Полицаи. Дополнение от читателя

Поговорим За Жизнь
Олег Киселёв.
Тот, кто убил одного человека - преступник. Тот, кто убил много людей - тем более преступник. Никаких сомнений.
В 1941 году мне было 9 лет. Но я хорошо помню, что происходило вокруг и о чем говорили тогда взрослые.
В 1941 году жили мы в селе (теперь - город) Гоголев Броварского района Киевской области. Слышал я, что были крестьяне, ждавшие прихода немцев. Большинство из них не были националистами. У них когда-то была земля, которую отобрали при создании колхозов. Они надеялись, что немцы распустят колхозы и раздадут крестьянам землю. В сентябре 1941 года в Гоголев вошли немецкие войска. Моя мама была учительницей. Первые немецкие солдаты, вошедшие в нашу квартиру, задали первый вопрос - не прячутся ли у нас красноармейцы? А второй вопрос - где часы? По праву победителей они считали, что могут взять все, что им захочется. Запасов продуктов и ценных вещей у нас не было, хозяйственные вещи солдатам не сподручно таскать с собой, а вот наручные или карманные часы, по тем временам ценность, которую можно положить в карман или рюкзак, а потом выменять на что-то. Немецкие солдаты были очень удивлены, что в доме у учительницы был только ненужный им будильник.
Возвращаюсь к местным крестьянам. Их ожидало разочарование. В Киевской области немецкая власть не распустила колхозы! (Я пишу о том, что я знаю. Что было в других областях, мне не известно). Ведь удобнее забирать продукты с колхозных амбаров и сараев, чем с личных крестьянских дворов. Колхозам даже не присваивали новые названия. Формально колхоз полагалось называть "громадським господарством", но в просторечьи говорили "бывший колхоз имени Ленина", "бывший колхоз Червона Украина" и т.д. В районном центре Бровары всем командовал немецкий офицер - Районный сельскохозяйственный комендант (по-немецки: Kreislandwirtschaftsfuehrer- Крайсландвиртшафтсфюрер) герр Ганенкампф. Он назначил начальника главного районного сельскохозяйственного управления Григоренко (большого подлеца, после особождения Украины Красной Армией этот Григоренко как предатель был повешен).
Руководители колхозов назначались районным руководством. Крестьян заставляли выходить на работу, им начислялись, как и в советское время, трудодни. Через полтора года и меня заставили неделю поработать в колхозном саду - собирать с деревьев вредителей. Работали мы, десятилетние, под руководством учителей и колхозного бригадира. За шесть дней работы начислили мне 6 трудодней, а месяца через два меня вызвали в школу и вручили мне по 6 грамм сахара за каждый трудодень, итого 36 (тридцать шесть) грамм сахара.
Теперь о полицаях. Когда в Гоголеве объявили набор в полицию, многие сельские парни стремились туда попасть - выдадут одежду и обувь, деньги и продукты, да и соседи станут взятки давать, кто за подложную справку, кто за что-то другое. А в то, что еще вернется советская власть, в первый год оккупации еще не верили. Видели, как отступала Красная Армия, видели, сколько немецкой техники проезжало через село по шоссе, направляясь на Москву. Была и стандартная цена для взятки - сулея самогона (сулея - украинское название стеклянной бутылки емкостью три-четыре литра).
Другой путь набора в полицейские отряды - вербовка военнопленных из лагерей. Приходит по заданию немцев в такой концлагерь представитель украинских националистов: "Кто здесь настоящий украинец? Идите в наши отряды - выдадут одежду и обувь, деньги и продукты, будете бороться против жидобольшевиков!" А в лагере - умирать или от голода, или от болезней, или от холода замерзнуть ...
Потом приходит по тому же заданию перешедший к немцам русский: "Кто здесь настоящий русский? Кто хочет бороться против жидобольшевистской безбожной власти?" Ну, и те же материальные посулы.

Потом приходит по тому же заданию перешедший к немцам казак: "Кто здесь настоящий казак? Братья-казаки! Помните расказачивание? Поможем немцам бороться с врагами казачества!"
Были и те, которые не шли на такие посулы - вспомним вмороженного немцами в лед генерала Карбышева, вспомним бывшего командующего Добровольческой Армией генерала Деникина, который отверг предложение германского штаба возглавить Казачью армию, воевавшую на стороне немцев. Деникин на предложение бороться против Красной России, ответил: "Россия цвета не имеет!"
Но, увы, были и такие, которые стали служить гитлеровцам. Некоторые из них убеждали себя - подкормлюсь и убегу! Но их быстро повязывали кровью - прикажут вешать или расстреливать. Кто хоть один раз совершил такое преступление, тому дорога назад закрыта.
12.10.2014 02:27
***
Олег дал разрешение публиковать и цитировать этот материал - ещё одну страницу памяти войны - за что ему огромная благодарность. Будем помнить.
Из рецензии к публикации http://www.proza.ru/2010/04/12/226