Тайна Черного квадрата Малевича

Михаил Беленкин
Или почему темная ночь победила арабов.

      «Черный супрематический квадрат», впервые написанный Казимиром Севериновичем Малевичем в 1913 году,  как проект декорации к  опере М. В. Матюшина «Победа над Солнцем» и,  как независимое произведение в 1915 году, - до сих пор вызывает много споров и разных мнений. В декорациях к «Победе над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена) - это было "пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга".
      Хорошо известно, что это было далеко не первое произведение на эту тему, которое символизировало полный отказ от предметной формы в живописи. Ровно через 100 лет после создания картины была произведена реставрация полотна, в результате чего удалось расшифровать надпись на картине, которую, по мнению реставраторов, сделал сам Малевич. Как они считают, там написана фраза "Битва негров в темной пещере», явно отсылающая к картине французского художника Альфонса Алле, представляющую собой сплошной черный прямоугольник (написана в 1882 году). Кроме того, был проанализирован нижележащий слой изображения. О том, что под знаменитой картиной есть некая цветная композиция, было известно давно, однако в Третьяковской галерее установили, что предыдущих работ на самом деле две.
      Что же касается предыдущих «Черных квадратов», то их известно несколько.
Первый «Черный квадрат» под названием «Великая тьма» был написан еще в 1617 году Робертом Фладдом, затем через два с лишним века, в 1843 году он был повторен Берталем под названием «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». В 1854 году Гюстав Доре изобразил «Черный квадрат», что очень символично, - под названием: «Сумеречная история России». И, наконец, в 1882 году появилось полотно «Пола Билхолда, и очевидный плагиат к этой работе – «Черный квадрат» Альфонса Алле с похожим названием: «Битва негров в пещере глубокой ночью».
     Обращает внимание, что большинство этих работ носили явно эпатажный и пародийный характер. Был ли шедевр Казимира Малевича исключением?
Я держу в своих руках иллюстрированный рукописный труд - дневник художника Ивана Михайловича Митрофанова(1898-1987), который содержит бесценные личные воспоминания об его учебе в «Училище Живописи» (1917-1921 год), где преподавал Казимир Северинович. Этот дневник содержит уникальные и нигде ранее не опубликованные сведения на эту тему. Надо заметить, что Иван Михайлович был убежденным реалистом, любимым учеником выдающегося русского живописца К.Ф.Юона, чем объясняется его, мягко говоря, неприязненное отношение к «гению русского модернизма».
       «Сумасбродство Малевича известно очень давно. Еще в 1910* году на одной из левацких выставок появился «знаменитый шедевр» - «Чёрный квадрат». Это был небольшой холст, на белом фоне которого нарисован квадрат, сплошь закрашенный черной краской.  Это был шедевр из шедевров футуристической фантазии. Полное отрицание картины. Естественно, что около такого «шедевра» поднялся невообразимый шум. Шум со всех сторон. Непечатная ругань реалистов и фимиам юродствующих. Тогда же появились и стихи:
- «Над Москвой квадрат довлеет черный,
Превращая день московский в тьму.
Это жест Малевича упорный
Хочет перекрасить всю Москву.
О, Москва, в стенах твоих не мало
Вырастало всяческих темнил,
Но такого чуда не бывало,
Чтоб квадрат всё небо затемнил!»**
После такого дифирамба «квадрат» занял в левацкой прессе непререкаемый авторитет. А аборигены музейного дела протащили его в Третьяковскую Галерею. – «Я памятник воздвиг себе нерукотворный!», воскликнул Малевич, увидев свой шедевр в стенах бессмертного хранилища,- законной гордости нашей Родины. И тот, кто обгадил стены нашей святыни, допустив такую блевотину в сокровищницу мирового искусства, заслуживает глубочайшего осуждения***.
Чему же мог учить молодежь такой «профессор», сам ничего не умеющий делать. Он ходил по мастерской и «советовал». – «Чтобы усилить материальность цвета, сыпьте пока краска сырая, золу, песок, опилки и т.д., смотря по надобности!». И дураки раскрывали шире глаза и щедро сыпали эту ерунду в масляную краску.
Кому-то пришла в голову мысль в пику реалистическому искусству создать «Музей Живописной Культуры», состоящий сплошь из формалистической живописи. Первоначально он разместился в выставочном зале бывшего «Училища Живописи», а потом его перенесли в другое здание.
Жутко становилось очутиться среди экспонатов этого собрания. Должен сказать, что все собранное там не только оскорбляло глаз, но страшно действовало на нервы.
А нам было поручено помогать в развеске по стенам зала. Этот самый Малевич дал еще более скандальный холст под названием «Борьба арабов с темной ночью»
Вот этот «шедевр»! (см.иллюстрацию). Недоуменно спрашивали Малевича: - «К.С. [Казимир Северинович], где же тут арабы? Он с невозмутимым спокойствием отвечал: - «Арабы черные и ночь темная, вот оттого они и не видны. А видите в левом углу белый треугольник? Он показывает, что арабы побеждают ночь и начинается светлый день!». Ничего себе объяснение!»

    Невольно возникает печальная мысль, что, очевидно, темная ночь все-таки победила арабов и белый день не только не настал, но его зачатки были проглочены кромешной тьмой.  Кто знает…

Примечания
* Здесь автор явно ошибается, приводя данные по памяти.
** Автор неизвестен. Не удалось найти цитирования этого стихотворения в других источниках.
*** Речь идет об И.Э.Грабаре, которого И.М. неоднократно осуждал за закупки картин художников-модернистов.