досталось принять и развить многовековое наследие народа, создать новые формы еврейской жизни.

Как рассказывается в Талмуде,  бен Заккай прожил 120 лет; сорок лет он учился сам и сорок лет обучал других. Никогда не вел он пустые разговоры, все подвергал тщательному изучению. Те, кто пишут о нем, предполагают, что великий мудрец, вооруженный Б-жественной Торой, проникал в области, недоступные воинственной душе зелота.

Но, завораживающая сила умных(!) фрагментов(!) Торы подчиняет себе тех, кто не в состоянии быть настроенным на ощущение Системы и выявление её.

Ко времени начала восстания (66 г. н.э.) р. все политические группировки, на которые раскололся тогда еврейский народ, видели в нем столп древнего учения, верховного хранителя Устного Закона.

Он знал, что в отчаянном бесстрашии зелотов, в их свирепой решимости драться до последнего есть своя жуткая правда. Римские императоры раз за разом увеличивали размеры податей, грабили храмовую казну, наполняли страну убийствами и казнями, глумились над иудейскими символами и ритуалами. Но, убедившись в невозможности войны с Римом, он был против ее бессмысленного продолжения.

Флавий это видел, но в нем превалировал  эгоизм, стремление лично обустраиваться, карьеристские побуждения

И, когда после поражения восстания, должно было выстраиваться дальнейшее проживание еврейского народа, бен Заккай озаботился не сохранением свободолюбивых устремлений народа, а сохранением влияния Торы на настроения и поведение народа.

Когда Веспасиан был еще только римским полководцем, бен Заккай предсказал ему, что тот будет провозглашен императором. Теперь император Веспасиан, впечатленный старцем и благодарный ему, заранее пообещал выполнить любую просьбу. А мудрец поразил императора просьбой позволения... поселиться с учениками в маленьком городе Явне.

Явнийская школа Иоханана бен Заккая стала кузницей того еврейского менталитета и внутриобщинных отношений, которые через два тысячелетия захватили и наше время.

Не все его ученики — цвет учености Израиля - явились на зов учителя. Были и те, кто посчитал его дезертиром. Они ушли и их слабенькое влияние растаяло.

Воспитанники школы вместе с Устным Учением унаследовали мысль рабби Иоханана бен Заккая «о духовной миссии еврейского народа» - «служению высшим нравственным идеалам».   Сохранение учения об этих идеалах поставили выше задачи выживания самих евреев. А в этом многие увидели возможность злоупотреблять массой евреев – свои увидели возможность поэксплуатировать, чужие увидели возможность притеснять.

В этой школе бен Заккай провозгласил, что «два основания, на которых стоит мир: Учение и добрые дела».  Но, по сути, «добрые дела» здесь – сохранение индивидуальных жизней (а не системное сбережение жизни нации) и обеспечение комфортности жизни, там - где она состоится.
Увлеченный «будущим» и сохранением того, что видел (он видел в своем ограниченном вИдении), для «будущего» - не замечал, что им спекулируют более «умные» - циничные политики.

Заккай подчинился Торе и система, видимая им, оказалась ограниченной по сравнению с системой «Оптимальный путь выживания еврейского народа в безмерной исторической перспективе». Его пропорция: жертвовать современными поколениями ради установления «добра» в далеком будущем.

Видимо, действительно, р. Иоханана бен Заккай был в значительной степени человеком, предугадавшим изгнание и рассеяние евреев по всей Земле и разработавшим принципы национальной жизни с учетом долгого скитания среди враждебных народов.

Оседлав идею «служения высшим нравственным идеалам», извратив их, эгоцентричные прагматики продолжили эксплуатацию извращенного еврейского менталитета

«Доходополучателем» от таких актов «выживания» является корыстная (цинично сознающая это или движимая инстинктом) часть еврейской «верхушки» и сумевшие прильнуть к ним из «низов».                Получают:

• занятость в организациях с релевантной тематикой   
• компенсации за погибших и пострадавших
• поводы к смакованиям своей «обиженности»
• поводы для претензиям к «виноватым» нациям

Выживание через «хмельнитчину», российскую революцию, гитлеровский фашизм было не оптимальным: из-за внутриеврейской структуры «верха выживают за счет сдачи низов врагам» еврейские жертвы были катастрофически большими по сравнению с теоретическим вариантом «единство народа»

Он был систематичником, четко чувствовавшем и сознававшем, что по-кусочкам знакомится с безмерным целым – концепции целого у него не было. Каббалисты – составители модели 10 сфирот - остались в далеком прошлом, евреи утеряли этот путь. И Заккай не мог холистически увидеть жизнь и в такой целостной картине попытаться найти путь выживания народа. Со своим коротким, прагматическим мировидением и поведением, он подменил естественную заданность выживания народа задачей сохранения определенной ментальности.

Греки и римляне рефлексировали евреев гораздо глубже, объемнее, чем евреи их. А там, где греки или римляне недобирали (не успевали или недоучитывали что-то в отношениях с евреями), то компенсировали промах своим физическим превосходством.

Нужна смена парадигмы…