Отелло из сму-14

Борис Бызалов
        Борис Бызалов
         Москва
        2017г.               

                ОТЕЛЛО  ИЗ СМУ -14

   На строительстве стартовой позиции для новой ракеты-носителя случился непредвиденный перерыв. Позвонили с асфальтобетонного завода и сообщили, что при погрузке бетонных блоков на  "шаланду" у нее снесло борта. Так на местном жаргоне назывались автоприцепы для перевозки негабаритных грузов. И теперь нужно перегружать блоки на другую "шаланду", которая прибудет с другого объекта.

   В ожидании "шаланды" мы, технические руководители и  рабочие-монтажники спрятались от безжалостного июльского солнца под навесом, где из трубы, вкопанной в грунт  текла ледяная родниковая вода.

   Ко мне подошел Олег  Ломов, известная на нашем объекте личность. Олег  был классным специалистом  сварщиком. "Сварной", как их зовут в народе.  Он варил   и нержавейку и алюминий, не говоря уже об обычной углеродистой стали,  что в те годы умели делать не все. Его швы не нуждались в дополнительном контроле, а сам он имел личное клеймо,  доверенное ему отделом технического контроля.
   Олег спросил меня, знаю ли я Алика Мерзояна и Артура Храповицкого? Еще бы мне их не знать!

   Наши замечательные писатели Ильф и Петров, когда сочиняли  "Двенадцать стульев" и "Золотого теленка" не знали еще, что у турецкоподданного кроме сына Марии Остапа Бендера,  были еще и внуки Алик Мирзоян и Артур Храповицкий.

  Когда  в середине прошлого века создавался ракетный щит  Родины, в нашем КБ потребовались специалисты, знающие специфику строймонтажных работ для проведения авторского надзора при  строительстве стартовых позиций. В КБ был образован отдел по  авторскому надзору и объявлен набор специалистов, владеющих   особенностями  строймонтажа. Вот так и попали к нам "внуки" турецкоподданного. Кадровики взяли их на работу , очевидно из-за чистых  анкет, невинных глаз и способностей отличить винт от шурупа.

   Через месяц стажировки мы командировали обоих в воинскую часть, где шло строительство позиционного района для постановки на дежурство  боевых ракет. А там, в гарнизоне они познакомились с женами офицеров, отбывших  в командировку для повышения квалификации. Подруги продали кое-какую мебелишку и укатили с "внуками" на  приветливое  черноморское побережье Крыма.

   Скандал был страшный!  Кадровики рвали на себе волосы. Обоих "внуков" пришлось уволить, а что стало с женами, я не интересовался. Наверное, там с ними тоже разобрались как положено. А полк, в котором служил Олег Ломов дислоцировался в этом же гарнизоне и  поэтому он в подробностях знал всю эту нашумевшую историю.

   Мы покурили,  посмеялись и Олег продолжил дальше:

  "Я ведь и раньше  бывал в этих местах. Ты же, наверное, помнишь аварию при подготовке к пуску ракеты после ее длительного хранения? Стрелял  как раз наш полк. Я тебя  сейчас  вспомнил,  так как ты был в комиссии по расследованию причин аварии.  Меня тогда представили к  награждению медалью, которую я так и не получил".

   Я тоже вспомнил этот случай. При заправке ракеты произошел пролив окислителя, и  из наполнительного устройства  струйка окислителя по  поверхности бака попала на горловину горючего. Произошло возгорание. Огонь перекинулся на установщик и все могло окончиться взрывом с многочисленными жертвами и разрушениями.

    Умелые действия лейтенанта Ломова, который командовал пожарным расчетом, предотвратили эту возможную катастрофу и комиссия Главкома отметила этот факт, представив его к награде медалью "За боевые заслуги".   Командиру полка  определили служебное несоответствие и он был уволен из армии. А  конструкторы на всех последующих ракетах разнесли расположение заправочных горловин в противоположные стороны.
   А Олег продолжал свой рассказ:
   "Когда мы  завершили и свою работу, наш полк  вернулся со стрельб и я помчался домой, возбужденный предстоящей встречей с моей ненаглядной любимой женой, свадьба с которой  у нас состоялась сразу после окончания училища и назначения в часть. Открыв дверь я увидел в нашей постели прапорщика из гарнизона.

   Обида и ярость залили мне глаза! В нее я всадил две пули, а его заставил лизать мои  запыленные  дорогой сапоги. Он скулил  и лизал, скулил и лизал, пока меня не оттащили прибежавшие на выстрелы соседи.
   
   Приговорили меня к "вышке", но спасла медаль и  расстрел заменили десятью годами. Свой срок я отмотал от звонка до звонка, вышел на свободу, устроился сначала разнорабочим в  Строймонтажное управление № 14, а потом потихоньку освоил профессию "сварного". Теперь у меня замечательная семья, любящая жена, двое смышленых пацанов, я неплохо зарабатываю и вроде бы все О`кей!
   
   Ты знаешь, лежа на нарах, если тебя не свалила усталость, думается многое. Какое право я имел распоряжаться жизнью, которую давал не я? Молодой был, горячий и не ведал, что творю. Все-таки надо было меня казнить! А она? Тоже была молодая и  легкомысленная. Хотелось приключений и звала природа естества.
   
   На гражданке таких случаев полно и их никто не замечает, кроме родных и сослуживцев, а в военных городках это событие!"
 
   Я подумал, что если бы мы с Олегом Ломовым встретились сегодня, он добавил бы:

   "Вспомните Тодоровского "Анкор, ещё  анкор"!" Преувеличил, конечно режиссер,  но в общем, похоже на правду. Офицеры  на службе, а жены чем заняты? С их трудоустройством не так-то просто. Ну, доктора и учителя еще могут найти работу, да и то не все, а другие? Проблема! Вот и случаются всякие ЧП! Рассказывали, что в таком же гарнизоне, только на севере, капитан первого ранга гонялся за своей женой с топором в руках. Говорили, что догнал.
   
   Простить надо их, этих женщин. Не они виноваты. Мы, мужики, тоже хороши!  Сразу после свадьбы  забываем все комплименты, которые расточали  своим невестам до свадьбы. А они их ждут! На то мы и люди со своими страстями и заблуждениями.

   Станислав Говорухин призывал нас: "Благословите женщину!"  Мы и  должны благословлять тех, кто  пошел  за своими лейтенантами не ведая, что их ждет впереди. То ли станут генералами и получат назначение в столичные города, то ли  будут мотаться по дальним гарнизонам, да так и выйдут в отставку без папахи. Каждому свое!  Но все равно заслуживают уважения за свою прожитую жизнь и службу Родине"!
   А тогда, во время нашей беседы, на некоторое время Олег задумался.

  - Скажи, разве я не прав?
  - Да прав ты, Олег,  прав! Только стрелять, все-таки не надо было!

   Мы помолчали, покурили. А тут из-за поворота дороги показалась и "шаланда" с долгожданным грузом и мы направились к своим рабочим местам и обязанностям.

   А вскоре СМУ-14  закончило  все свои работы на площадке и перевело своих людей и оборудование на  другой объект. Больше я Олега Ломова  никогда не встречал.